ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-455/2012 от 20.11.2012 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

  Дело № 5-455/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 г.Волгоград 20 ноября 2012 года

 Судья Центрального районного суда г.Волгограда Глухов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении ИП Панова И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, с участием инспектора ... по пожарному надзору ФИО,

УСТАНОВИЛ:

 В Центральный районный суд г.Волгограда из ... УНД ГУ МЧС ... поступил административный материал в отношении ИП Панова И.А. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.

 Как усматривается из протокола об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведения внеплановой проверки за исполнением ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ №... установлено, что в помещениях занимаемых ИП Пановым И.А., расположенных по адресу: ... Панов И.А. являясь руководителем организации допустил нарушения ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О Пожарной безопасности», «Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года, а именно помещения объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; эвакуационные пути загромождены горючими материалами, допущена установка стеллажей выполненных из сгораемого материала, предназначенных для хранения горючего материала (игрушек, тары) в общем коридоре помещений объекта; электросветильники, конструкции которых предусматривают наличие плафонов, установленные в помещениях объекта, эксплуатируются без защитных плафонов; двери основного и запасного эвакуационных выходов выполнены открывающимися не по ходу движения эвакуации из помещении объекта; не демонтирован порог, устроенный перед дверью основного эвакуационного выхода; допущена отделка полов путей эвакуации горючим материалом ( линолеумом)

 В судебное заседание ИП Панов И.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин уважительности неявки, также как и ходатайств об отложении суду не представил, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 Государственный инспектор по пожарному надзору – старший инспектор ... УНД ГУ МЧС ... в судебном заседании полагал, что вина ИП Панова И.А. в совершении административного правонарушения доказана представленным в судебное заседание материалом. Также указал, что сложившаяся ситуация является недопустимой, при возникновении пожара указанные нарушения могут создать угрозу беспрепятственной эвакуации людей из объекта и помехи быстрому тушению очагов пожара, в связи с чем просил приостановить деятельность.

 Суд, выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии с ч.5 ч.20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

 Согласно ст.5 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре, включающей в себя систему предотвращения пожара, систему пожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

 При этом статьей 6 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, только если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим законом.

 Согласно ч.ч.1, 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

 В соответствии с п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов; в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

 Согласно п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

 В соответствии с п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией; д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы; е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы; з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.

 В соответствии со ст.37 Федерального Закона РФ от 21.l2.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 22.08.04г. № 122-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

 Согласно ст.5 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре, включающей в себя систему предотвращения пожара, систему пожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

 При этом статьей 6 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, только если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим законом.

 Согласно ч.ч.1, 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

 В соответствии с п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией; д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы; е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы; з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.

 Между тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 5.1 таблицы 3 2 НПБ 110-03, «Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года помещения объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; эвакуационные пути загромождены горючими материалами, допущена установка стеллажей выполненных из сгораемого материала, предназначенных для хранения горючего материала (игрушек, тары) в общем коридоре помещений объекта; электросветильники, конструкции которых предусматривают наличие плафонов, установленные в помещениях объекта, эксплуатируются без защитных плафонов; двери основного и запасного эвакуационных выходов выполнены открывающимися не по ходу движения эвакуации из помещении объекта; не демонтирован порог, устроенный перед дверью основного эвакуационного выхода; допущена отделка полов путей эвакуации горючим материалом ( линолеумом)

 В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

 Факт совершения ИП Пановым И.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается: распоряжением органа государственного надзора по проведении внеплановой выездной проверки №... от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки №... индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ; оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

 В соответствии со свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, Панов И.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

 Согласно ...свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Панов И.А. пользуется помещением расположенным по адресу ....

 Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

 Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях,

 При этом данных о том, что со стороны ИП Панова И.А. принимались меры, направленные на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности в целях соблюдения требований пожарного законодательства, суду не представлено.

 Таким образом, судья приходит к выводу, что вина ИП Панова И.А., предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, в судебном заседании нашла свое подтверждение.

 Согласно ч. 1 ст. 3.12. КоАП РФ, административное приостановление деятельности применяется в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, и если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания.

 При назначении административного наказания судья в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

 Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей по делу не установлено.

 Вместе с этим, выявленные нарушения правил пожарной безопасности, создают реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пребывающих в помещении .... Нарушения правил пожарной безопасности влияют на возможность безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара, возможность раннего обнаружения пожара и своевременного оповещения о нем, что может привести к гибели или нанесению тяжкого вреда здоровью людей как работающих в указанных помещениях, так и других лиц.

 При таких обстоятельствах, судья полагает необходимым назначить административное наказание, предусмотренное санкцией статьи в виде административного приостановления деятельности, поскольку более мягкий вид наказания в виде штрафа не сможет обеспечить целей административного наказания в соответствии со ст.3.1 КоАП РФ.

 Руководствуясь ст. 23.1, 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

 Индивидуального предпринимателя Панова И.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, на основании которой назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности помещения, расположенного по адресу ..., сроком на 10 суток.

 Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления, но подлежит немедленному исполнению.

 Судья   А.В.Глухов