ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-453/2022 от 16.08.2022 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тверь 16 августа 2022 года

Пролетарский районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Виноградова Р.И., (адрес суда: <...>),

с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО5,

рассмотрев дело, представленное Тверским таможенным постом Смоленской таможни Федеральной таможенной службы об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.16 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в отношении Мовсесяна ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты> зарегистрированного по адресу: <адрес>,

установил:

29 июня 2021 года в 17 часов 42 минуты на СВХ ООО «Тверской таможенный терминал» на временное хранение был помещен товар - транспортное средство марки «MERSEDES BENZ S 500», идентификационный номер VIN: , по отчету о принятии товара на хранение (форма ДО-1 № 000733 от 29 июня 2021 года, номер записи в журнале регистрации в таможенном органе: 10113160/290621/0000717), поступивший в адрес ФИО7, зарегистрированного по адресу: <адрес>.

Срок временного хранения товара исчисляется с 30 июня 2021 года (т.к. отчет по форме ДО-1 выступает в качестве «Представления документов для помещения товаров на временное хранение», зарегистрированный – 29 июня 2021 года, срок временного хранения исчисляется со дня следующего за днем регистрации документа), по 30 октября 2021 года (включительно).

Однако, согласно п. 6 ст. 4 ТК ЕАЭС, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В связи с объявленными с 30 октября 2021 года по 07 ноября 2021 года Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г.» нерабочими днями, ближайшим следующим рабочим днём является 08 ноября 2021 года, что в соответствии с п. 6 ст. 4 ТК ЕАЭС является днем окончания срока.

На основании вышеизложенного срок совершения действий по помещению товара (транспортное средство) под таможенную процедуру должен был быть произведен не позднее 08 ноября 2021 года (включительно).

15 октября 2021 года в адрес регистрации ФИО7 было направлено уведомление о предстоящем истечении срока временного хранения данного товара.

04 ноября 2021 года ФИО1, действующий от имени ФИО7 по доверенности, сообщил в письменной форме (вх. № 2250 от 04 ноября 2021 года) об отсутствии денежных средств для обеспечения действий по помещению товара под таможенную процедуру.

09 ноября 2021 года срок временного хранения товаров, помещенных на временное хранение по ДО-1 от 29 июня 2021 года № 000733, истек.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО7, в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Должностное лицо ФИО5 в судебном заседании полагал, что при проведении административного расследования по данному делу собрано достаточно доказательств подтверждающих вину ФИО7, просил привлечь его к административной ответственности.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения должностного лица, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст. 89 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ) содержание временного хранения товаров, сроки их временного хранения, права и обязанности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, помещаемых на временное хранение, и их представителей установлены соответственно статьями 98, 100 и 101 Кодекса Союза. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, вправе совершать с такими товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии. Операции в отношении товаров, находящихся на временном хранении, указанные в пункте 2 статьи 102 Кодекса Союза, совершаются с разрешения таможенного органа. Порядок выдачи (отказа в выдаче) указанного разрешения таможенного органа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

В соответствии с п.1 ст.98 ТК ЕАЭС под временным хранением понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения или в иных местах, определенных ст. 99 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 101 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца.

В соответствии с п. 3 ст. 101 ТК ЕАЭС по истечении срока временного хранения товаров товары, выпуск которых не произведен либо в отношении которых не получено разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Статьями 83, 84, 401, 260, 404, 405 ТК ЕАЭС установлено, что декларантом может быть лицо государства – члена Союза заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки, который обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, а также физические лица государств-членов ЕАЭС или иностранные физические лица, достигшее 16-летнего возраста, имеющие на момент пересечения таможенной границы ЕАЭС право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров для личного пользования.

Декларант вправе поручить совершение от своего имени таможенных операций по таможенному оформлению товаров таможенному представителю, который обладает теми же правами, что и уполномочивающее его лицо.

Декларация на товары, которые помещаются под выбранную таможенную процедуру, подается декларантом или таможенным представителем правомочному таможенному органу (статья 109 ТК ЕАЭС).

Согласно статьям 127, 128 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под выбранную лицом таможенную процедуру. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 152 ТК ЕАЭС в случае если иное не предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в п. 3 ст. 151 настоящего Кодекса, лица, указанные в п.п. 1 – 3 п. 1 ст. 83 настоящего Кодекса, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Административная ответственность по ст. 16.16 КоАП РФ наступает за нарушение сроков временного хранения товаров.

Вина ФИО7 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ, подтверждается совокупностью письменных доказательств имеющихся в материалах административного дела, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 05 мая 2022 года, в котором зафиксировано событие административного правонарушения (т.2 л.д.63-74);

- копией заявления ФИО7 о помещении автомобиля на временное хранение от 29 июня 2021 года (т.1 л.д.11);

- отчетом о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 000733 от 29 июня 2021 года (т.1 л.д.12);

- уведомлением о предстоящем истечении срока временного хранения от 15 октября 2021 года № 10113160/151021/000052/У (т.1 л.д.22);

- актом об истечении сроков временного хранения от 09 ноября 2021 года № 10113160/091121/000027/А (т.1 л.д.13);

- копией заявления ФИО1 от 04 ноября 2021 года о невозможности внесения суммы денежных средств в обеспечение уплаты таможенных платежей (т.1 л.д.18);

- копией доверенности от 29 мая 2019 года, выданной ФИО7 ФИО1 (т.1 л.д.20);

- копией паспорта транспортного средства (т.1 л.д.128);

- сведениями о регистрационных действиях с транспортными средствами и их владельцах (т.1 л.д.49-51);

- копией таможенной декларации № 05100010/250219/0000355342 с переводом (т.1 л.д.89-90);

- копией свидетельства об учете транспортного средства в Республике Армения № от 19 марта 2019 года (т.1 л.д.190);

- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № 10113000-2962/2021 от 09 ноября 2021 года (т.1 л.д.5-8);

- протоколом задержания товаров и документов на них 00 №000085 от 09 ноября 2021 года (т.1 л.д.25);

- протоколом опроса ФИО2 от 24 ноября 2021 года (т.1 л.д.45-46);

- протоколом допроса свидетеля ФИО1 от 21 декабря 2020 года (т.1 л.д.119-126);

- заключением специалистов от 25 сентября 2020 года (т.1 л.д.134-137) и иными материалами дела.

Указанные выше доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ФИО7 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.16 КоАП РФ.

Как установлено судом, 25.02.2019 года в Республике Армения по таможенному приходному ордеру № 05100010/250219/0000355342 задекларировано транспортное средство MERCEDES BENZ S500 идентификационный номер: , 1996 года выпуска. В отношении указанного транспортного средства в Республике Армения заявлена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления. При его таможенном декларировании в Республике Армения в бюджет Республике Армения были уплачены таможенные пошлины и налоги в сумме 125 110 армянских драмов (167 72,25 руб. по курсу Центрального банка Российской Федерации на 25.02.2019), в соответствии с законодательством Республики Армения.

07.05.2019 года транспортное средство MERCEDES BENZ S500 ввезено в Российскую Федерацию, после чего 07.05.2019 от имени ФИО7 (ФИО7 – ФИО7 в соответствии с паспортом РФ) на Тверской таможенный пост Тверской таможни подано заявление о проведении таможенного контроля с целью подтверждения статуса товара таможенного союза и выдаче паспорта транспортного средства.

В соответствии с пунктом 30 Условий и переходных положений (приложение № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014) (далее - Договор) (далее - Условия) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования (далее - автомобили), до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТНВЭД ЕАЭС.

До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению, таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения.

Пунктом 31 Условий установлено, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 Условий, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению; до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703,8704 21 и 8704 31 ТНВЭД ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 34 Условий в случае если таможенные поплины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 Условий, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 Условий, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.

Соглашение утратило силу в связи изданием Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 с даты вступления (с 29.03.2018) в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение). В настоящее время единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории транспортных средств, кузовов для личного пользования в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа установлены таблицей 2 приложения № 2 к Решению.

Трехлетний срок, с момента начала (01.01.2020) применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении легковых автомобилей, не истек.

Документы, подтверждающие оплату разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в ЕТТ ЕАЭС за транспортное средство MERCEDES BENZ S500 вместе с заявлением о проведении таможенного контроля с целью подтверждения статуса товара таможенного союза и выдаче паспорта транспортного средства на приобретенное и ввезенное транспортное средство представлены не были.

Таким образом, на момент подачи заявления о проведении таможенного контроля с целью подтверждения статуса товара таможенного союза и выдаче паспорта транспортного средства на приобретенное и ввезенное транспортное средство, транспортное средство MERCEDES BENZ S500 являлось иностранным товаром.

14.05.2019 года Тверским таможенным постом Тверской таможни на данное транспортное средство выдан паспорт транспортного средства .

Управлением ГИБДД УМВД России по Тверской области регистрация данного транспортного средства (паспорт транспортного средства № ) была аннулирована (письмо УГИБДД УМВД России по Тверской области от 24.01.2020 № 17/1-328).

Оплата разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в ЕТТ ЕАЭС за транспортное средство MERCEDES BENZ S500 не произведена.

18.06.2020 года данное транспортное средство было изъято в рамках уголовного дела и передано на ответственное хранение на СВХ ООО «Тверской таможенный терминал» (<...>).

Согласно заключению специалиста Тверской таможни (главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных платежей ФИО3) от 25.09.2020 сумма неуплаченных таможенных платежей за данное транспортное средство составила 2 055 608, 29 руб.

09.06.2021 года старшим дознавателем по особо важным делам службы Смоленской таможни по Тверской области ФИО4 вынесено постановление о прекращении производства по уголовному делу по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. В отношении предмета уголовного дела - транспортное средство MERCEDES BENZ S500, принято решение о его возврате законному владельцу после совершения соответствующих таможенных операций, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, после чего оно 29.06.2021 года ФИО1 по доверенности от ФИО7 помещено на временное хранение.

Срок временного хранения товара - транспортное средство марки «MERSEDES BENZ S 500», помещенного на временное хранение по отчету о принятии товара на хранение (форма ДО-1 № 000733 от 29.06.2021, номер записи в журнале регистрации в таможенном органе: 10113160/290621/0000717) истек 09.11.2021. Действий по помещению товара (транспортное средство) под таможенную процедуру совершено не было.

ФИО7 в силу пп. 1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС выступает в качестве декларанта.

В соответствии с пп. 1-2 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

Таким образом, ФИО7 являясь декларантом и обладая достаточными полномочиями в отношении вышеуказанного товара доставленного по таможенной декларации на складе временного хранения ООО «Тверской таможенный терминал» до окончания срока временного хранения товаров, надлежащих и достаточных мер к таможенному оформлению (таможенному декларированию) не принял.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обязанность лиц выполнить то или иное требование закона в области таможенного законодательства вытекает из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности.

ФИО7 наделенный полномочиями по совершению таможенных операций в отношении товара – транспортного средства, помещенного на склад временного хранения, имел возможность, в целях соблюдения требований таможенного законодательства, принять меры по помещению данного товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или таможенного транзита в пределах срока временного хранения, однако этого не сделал, допустил нарушение сроков временного хранения товара, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.16 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению предписанных таможенным законодательством обязательств, то есть обязательств, не зависящих от воли обязательного лица, в ходе административного расследования не установлено, и ФИО7 не представлено.

Сведений об обстоятельствах, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность ФИО7 в материалах дела не имеется.

С учетом конкретных обстоятельств допущенных правонарушений, судья не усматривает оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признание совершенного ФИО7 правонарушения малозначительным.

Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 09 ноября 2021 года произведено изъятие товара: легковой автомобиль марки «MERSEDES BENZ», модель «S500» идентификационный номер VIN: , регистрационный знак .

При назначении административного наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, роль правонарушителя, имущественное и финансовое положение физического лица, а также, что до настоящего времени каких-либо действий направленных на таможенное оформление и выпуск данного транспортного средства не принято, в связи с чем, считаю необходимым назначить дополнительное административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Учитывая изложенное, судья назначает ФИО7 административное наказание в виде административного штрафа с конфискацией товара, явившегося предметом административного правонарушения, что будет соответствовать тяжести совершенного правонарушения и целям административного наказания.

В силу ч. 1.1 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена глава 16 настоящего Кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 16.16, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Мовсесяна ФИО6 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей с конфискацией товара, явившегося предметом административного правонарушения: легковой автомобиль марки «MERSEDES BENZ», модель «S500», идентификационный номер VIN: , регистрационный знак .

Административный штраф должен быть уплачен по реквизитам: получатель платежа: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, ОКТМО 45328000, счет № 03100643000000019502, банк получателя: операционный департамент Банка России/Межрегиональное операционное УФК г. Москвы, БИК 024501901, счет № 40102810045370000002, штраф по делу об административном правонарушении № 10113000-2962/2021 (в поле 107 платежного поручения указать код таможни – 10000000 Смоленская таможня) (в поле 104 платежного поручения необходимо указать код КБК: при уплате штрафа -15311601161010000140; при уплате издержек – 15311302991016000130), уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа 15310101130002962217.

Разъяснить, что за неуплату штрафа в указанный срок предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения копии постановления.

Судья Р.И. Виноградов

1версия для печатиДело № 5-453/2022 (Постановление)