Изготовлено 26 сентября 2014 года
Дело № 5-456
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 сентября 2014 года <...>
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Ганбина С.В., рассмотрев административный материал в отношении должностного лица - капитана судна *** ФИО1, Дата года рождения, уроженца Адрес***, зарегистрированного и проживающего по адресу: Адрес*** работающего в ООО «***», о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Из представленных Государственной зональной инспекцией Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (далее – ГЗИ ПУ ФСБ РФ по МО) материалов следует, что капитан судна *** ФИО1 в период с Дата по Дата осуществлял промышленное рыболовство в части приемки, транспортировки, хранения уловов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации Баренцевом море, нарушая требования пунктов 3,4 статьи 16, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Дата по данному факту государственным участковым инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР ГРИ в порту Мурманск государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в отношении должностного лица – капитана судна *** ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, судебные повестки возвратились за истечением срока хранения.
Представитель административного органа в судебном заседании указал, что виновность должностного лица в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждена материалами дела об административном правонарушении.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
По объективной стороне - это действия, состоящие в нарушении правил рыболовства, а также утвержденных Правительством РФ квот вылова водных биологических ресурсов, их распределения, несоблюдении указанных в разрешении на лов рыбы, добычу морских животных и растений промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целей, в превышении нормы вылова живых ресурсов, указанной в лицензии, в добыче живых ресурсов за пределами отведенного участка и т.п.
Из материалов дела следует, что рефрижераторное судно *** принадлежащее ООО «***», переданное в аренду по договору тайм-чертер №*** от Дата иностранной компании ***, под управлением должностного лица – капитана судна ФИО1 в период рейса с Дата по Дата осуществляло промышленное рыболовство в части приемки, транспортировки, хранению и выгрузки уловов водных биоресурсов в зоне архипелага Шпицберген и в исключительной экономической зоне РФ.
Дата по прибытию т/х «Канопус» в Мурманский морской рыбный порт судно было осмотрено инспекторским составом ГЗИ ПУ ФСБ России по Мурманской области и поставлено на контроль выгрузки, в ходе которого была частично выгружена рыбопродукция с судна. Оставшаяся рыбопродукция, находившаяся в трюмах судна и предназначенная для транспортировки за пределы РФ была осмотрена непосредственно на судне, без выгрузки.
Дата по окончанию контрольно-проверочных мероприятий было выявлено, что в период с Дата по Дата капитаном судна *** ФИО1 в исключительной экономической зоне Баренцева моря была осуществлена приемка рыбопродукции с промыслового судна *** в количестве *** кг нетто трески потрошенной без головы мороженной. Судовладельцем транспортного судна *** в период рейса являлось не зарегистрированная в Российской Федерации иностранная компания ***, что является нарушением статьи 16 и статьи 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Закон о рыболовстве).
Согласно пунктов 3,4 статьи 16 Закона о рыболовстве рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, запрещается осуществлять иностранным лицам и указанным в части 3 настоящей статьи лицам с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что судно *** находится в собственности у ООО «***». Дата судно передано по договору фрахтования (тайм-чартер) №*** в пользование иностранной компании ***. Предметом договора фрахтования является транспортировка и хранение продукции из водных биоресурсов. Следовательно, иностранная компания *** занималась промышленным рыболовством в пределах ИЭЗ РФ, осуществление которого в силу п.3 ст. 16 Закона о рыболовстве разрешено только юридическим лицам зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Компания *** в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в Российской Федерации регистрации не имеет.
С целью осуществления промышленного рыболовства компанией *** использовалось судно *** обязанности капитана судна исполнял ФИО1
Должностному лицу капитану судна *** ФИО1 вменяется то, что в период с Дата по Дата он осуществлял промышленное рыболовство в части приемки, транспортировки, хранения уловов водных биоресурсов в ИЭЗ РФ Баренцевом море, нарушая требование пунктов 3,4 статьи 16, пункта 1 статьи 19 Закона о рыболовстве.
Однако, как установлено в судебном заседании, на основании договора тайм-чартера №*** от Дата , заключенному между ООО «***» и иностранной фирмой *** судно *** было передано фирме ***
Согласно статье 198 Кодекса торгового мореплавания РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В силу статьи 8 Кодекса торгового мореплавания РФ под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Судом установлено, что в указанный в протоколе об административном правонарушении период судовладельцем *** являлась компания ***.
Капитан судна *** ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ООО «***».
Согласно Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденному приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от 30 августа 1995 года № 140 (статья 25), капитан судна возглавляет экипаж и является его руководителем. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.
В силу статьи 33 Устава капитан судна обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.
В соответствии со статьей 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.
Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.
Таким образом, в действиях должностного лица капитана судна *** ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку данное должностное лицо обязано было подчиняться распоряжениям фрахтователя ***, касающимся коммерческой эксплуатации судна.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 1, 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, основания для привлечения должностного лица капитана судна *** к административной ответственности по ч.2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья С.В. Ганбина