Дело № 5-453/2022
УИД 78RS0016-01-2022-002306-82
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кингисепп 21 июня 2022 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении Акционерного общества «Кингисеппский автобусный парк», (далее –АО «КАП», Общество), , находящегося по адресу: <...>, пом.1,2,3,
У С Т А Н О В И Л:
04 марта 2022 года в 10 часов 40 минут по адресу: , в ходе проведения постоянного рейда на основании решения о проведении постоянного рейда №3-Л от 28.02.2022, государственным инспектором отдела АТиАДН Северо-Западного МУГАДН ФИО10 проверено транспортное средство марки «ПАЗ 320414-04» государственный регистрационный знак , осуществляющее регулярную перевозку пассажиров в междугороднем сообщении по маршруту №. В ходе инструментального обследования транспортного средства выявлено, что аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС в транспортном средстве не установлено, следовательно, не обеспечивается передача информации о географической широте и долготе место положения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Также, был произведен запрос по государственному регистрационному знаку для проверки наличия информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения проверяемого транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему в Федеральную службы по надзору в сфере транспорта, на основании чего было выявлено, что на 04.03.2022 оборудование аппаратуры спутниковой навигации не осуществляет корректной отправки и получения данной информации через Государственную автоматизированную информационную систему в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. В ходе рейда также у водителя ФИО4, истребован путевой лист, свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение. Водитель в ходе опроса пояснил, что ничего не знает о поступлении информации в систему «Эра- Глонасс». АО «КАП» имеет бессрочную лицензию от ДД.ММ.ГГГГ № №, на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами бессрочно. Транспортное средство марки «ПАЗ 320414-04» государственный регистрационный знак включено в реестр лицензий АО «КАП». Из путевого листа № от 04.03.2022 года усматривается, что перевозка пассажиров по регулярному маршруту № организована АО «КАП». Согласно представленному водителем свидетельству о регистрации транспортного средства серии № транспортное средство марки ПАЗ 320414-04, государственный регистрационный знак , относится к категории D/M3, следовательно, данное транспортное средство в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216, подлежит оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, обеспечивающей определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Определением от 17.03.2022 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО «КАП» для проведения административного расследования, у АО «КАП» и АО «ГЛОНАСС» истребованы сведения об оснащении транспортного средства марки ПАЗ 320414-04, государственный регистрационный знак аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также договор, заключенный между АО «КАП» и АО «ГЛОНАСС», на основании которого вышеуказанное транспортное средство было оснащено аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Согласно ранее истребованным сведениям из АО «ГЛОНАСС», в Северо-Западное МУГАДН была предоставлена информация (исх. № от 17.03.2022г.), согласно которой ГАНС «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает прием информации, передаваемой аппаратурой спутниковой навигации (АСН), установленной на транспортном средстве, после идентификации АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Идентификация АСН осуществляется на основании заявки собственника (владельца) транспортного средства, заключившего соответствующий договор с АО «ГЛОНАСС». При этом договор между АО «ГЛОНАСС» и АО «КАП», предусматривающий оказание услуг по идентификации АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и обеспечение передачи в Ространснадзор информации, поступающей от АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» не заключен. В связи с этим, информация о местоположении указанного транспортного средства и иная относящаяся к нему информация через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в Ространснадзор не передавалась. АО «КАП» запрашиваемые сведения представлены не были. Таким образом, юридическое лицо АО «КАП», ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 40 минут по адресу: совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно: допустило к лицензируемому виду деятельности автобус лицензиата марки ПАЗ 320414-04, государственный регистрационный знак , не прошедший в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль его технического состояния и не оснащенный аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Действия АО «КАП» квалифицированы по ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ.
В судебном заседании 25 мая 2022 года защитник АО «КАП» ФИО8, действующий по доверенности, вину Общества не признал. Указывая, что транспортное средство автобус марки ПАЗ 320414-04, государственный регистрационный знак <***> был оснащен соответствующей аппаратурой, и все необходимые документы, находились АО «ГЛОНАСС».
21 июня 2022 года защитник АО «КАП» ФИО8, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке, заявлений или ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 133-ФЗ, от 26.07.2019 N 216-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 2 Примечания установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пункт 39 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 (ред. от 23.12.2021) «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами») относит к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д","з"- "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 N 2406).
Пункт 1 настоящего Положения определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензируемая деятельность). Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее - лицензирующий орган) (п.2). Понятие "автобус", используемое в настоящем Положении, означает транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 N 2406) (п.3). Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд(п.4). Местами осуществления лицензируемой деятельности являются автобусы, используемые для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании. Внесение изменений в реестр лицензий при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность в месте, не предусмотренном реестром лицензий, не требует проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2406).
В силу п.3 Постановления Правительства "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий; б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей; д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; «Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», утвержденные Постановлением Правительства от 22.12.2020 N 2216, устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее - транспортные средства), аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
Требования, предусмотренные настоящими Правилами, не применяются в отношении транспортных средств, используемых для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, органов внутренних дел, транспортных средств, используемых физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также транспортных средств, зарегистрированных на подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации организации и используемых для обеспечения визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.
Транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям: а) соответствует требованиям технического регламента; б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система): в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве осуществляется в соответствии с пунктом 16 межгосударственного стандарта ГОСТ 33472-2015 "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий М и N. Общие технические требования". Место расположения аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве определяется исходя из ее технических характеристик и конструктивных особенностей транспортного средства.
Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в системе следующих сведений: государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства (электронного паспорта транспортного средства); идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, идентификационный номер налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства.
При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктом настоящих Правил, в течение 24 часов после такой идентификации.
Из материалов дела следует, что 04.03.2022 в 10 час. 40 мин. по адресу: ходе проведения постоянного рейда на основании решения о проведении постоянного рейда №-Л от 28.02.2022, государственным инспектором отдела АТиАДН Северо-Западного МУГАДН ФИО11 проверено транспортное средство марки «ПАЗ 320414-04» государственный регистрационный знак осуществляющее регулярную перевозку пассажиров в междугороднем сообщении по маршруту №. В холе проверки выявлены грубые нарушения действующего лицензионного законодательства в области транспорта: на транспортном средстве марки «ПАЗ 320414-04» государственный регистрационный знак , осуществляющим регулярную перевозку пассажиров в междугороднем сообщении по маршруту № и принадлежащим ОАО «КАП» отсутствует аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС, в связи с чем не обеспечивалась передача информации.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 названного Кодекса, составляет три месяца.
Согласно материалам дела обстоятельства, послужившие основанием для привлечения АО «КАП» к административной ответственности, имели место 04 марта 2022 года.
Срок давности привлечения АО «КАП» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, начал исчисляться с указанной даты и истек 04 июня 2022 года.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Иных предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в рамках рассмотрения настоящего дела с учетом доводов, изложенных ФИО8, не установлено.
При этом следует заметить, что в силу презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности. Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Кингисеппский автобусный парк», на основании пункта 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Штурманова