Дело № 5-450/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 августа 2018 года город Волгоград
Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Костюк И.И. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении председателя территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
17 мая 2018 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области в отношении председателя территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 17 мая 2018 года в 10 часов 00 минут в комитете по адресу <адрес> по итогам административного расследования проведенного должностным лицом комитета, в действиях председателя ТОС «Староселье» <адрес> ФИО1 выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, а именно в ходе осмотра балки, расположенной в <адрес>, установлен фат размещения отходов – бой железобетонных изделий (код по ФККО – 34620002205).
Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание председатель территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила возражения, согласно которым вину в совершении административного правонарушения не признает, просит прекратить производство по делу, дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указала, что в действиях председателя территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Выслушав представителя комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области ФИО2,. исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 29 март 2018 года должностным лицом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> на основании обращения ФИО3, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушений и проведении административного расследования по фату размещения отходов железобетонных изделий в балке, расположенной в <адрес> по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении от 17 мая 2018 года № 10 /688-05-18, 17 мая 2018 года в 10 часов 00 минут в комитете по адресу <адрес> по итогам административного расследования проведенного должностным лицом комитета, в действиях председателя ТОС «Староселье» <адрес> ФИО1 выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, а именно в ходе осмотра балки, расположенной в <адрес>, установлен фат размещения отходов – бой железобетонных изделий (код по ФККО – 34620002205).
В рамках проведения административного расследования были получены письменные объяснения от следующих лиц: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7.
Из письменных объяснений ФИО4, ФИО5, ФИО6 следует, что по территории С.Староселье проходит балка, разделяющая село на две части. Весной талые воды заполняют балку. В 2015 году для укрепления моста через балку жителями с.Старсоелье завозились в балку строительные материалы. Кто конкретно завозил отходы железобетонных изделий не известно.
Из письменного пояснения ФИО7 и ФИО3 следует, что по территории <адрес> проходит балка, разделяющая село на две части. Весной талые воды заполняют балку. В данный момент балка захламлена строительным мусором. Строительный мусор в балку был завезен председателем ТОС «Староселье» ФИО1, что лично видели ФИО7 и ФИО3
Земельный участок, распложенный в <адрес>, по которому проходит балка, относится к категории земель: земли населенных пунктов и находится на землях общего пользования. Данный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности и никому ни на каком праве не предоставлялся.
Земельный участок входит в границы территории, на которой осуществляет свою деятельность территориальное общественное самоуправление ТОС «Староселье». Председателем совета ТОС «Староселье» является ФИО1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении председателя территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1
Вместе с тем, доказательств того, что председателем территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 в балке, расположенной в <адрес> были размещены отходы в виде железобетонных изделий в материалах дела не имеется.
Так при отборе объяснений государственный инспектор не предупреждал опрашиваемых лиц об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ.
По вызову в судебное заседание, для подтверждения своих пояснений под подписку об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО3 не явились.
В связи с чем, указанные объяснения ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО3, не могут быть признаны достоверными доказательствами по делу и положены в основу постановления.
При этом, на протяжении всего производства по настоящему делу председатель территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 отрицала факт совершения вменяемого ей административного правонарушения, приводя доводы о том, что не размещала строительный материал в балке <адрес>, поскольку у председателя ТОС «Староселье» отсутствуют права и обязанности по исполнению деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статья 2.4. КоАП РФ предусматривает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В подтверждение своих доводов председатель территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 представлены следующие документы:
-свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации №3414084438 07.12.2009г. из которого следует, что ТОС «Староселье» зарегистрирован в качестве юридического лица и председателем была избрана ФИО1
-устав ТОС «Староселье».
Так в п. 3.3 Устава закреплены основные направления деятельности ТОС, и в данный пункт не включена деятельность ТОС «Староселье» по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно разделу 4 Устава вопросы организации и осуществления ТОС решаются на собрании жителей, которые являются высшим руководящим органом. Исполнительным органом избранным собранием жителей является совет ТОС и руководитель Совета – председатель Совета ТОС.
В соответствии с п. 5.3 Раздела 5 Устава ТОС «Староселье» председатель Совета представляет интересы населения, обеспечивает исполнения решений принятых на конференции жителей.
Из вышеприведенного следует, что любая деятельность председателя Совета ТОС, как должностного лица исполнительного органа ТОС, осуществляется на основании решений, принятых на общем собрании (конференций) ТОС.
Доказательств тому, что жители села проводили собрание по вопросу размещения отходов в балке села Староселье и приняли решение по вопросу размещения отходов в балке не представлено и судом не добыто.
Согласно справки от 26 июня 2018 года ТОС «Староселье» в журнале регистрации протоколов общего собрания отсутствуют сведения о проведенном общем собрании жителей ТОС на котором бы принималось решение о размещении отходов металлических изделий в балке.
Тогда как любая деятельность председателя как должностного лица исполнительного органа ТОС, осуществляется на основании решений принятых на общем собрании жителей ТОС, оформленных в виде протоколов собрания ТОС.
Согласно справке от 26 июня 2018 года на балансе ТОС «Староселье» отсутствует имущество, в том числе мост через балку, следовательно, нет законных оснований распоряжаться данным имуществом, то есть проводить работы по его укреплению, захламлению и т.д.
Согласно сведениям о юридическом лице, находящемся в едином государственном реестре юридических лиц единственным видом деятельности ТОС «Староселье» является ОКВЭД 94.99, т.е. деятельность общественных организаций, не включенных в другие группировки.
Установленные обстоятельства и доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, материалами дела не опровергаются.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что председатель ТОС «Староселье», ФИО1 разместила отходы железобетонных изделий в балке, осуществляя организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции, как не представлено и доказательств того, что в балке размещены именно отходы производства и потребления, а не строительный материал или иное.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрен-а административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что в материалах дела нет достаточных доказательств вины председателя территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 в совершении административного правонарушения, то имеются основания для прекращения производства по делу, в связи с отсутствием в действиях председателя территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении председателя территориального общественного самоуправления «Староселье» ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд, путем подачи жалобы в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья И.И. Костюк
Справка: резолютивная часть постановления оглашена 09 августа 2018 года. Мотивированное постановление изготовлено 13 августа 2018 года. В силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Судья И.И. Костюк