ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 июля 2021 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,
с участием ФИО1,
рассмотрев материалы дела № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
должностного лица – ведущего советника отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Их протокола об административном правонарушении следует, что в ходе плановой выездной проверки, проводимой Контрольно-счетной палатой Иркутской области по вопросам законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Иркутской области бюджетам муниципальных образований для реализации органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения, на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № 119-п было установлено, что ФИО2, занимающая должность ведущего советника отдела коммунальных систем управления коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в период с 19.11.2020 г. по 31.12.2020 г., допущено нарушение порядка расчета объема межбюджетных трансфертов, установленного п. 34 Положения утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 02.06.2016 № 336-пп (далее – Положение № 336-пп), в связи с чем, начальником инспекции Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО4ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО2 вину не признала, дополнительно пояснила, что в ее должностные обязанности не входит принятие решений и право утверждения документов.
Выслушав пояснения ФИО2, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценивая как каждое из них в отдельности, так в их совокупности, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность при нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.
Согласно п. 3 ст. 139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными п. 3 ст. 139 БК РФ.
Из материалов дела следует, что между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее Министерство) и администрацией Верейского МО заключены 2 Соглашения о предоставлении субсидии в объеме 44 844,2 тыс. рублей (федеральный бюджет - 29 326,6 тыс. рублей, областной бюджет - 15 517,6 тыс. рублей).
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен размер субсидии, предоставляемый из областного бюджета местному бюджету 96,99% от общего объема бюджетных ассигнований - 7 721,9 тыс.рублей.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Иркутской области бюджету Верейского МО исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия уровня софинансирования, равного 99,35% - 37 122,3 тыс. рублей.
В целях строительства объекта капитального строительства, в том числе за счет средств областного и федерального бюджетов, администрацией Верейского МО заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно пунктам 2.1, 2.2 контракта №, стоимость работ по настоящему контракту (цена Контракта) определяется по результатам электронного аукциона и составляет 44 417,7 тыс.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 29 326,6 тыс. рублей. Дополнительным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанным министерством с администрацией Верейского МО объем межбюджетных трансфертов, установленный соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№, уточнен.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Соглашениями, соответствует цене муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного администрацией на строительство объекта водоснабжения (44 417,7 тыс.рублей). Средства областного бюджета предоставлены Верейскому МО шестью заявками на расход в период с 15.07.2019 по 25.10.2019 в объеме 43 965,0 тыс. рублей. В ходе проведения контрольного мероприятия КСП области дана оценка соблюдения министерством Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность, субсидии на реализацию мероприятий по приобретению оборудования для систем водоснабжения и субсидии на реализацию мероприятий по приобретению специализированной техники для водоснабжения населения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № от 02.06.2016 г. (далее Положение №-пп) в части расчета размера субсидии.
На дату исполнения министерством субсидии (25.10.2019 года) Положение №-пп действовало в редакции от 21.10.2019 года. Расчет размера субсидии на развитие водоснабжения в сельской местности установлен пунктом 34 Положения №-пп (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). В случаях, когда по мероприятию предусмотрено софинансирование за счет средств: федерального бюджета, расчет осуществляется в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта - Положения №-пп. Финансирование мероприятия по строительству водопровода осуществлялось, в том числе, за счет средств федерального бюджета, о чем свидетельствует Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от ДД.ММ.ГГГГ -№, муниципальный контракт № (пункт 2.2).
Согласно пункту 2.1 Соглашения, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Соглашение №) общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Иркутской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 37 122,3 тыс. рублей. Исходя из расчета установленного пунктом 34 Положения №-пп (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предельный размер субсидии, который министерство могло предоставить Веренскому МО в 2019 году составляет 42 883,2 тыс. рублей (29 277,5+13 605,7). По факту министерством в период с 15.07.2019 по 25.10.2019 предоставлена субсидия в адрес Верейского МО в сумме 43 965,0 тыс. рублей, т.е. на 1 081,8 тыс. рублей больше, чем установлено порядком предоставления субсидии, утвержденным Положением №-пп (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно распоряжения министра жилищной политики и энергетики Иркутской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№-мр-л ФИО2 назначена на должность ведущего советника отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области.
В подтверждение виновности ФИО2 судье представлены:
- протокол об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении ведущего советника отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области ФИО2;
- уведомление о дате, времени и месте составления протокола от ДД.ММ.ГГГГ№;
- распоряжение о продлении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ№-П;
- акт по результатам проверки министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, проведенной в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Иркутской области бюджетам муниципальных образований для реализации органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения, закрепленных за ними <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» №-а от ДД.ММ.ГГГГ;
- объяснения от ДД.ММ.ГГГГ№ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о рассмотренном акте №-а от ДД.ММ.ГГГГ;
- соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого, установлен общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Иркутской области бюджету Верейского МО, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия уровня софинансирования, равного 99,35% - 37 122,3 тыс. рублей;
- соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого установлен размер субсидии, предоставляемый из областного бюджета местному бюджету 96,99% от общего объема бюджетных ассигнований - 7 721,9 тыс.рублей;
- соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого финансирование мероприятия по строительству водопровода осуществлялось, в том числе, за счет средств федерального бюджета;
- дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ к соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Веренского МО в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на развитие водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ№;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство локального водопровода в <данные изъяты>;
- измененный перечень муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на развитие водоснабжения в сельской местности в 2019 г.;
- распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-мр-л о назначении на должность ФИО2, согласно которого ФИО2 назначена на должность ведущего советника отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области;
- должностной регламент ведущего советника отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области утвержденного министром жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 27.03.2018 г. на 2019 г.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 7 Должностного регламента ведущего советника отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области предусмотрено, что ФИО2 обязана, в том числе, осуществлять подготовку проектов документов, своевременно и качественно выполнять поручения начальника отдела.
Между тем, из представленных материалов дела следует, что в силу установленных полномочий соглашения о предоставлении субсидии заключались министром жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, при этом, документы, содержащие перечень объектов капитального строительства, на которые предоставляется субсидия, а также информацию о размере субсидии, подписаны министром.
Таким образом, субъектом ответственности по статье 15.15.3 КоАП РФ может являться только руководитель органа, осуществляющий финансовый контроль и обладающий полномочиями по принятию решений о перераспределении бюджетных ассигнований, то есть лицо, осуществляющее контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Ведущий советник отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области ФИО2 не является распорядителем бюджетных средств и лицом, наделенным правом подписи, соответствующих финансовых документов, следовательно, не может быть субъектом ответственности.
При таких обстоятельствах, должностным лицом Контрольно-счетной палаты Иркутской области не представлено доказательств того, что ведущим советником отдела коммунальных систем в управлении коммунальной инфраструктуры министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области ФИО2 были допущены нарушения, связанные с порядком предоставления межбюджетных субсидий.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.24.5, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении ФИО2 прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья: О.Ю. Шатаева
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2021 г.
Судья О.Ю. Шатаева