копия
Дело №5-452/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск 03 октября 2017 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вальков А.А. (г. Красноярск, пр. Ульяновский, 4 «И» каб. 107), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр», юридический адрес: 660135, <адрес>, ИНН №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «АЗУР Эйр» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, выразившееся в повторном неисполнении требования по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные ч.1 ст.11.15.15.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
На основании распоряжения начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 16.05.2017г. №-р в период с 26.06.2017г. по 03.07.2017г. была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «АЗУР Эйр» в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, установленных Федеральным законом от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее №16-ФЗ) и иными нормативно-правовыми актами, утверждёнными в соответствии с №16-ФЗ.
ООО «АЗУР ЭЙР» эксплуатирует на законном основании 7 воздушных судов Boeing 757-200: VQ-BQA; VQ-BEZ; VQ-BEY; VQ-BKF; VQ-BKB; VP-BLV; VP-ВРВ, а также 3 воздушных судна Boeing 767-300: VP-BUV; VP-BUX; VP-BUY, и 5 воздушных судов Boeing 767-300ER: VQ-BSX; VQ-BSY; VQ-BXW; VQ-BUO; VQ-BUP.
Заключения об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности выданы Красноярским МТУ ВТ Росавиации: для ВС - Boeing 757-200 от 21.07.2016г. №, Boeing 767-300ER от 22.07.2016г. №, Boeing 767-300 от 16.05.2017г. №.
Таким образом, юридическое лицо ООО «АЗУР ЭЙР», используя на
законных основаниях транспортные средства (воздушные суда) - относится к
субъекту транспортной инфраструктуры. -
В соответствии с п.8 №16-ФЗ разработаны и утверждены приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» (далее - Требования).
Согласно п.4 Требований, требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах.
В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности: В нарушение пункта 5.14 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № (далее - Требования): в Субъекте транспортной инфраструктуры допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС, а также привлекаются к исполнению обязанностей по защите ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности 107 сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что ранее, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «АЗУР Эйр» за нарушения требований транспортной безопасности было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Данные нарушения Требований транспортной безопасности были выявлены в результате плановой выездной проверки, проводимой согласно распоряжению от 29.03.2016г. №-р. По выявленным нарушениям юридическому лицу выданы предписания от 25.04.2016г. ЗС №.03-10.42-ТБ и ЗС №.03-10.44-ТБ об устранении нарушений. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26.04.2016г. №. Постановление от 20.04.2016г. № о привлечении к административной ответственности оспаривалось юридическим лицом. Решением от 23.08.2016г. №А45-9128/2016 Арбитражного суда <адрес> юридическому лицу в заявлении о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания - отказано. Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016г. по делу №А4 5 -9128/2016, решение Арбитражного суда <адрес> №А45-9128/2016 от 23.08.2016г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «АЗУР Эйр» - без удовлетворения. Штраф 50000 рублей по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ был оплачен юридическим лицом 02.11.2016г. Платёжное поручение № от 02.11.2016г. приложено в материалы административного дела.
Таким образом, юридическое лицо ООО «АЗУР Эйр», повторно нарушив «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № (пункт 5.14), совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В судебном заседании защитник ООО «АЗУР Эйр» ФИО2, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что вину в совершении инкриминируемого ООО «АЗУР Эйр» правонарушения не признает, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «АЗУР Эйр» в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, несоблюдением порядка возбуждения дела об административном правонарушении. Представил письменные возражения, из которых следует:
I. По мнению ФИО2 вывод административного органа о наличии события правонарушения не основан на положениях действующего законодательства в связи со следующим:
1) Пункты 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3, 22.3.4, 22.3.5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» (утверждены Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования) обязывают субъекта транспортной инфраструктуры оснастить транспортное средство определенными, указанными в данных правовых нормах техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее - ТСО ТБ).
1.1. В отношении п. 22.3.3 Требований административный орган не имеет
правовых оснований устанавливать повторность правонарушения, поскольку
Постановлением УГАН НОТЕ СФО Ространснадзора №, вынесенным
ДД.ММ.ГГГГ, (прилагается к настоящим возражениям) было установлено, что пункт
22.3.3 Требований об оснащении транспортных средств техническими средствами
обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими передачу
видеоизображения с инженерно-технических систем в реальном времени, является в
настоящее время требованием неисполнимым с технической точки зрения, так как
отсутствуют технические требования к передающей и принимающей изображение
аппаратуре, не определены частоты передачи данных, а также объекты для приема
таких передач, в связи с чем вина ООО «АЗУР эйр» в неисполнении требований п.
22.3.3 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствует (стр. 3
Постановления от ДД.ММ.ГГГГ.№).
В этой связи, по мнению заявителя, правонарушение, устанавливаемое Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в отношении п. 22.3.3 Требований, никак не может квалифицироваться как повторное.
1.2. Вменение административным органом в вину ООО «АЗУР эйр» отсутствия
оснащения воздушных судов ТСО ТБ (22.3.1, 22.3.2, 22.3.3, 22.3.4, 22.3.5 Требований)
основано на неверном определении всей совокупности правовых норм,
устанавливающих процедуры исполнения субъектом транспортной инфраструктуры
указанных положений Требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктами 2, 3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№), план обеспечения транспортной безопасности разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции и утверждается компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности эксплуатант обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ТС.
Между тем, утвержденным Красноярским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства воздушного транспорта «Планом обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств - воздушных судов Boeing 757-200 и Boeing 767-300 ООО «АЗУР эйр» предусмотрена установка ТСО ТБ только в 2019 г. и 2020 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ о транспортной безопасности реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
В этом отношении утвержденными Росавиацией Планами обеспечения транспортной безопасности определены следующие сроки выполнения п.п. 22.3.1. -22.3.5. Требований по обеспечению транспортной безопасности:
Для Плана обеспечения транспортной безопасности группы воздушных судов Boeing 757-200: декабрь 2019 года (копия заверенной Выписки из Плана прилагается к настоящим Возражениям);
Для Плана обеспечения транспортной безопасности группы воздушных судов Boeing 767-300: декабрь 2020 года (копия заверенной Выписки из Плана прилагается к настоящим Возражениям).
Таким образом, позиция административного органа о нарушении ООО «АЗУР эйр» пунктов 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3, 22.3.4, 22.3.5 Требований не согласуются с положениями законодательства о транспортной безопасности. Указанные положения Требований не содержат сроков исполнения предписаний по установке ТСО ТБ, в связи с чем не могут соблюдаться авиакомпаниями напрямую, вне рамок конкретного плана по обеспечению транспортной безопасности. Во всех случаях необходимо включение указанных положений в утверждаемый Росавиацией на основе оценки уязвимости план обеспечения транспортной безопасности конкретной авиакомпании. В этой связи ООО «АЗУР эйр» не пропущен срок соблюдения указанных положений Требований по обеспечению транспортной безопасности ввиду наличия конкретных сроков реализации соответствующего этапа планов по обеспечению транспортной безопасности воздушных судов ООО «АЗУР эйр» (2019 и в 2020 гг.).
1.3. В соответствии с п. 8 статьи 12.2. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Однако, в настоящее время сертифицированные ТСО ТБ в Российской Федерации отсутствуют.
При этом в соответствии с приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 132 "Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации» на экземпляре воздушного судна и каждом его компоненте должны отсутствовать изменения конструкции, которые не предусмотрены действующей эксплуатационной документацией (в том числе и сертификатом типа воздушного судна) и не согласованы с разработчиком воздушного судна или властями летной годности страны регистрации воздушного судна.
В этой связи внесение изменений в конструкцию воздушного судна, оснащение воздушного судна дополнительным оборудованием, не предусмотренным сертификатом типа воздушного судна и не согласованным с разработчиком воздушного судна, властями летной годности страны регистрации воздушного судна, лишает конкретный экземпляр воздушного судна сертификата летной годности, что делает невозможным его дальнейшую эксплуатацию.
Поэтому все предполагаемые к размещению на борту воздушного судна приборы и оборудование должны быть одобрены организацией-разработчиком конкретного типа воздушного судна, национальными властями летной годности страны регистрации воздушного судна, с внесением соответствующих изменений в конструкторскую, технологическую и сертификационную документацию, а монтаж должен осуществляться либо в организации-изготовителе конкретного экземпляра воздушного судна либо на ремонтном предприятии, имеющем разрешение национальных властей летной годности страны регистрации воздушного судна, на выполнение соответствующего вида работ.
Согласно п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все
зависящие от него меры по их соблюдению. 000 «АЗУР эйр» не имеет возможности для мгновенного исполнения п. 22.3.1, п. 22.3.2, п. 22.3.3, п.22.3.4, п. 22.3.5 Требований, сроки их исполнения в этой связи утверждены Росавиацией в планах по обеспечению транспортной безопасности на 2019 и 2020 г.
2) Согласно п. 5.13. Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В этой связи утверждение Ространснадзора о непрохождении обучения по транспортной безопасности 107 сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности неправомерно, поскольку такое обучение пройдено данными сотрудниками.
При этом в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не указаны ни должности, ни фамилии данных лиц, не прошедших, по мнению административного органа, обучение по транспортной безопасности.
Список сотрудников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, прилагается к настоящим Возражениям.
Прохождение указанными лицами подготовки и повышение квалификации по теме «Обеспечение транспортной безопасности» подтверждается действующими удостоверениями в количестве 107 шт., каждое Удостоверение содержит дату выдачи ДД.ММ.ГГГГ (копии прилагаются к Возражениям). Время плановой выездной проверки согласно стр. 4 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент проведения плановой проверки положения п. 5.13 Требований полностью соблюдены ООО «АЗУР эйр». В этой связи, ООО «АЗУР эйр» не допущено повторного нарушения п. 5.13 Требований.
3) Согласно п. 5.14. Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 «Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
В целях прохождения аттестации необходимо одновременное освобождение значительных групп лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности (командиров воздушных судов, КВС), от выполнения прямых должностных обязанностей (выполнение полетов).
По мнению ФИО2, ООО «АЗУР эйр» не имеет указанной возможности в связи с необходимостью выполнения плана полетов и неукоснительного соблюдения требований Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», в частности выполнения графиков чартерных рейсов и соблюдения иных прав потребителей.
По мнению ФИО2 ООО «АЗУР эйр», согласно п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ не может быть признано виновным в нарушении положения п. 5.14 Требований.
В связи с уменьшением интенсивности чартерных перевозок в осенне-зимний период и облегчением нагрузки на КВС, аттестация запланирована на ноябрь-декабрь 2017 г.
II. По мнению ФИО2, административным органом допущены нарушения процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении.
Событие правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ составляет повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 указанной статьи. Административным органом в этой связи не были в полной мере выполнены все предусмотренные в законе требования к оформлению протокола. В частности, как было отмечено выше, нарушение п. 22.3.3. Требований, указанное в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, не может ни при каких обстоятельствах квалифицироваться как повторное. Однако, как в отношении данного эпизода по п. 22.3.3 Требований, так и в отношении иных эпизодов, выявленных плановой проверкой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункты 5.13, 5.14, 22.3.1, 22.3.2, 22.3.4, 22.3.5 Требований), в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не указано, нарушения ООО «АЗУР эйр» каких пунктов Требований по обеспечению Транспортной безопасности было первичным, т.е. не указано за нарушения каких пунктов Требований по обеспечению транспортной безопасности ООО «АЗУР эйр» было привлечено к ответственности первоначально в 2016 г. по ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ поименованы лишь те нарушения конкретных норм закона, которые выявлены плановой проверкой в 2017 г. и указано на привлечение ООО «АЗУР эйр» к ответственности ранее в 2016 г. по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Простое указание в протоколе на привлечение юридического лица к ответственности ранее по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ не может рассматриваться как выполнение требований ч.2 ст. 28.2 КоАП по отражению в протоколе события административного правонарушения по ч.2 ст.11.15.1. КоАП РФ, поскольку описанные в протоколе выявленные вновь нарушения могут и не являться повторными по отношению к допущенным ранее. В этой связи нарушения иных требований нормативного акта, чем были допущены ранее (иные статья, пункт, хотя бы и содержащиеся в одном и том же нормативном акте), не может рассматриваться как повторное совершение соответствующего правонарушения и квалифицироваться как административное правонарушение по ч. 2 ст. 11.15.1 КАП РФ, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (например, Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А72-7667/2016; Постановление Пятого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А51-12330/2016).
Полагает, что административным органом в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 2 ст.28.2 КоАП РФ не отражено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.1.5.1 КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуального порядка фиксации всех значимых обстоятельств правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьёй 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Частью 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом рассматриваемого правоотношения выступают общественные отношения в области обеспечения и соблюдения транспортной безопасности.
Объективная сторона правонарушения заключается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности осуществляется Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ч.3 ст.12 вышеназванного Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.9 вышеназванного Федерального закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности. (ч.2 ст.9 №16-ФЗ).
Согласно ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).
Согласно п.4 Требований, требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах.
Из материалов дела следует, что ООО «АЗУР ЭЙР» эксплуатирует на законном основании 7 воздушных судов Boeing 757-200: VQ-BQA; VQ-BEZ; VQ-BEY; VQ-BKF; VQ-BKB; VP-BLV; VP-ВРВ, а также 3 воздушных судна Boeing 767-300: VP-BUV; VP-BUX; VP-BUY, и 5 воздушных судов Boeing 767-300ER: VQ-BSX; VQ-BSY; VQ-BXW; VQ-BUO; VQ-BUP.
Красноярским МТУ ВТ Росавиации выданы заключения об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности: для ВС - Boeing 757-200 от 21.07.2016г. №, Boeing 767-300ER от 22.07.2016г. №, Boeing 767-300 от 16.05.2017г. №.
Пунктом 3 Устава ООО «АЗУР Эйр» предусмотрена перевозка пассажиров, багажа и грузов по внутренним и/или международным воздушным линиям, а также осуществление авиационных работ.
Таким образом, юридическое лицо ООО «АЗУР Эйр», используя на
законных основаниях транспортные средства (воздушные суда) - относится к
субъекту транспортной инфраструктуры.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «АЗУР Эйр» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении плановой выездной проверки ООО «АЗУР Эйр» от 16.05.2017г. №-р; заключениями Красноярского МТУ ВТ Росавиации от 21.07.2016г. №, от 22.07.2016г. № и от 16.05.2017г. № об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности воздушных судов; актом проверки ООО «АЗУР Эйр» от 03.07.2017г. №; предписанием от 03.07.2017г. ЗС №.03-10.58-ТБ; предписанием от 03.07.2017г. ЗС №.03-10.59-ТБ; сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № о направлении акта и предписаний в адрес юридического лица; постановлением о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ. №; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. ЗС №.03-10.42-ТБ; предписанием от 25.04.2016г. ЗС №.03-10.44-ТБ; решением Арбитражного суда <адрес> от 23.08.2016г. №А45-9128/2016; постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016г. №А45-9128/2016; платёжным поручением от 02.11.2016г. №.
Так, в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 16.05.2017г. №-р в период с 26.06.2017г. по 03.07.2017г., установлено, что ООО «АЗУР Эйр» выявлены нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности, в том числе: В нарушение пункта 5.14 Требований: в Субъекте транспортной инфраструктуры допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС, а также привлекаются к исполнению обязанностей по защите ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности 107 сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО «АЗУР Эйр» по выявленным нарушениям требований транспортной безопасности были выданы предписания от 03.07.2017г. ЗС №.03-10.58-ТБ и
ЗС №.03-10.59-ТБ с установленными сроками исполнения выявленных
нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Пунктом 5.14 Требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод защитника ООО «АЗУР Эйр» об отсутствии нарушений пункта 5.14 Требований, поскольку в целях прохождения аттестации необходимо одновременное освобождение значительных групп лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности (командиров воздушных судов) от выполнения прямых должностных обязанностей, а ООО «АЗУР Эйр» не имеет указанной возможности в связи с необходимостью выполнения плана полетов и неукоснительного соблюдения требований Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, нахожу безосновательными.
Так, сам защитник ФИО2 в своих возражениях указывает, что в осенне-зимний период происходит уменьшение интенсивности чартерных перевозок и облегчение нагрузки на КВС, в связи с чем аттестация запланирована на ноябрь – декабрь 2017 года.
В то же время, как следует из представленного в суд административного материала, вступившим в законную силу постановлением начальника отдела надзора за авиационной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АЗУР Эйр» за нарушения требований транспортной безопасности было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Указанные в данном постановлении нарушения Требований транспортной безопасности были выявлены в результате плановой выездной проверки, проведенной по распоряжению от 29.03.2016г. №-р, по результатам которой ООО «АЗУР Эйр» были выданы предписания от 25.04.2016г. ЗС №.03-10.42-ТБ и ЗС №.03-10.44-ТБ об устранении нарушений. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26.04.2016г. №.
При этом, как следует из указанных документов, основанием для привлечения ООО «АЗУР эйр» к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ являлось в том числе нарушение п. 5.14 Требований, о том, что к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС, допускаются сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанное нарушение имело место и при предыдущей проверке, при этом, согласно предписанию серия ЗС №.03-10.42-ТБ от 25.04.2016г., указанное нарушение, предусмотренное п. 5.14 Требований, предписывалось устранить до 05.12.2016г.
Учитывая изложенное, ООО «АЗУР эйр», за указанный период, в том числе путем постепенного, поэтапного освобождения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, подлежащих аттестации, имело возможность и должно было провести их своевременную аттестацию.
Довод о том, что в протоколе об административном правонарушении не отражено, за какие нарушения ранее ООО «АЗУР эйр» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, не является основанием, препятствующим привлечению ООО «АЗУР эйр» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 11.1.5.1 КоАП РФ. Так, протокол об административном правонарушении содержит сведения о привлечении ООО «АЗУР эйр» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.1.5.1 КоАП РФ постановлением начальника отдела надзора за авиационной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления с отметкой о вступлении в законную силу имеется в материалах дела. Установлено, что указанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АЗУР эйр» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.1.5.1 КоАП РФ за аналогичное нарушение, установленное предусмотренное п. 5.14 Требований. Штраф ООО «АЗУР эйр» оплатило лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено платежным поручением.
Таким образом, допущенное нарушение является повторным.
В то же время, ООО «АЗУР эйр» не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 11.1.5.1 КоАП РФ за следующие нарушения, указание на которые подлежит исключению:
«В нарушение пункта 5.13 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № (далее - Требования): в субъекте транспортной инфраструктуры не осуществлена в полном объёме специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (не прошли обучение по транспортной безопасности 107 сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности).
В нарушение пункта 22.3.1 Требований: воздушные суда групп Boeing 767-300ER и Boeing 757-200 не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине пилотов.
В нарушение пункта 22.3.2 Требований: ТС (ВС групп Boeing 767-300ER и Boeing 757-200) не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне ТС.
В нарушение пункта 22.3.3 Требований: ТС (ВС групп Boeing 767-300ER и Boeing 757-200) не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени.
В нарушение пункта 22.3.4 Требований: ТС (ВС групп Boeing 767-300ER и Boeing 757-200) не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление проникновения подготовленного нарушителя на ТС и к критическим элементам ТС.
В нарушение пункта 22.3.5 Требований: ТС (ВС групп Boeing 767-300ER и Boeing 757-200) не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами.».
Так, оценивая представленные доказательства, доводы защитника ООО «АЗУР Эйр» об исключении указания на нарушения требований пунктов 5.13, 22.3.2, 22.3.3, 22.3.4, 22.3.5 вышеназванных Требований нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Защитником ООО «АЗУР Эйр» в подтверждение исполнения п.5.13 Требований в материалы дела представлены 107 копий удостоверений о повышении квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве воздушного транспорта в период с 28.02.2017г. по 06.06.2017г.
Таким образом, на момент составления акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокола об административном правонарушении – ДД.ММ.ГГГГ, требование, предусмотренное пунктом 5.13 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № ООО «АЗУР Эйр» было исполнено в полном объеме.
В соответствии с п. 5.32 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить ОТИ и/или ТС инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, выполнение Требований по отношению к обеспечению воздушных судов инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности соотносится со сроками, установленными планом обеспечения транспортной безопасности с учетом результатов оценки уязвимости, утвержденными соответствующим органом.
Согласно планам обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств – воздушных судов, утвержденных Красноярским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства воздушного транспорта, установлены сроки выполнения положений, предусмотренных пунктами 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3, 22.3.4 и 22.3.5 Требований для воздушного судна Boeing 757-200 – декабрь 2019 года, Boeing 767-300 - декабрь 2020 года. Указанный в планах обеспечения транспортной безопасности срок не истек.
Кроме того, Постановлением УГАН НОТЕ СФО Ространснадзора №, вынесенным 20.04.2016г., было установлено, что пункт 22.3.3 Требований об оснащении транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими передачу видеоизображения с инженерно-технических систем в реальном времени, является в настоящее время требованием неисполнимым с технической точки зрения, так как отсутствуют технические требования к передающей и принимающей изображение аппаратуре, не определены частоты передачи данных, а также объекты для приема таких передач, в связи с чем вина ООО «АЗУР эйр» в неисполнении требований п.
22.3.3 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствует.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения п. 5.14 требований по обеспечению транспортной безопасности в установленном законом порядке в материалы дела не представлено, доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что доказательств исполнения ООО «АЗУР Эйр» пунктов 5.14 вышеназванных Требований материалы административного дела не содержат.
При таких обстоятельствах, факт нарушения ООО «АЗУР Эйр» требований по обеспечению транспортной безопасности нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Вышеназванное бездействие ООО «АЗУР Эйр» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, юридическое лицо ООО «АЗУР Эйр», повторно нарушив пункт 5.14 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).
При определении вида и размера наказания суд учитывает конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «АЗУР Эйр», общественную опасность совершенного правонарушения. Смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости назначения ООО «АЗУР Эйр» минимального наказания в виде административного штрафа, предусмотренное для юридических лиц санкцией ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ - 100 000 рублей.
При этом, оснований для назначения ООО «АЗУР Эйр» наказания в виде административного приостановления деятельности, а также для освобождения данного юридического лица от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр», юридический адрес: 660135, <адрес><адрес>, ИНН №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Сумма штрафа должна быть перечислена в течении 60 дней по реквизитам: получатель – УФК по <адрес> (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора л/с 04511W01270), ИНН №, КПП №, наименование банка: Сибирское ГУ Банка России <адрес>, счет №, БИК 045004001, ОКТМО №, КБК №, УИН №, назначение платежа: штраф по делу об административном правонарушении.
На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Красноярска.
Судья А.А. Вальков
Копия верна: