Дело № 5-450/2023
УИД 35RS0010-01-2023-005607-27
Протокол № от 10.05.2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Вологда 17 июля 2023 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Улитина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Департамента экономического развития Вологодской области Климанова Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Вологды Вологодской области, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт №, <данные изъяты>
установил:
10 мая 2023 года в отношении Климанова Е.А. составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которого Климановым Е.А.. не соблюдены требования пп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 45 Правил №, п.п. 4.3.3. п. 4.3 Соглашения №, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Климанов Е.А. в судебное заседание не явился, действовал через представителя.
Представитель Климанова Е.А. по доверенности Матко И.В. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась, указала, что Климановым проведены все возможные действия в целях достижения значений, указанных результатов, предприняты все предусмотренные законодательством действия по обеспечению возврата в федеральный бюджет денежных средств и предприняты все действия, направленные на профилактику достижения результатов в будущем в связи с недостижением результата в прошедших годах предоставления субсидии. Просила освободить Климанова от административной ответственности и вынести устное замечание.
Заслушав объяснения представителя привлекаемого лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В основу протокола об административных правонарушениях положено следующее: Климанов Е.А., являясь начальником Департамента экономического развития Вологодской области при выполнении своих должностных обязанностей допустил факты нарушения порядка и (или) условий предоставления (расходования) бюджетных трансфертов, выразившиеся в недостижении показателей результативности использования субсидии, в том числе:
-по состоянию на 01.01.2022 не обеспечено достижение значений результата использования субсидии, установленных в соответствии с приложением № к соглашению № (в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2021 г. № №), по направлению расходов – государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в субъектах РФ (субсидия в виде имущественного взноса автономной некоммерческой организации «Центр гарантийного обеспечения малого среднего предпринимательства»), результату использования субсидии - субъектам МСП обеспечено предоставление поручительств (гарантии) региональными гарантийными организациями (объем финансовой поддержки, казанной субъектам МСП, при гарантийной поддержке РГО), фактически достигнутые значения, на отчетную дату, с даты заключения соглашения составили 84,4478 млн. рублей, из них с начала текущего финансового года – 484,4438 млн. руб., при плановых значениях, с даты заключения соглашения - 561,3974 млн. руб., из них с начала текущего финансового года – 561,3974 руб;
-по состоянию на 01.01.2023. не обеспечено достижение значений результата использования субсидии, установленных в соответствии с приложением № к соглашению № (в редакции дополнительного соглашения от 22 декабря 2022 г. №), по направлению расходов - государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в субъектах РФ (субсидия в виде имущественного взноса автономной некоммерческой организации «Агентство развития Предпринимательства Вологодской области «Мой бизнес»), результату (использования субсидии - Субъектами малого и среднего предпринимательства осуществлен экспорт товаров (работ, услуг) при поддержке центров поддержки экспорта (количество субъектов малого и среднего предпринимательства — Репортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг центров поддержки экспорта), фактически достигнутые значения, на отчетную дату, с даты соглашения составили 62 единицы, из них с начала текущего - 18 единиц, при плановых значениях, с даты заключения соглашения – 83 единицы, из них с начала текущего финансового года – 39 единиц.
Из представленных документов усматривается, что по федеральному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» на 20.12.2021 процент достижения планового результата достиг 86,29%, при этом неизрасходованные денежные средства возвращены в федеральный бюджет.
Кроме того, письмом Минэкономразвития России № № от 03.07.2023 плановые значения указанных результатов федеральный проектов, в том числе «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2021 и 2022 годы достигнуты и не требуют корректировки на федеральном уровне, таким образом отсутствуют замечания к предложению Правительства Вологодской области по маркировке недостигнутых результатов, срок исполнения которых наступил в 2021 и 2022 годах, признаком «не будет достигнут» на региональном уровне.
По субсидии АНО «Агентство развития предпринимательства Вологодской области «Мой Бизнес» (далее - АНО «Мой бизнес») в размере 86 398 389 (Восемьдесят шесть миллионов триста девяносто восемь тысяч триста восемьдесят девять) рублей 84 копейки.
Значение результата предоставления субсидии не достигнуто по состоянию на 1 января 2023 года, процент исполнения составляет 46%.
Согласно пояснений представителя Климанова Е.А. Неисполнение данного показателя напрямую связано с кризисными условиями, определяемыми санкционными ограничениями и спецификой региона по реализации экспортной продукции (несырьевого неэнергетического) в сфере лесопереработки, обусловлено негативным влиянием санкций на экспорт лесопромышленного комплекса, предприятия которого были основными получателями поддержки в ЦПЭ. В частности, с 08.04.2022 действие сертификатов FSC приостановлено на всей территории Российской Федерации. После вступления в силу пятого пакета экономических санкций Евросоюза -10 июля 2022 года, который предусматривает запрет на импорт лесопродукции из России.
В целях исполнения показателя в 2022 году ЦПЭ Вологодской области предпринят ряд мер по достижению показателя: переформатирование услуг на размещение на ЭТП, ориентированные на азиатский рынок, с ожидаемым отсроченным эффектом; расширение географии поиска партнеров для субъектов МСП; мониторинг заключенных экспортных контрактов получателями поддержки прошлых периодов; поиск новых получателей поддержки.
Таким образом, Климановым Е.А. приняты все зависящие от него меры, для достижения результата.
Субъективной стороной административного правонарушения характеризуется как неосторожной (небрежной), так и умышленной формами вины. В этой связи, для установления вины должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса, достаточно установить факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, а также то, что должностное лицо является главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены эти межбюджетные трансферты, совершило нарушение по неосторожности.
На основании изложенного, учитывая, что по одному из обстоятельств - федеральному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» нарушений не установлено, т.к. письмом Минэкономразвития России №№ от 03.07.2023 указанный федеральный проект считается достигнувшим результат и не требующим корректировки на федеральном уровне. А по второму неисполнение результатов связано с объективными причинами, не зависящими от воли Климанова, при этом, неизрасходованные субсидии возвращены в федеральный бюджет, прихожу к выводу, что в данном случае отсутствует субъективная сторона административного правонарушения(вина привлекаемого лица) – а значит и отсутствует состав административного правонарушения.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 29.9, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Климанова Е. А. прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение 10-ти дней с момента его получения.
Судья О.А. Улитина