ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-459/2022 от 30.09.2022 Старорусского районного суда (Новгородская область)

УИН 53RS0016-01-2022-000691-23

Дело № 5-459/2022

Постановление

г.Старая Русса 30 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2022 года.

Судья Старорусского районного суда Новгородской области Комлева Н.С. (<...>),

с участием защитника Администрации Холмского муниципального района Новгородской области Бурова Н.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении

юридического лица - Администрации Холмского муниципального района Новгородской области, расположенной по адресу: <адрес> дата регистрации юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН , ОГРН ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области) ФИО1 в отношении Администрации Холмского муниципального района Новгородской области составлен протокол -АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с неисполнением должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Защитник Администрации Холмского муниципального района Новгородской области - адвокат Буров Н.С. при рассмотрении дела об административном правонарушении не согласился с протоколом об административном правонарушении, просил производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Поддержал письменные объяснения, из которых следует, что Администрация объективно не имела возможности исполнить требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок, при этом принимала и принимает все зависящие от нее меры, направленные на исполнение судебного решения. Также просил учесть, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные нарушения, ненадлежащим образом описано событие административного правонарушения, что влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Представитель ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. ДД.ММ.ГГГГ представитель ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области ФИО2 полагала, что имеются основания для привлечения Администрации Холмского муниципального района Новгородской области к административной ответственности, предусмотренной ч.2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

В силу положений ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Решением Старорусского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию Холмского муниципального района Новгородской области возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать последствия загрязнения и захламления земельного участка общей площадью 2 га, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> км автодороги <данные изъяты>, от твердых бытовых и промышленных отходов и осуществить рекультивацию земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> км автодороги <данные изъяты>

На основании исполнительного листа серии ВС , выданного ДД.ММ.ГГГГ, ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Холмского муниципального района Новгородской области возбуждено исполнительное производство -ИП, для добровольного исполнения требований, содержащихся в решении суда, установлен пятидневный срок с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В связи с неисполнением в установленный срок решения суда судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с Администрации Холмского муниципального района Новгородской области исполнительского сбора, установлен новый срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Холмского муниципального района Новгородской области судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области направлено требование об исполнении должником исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением указанного требования постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ-АП Администрация Холмского муниципального района Новгородской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Холмского муниципального района Новгородской области судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области направлено требование об исполнении должником исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением указанного требования постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ-АП Администрация Холмского муниципального района Новгородской области привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Холмского муниципального района Новгородской области ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области ФИО1 направлено требование об исполнении должником исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением указанного требования постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ-АП Администрация Холмского муниципального района Новгородской области привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Холмского муниципального района Новгородской области ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области ФИО1 направлено требование об исполнении должником исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением указанного требования постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ-АП Администрация Холмского муниципального района Новгородской области привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Холмского муниципального района ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области ФИО1 вновь направлено требование об исполнении должником исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из акта о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. решение Старорусского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу не исполнено в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Холмского муниципального района Новгородской области и ООО «Артан» заключен муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нем объекта размещения отходов по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> км. от <адрес>, площадь земельного участка – <данные изъяты> кв.м.; срок выполнения работ по муниципальному контракту ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщению ООО «Артан» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Артан» подтвердило срок сдачи выполненных работ по муниципальному контракту на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нем объекта размещения отходов по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> км. от <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, вновь установленный для исполнения, ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области ФИО1 в отношении Администрации Холмского муниципального района Новгородской области составлен протокол -АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Администрация Холмского муниципального района Новгородской области не исполнила в полном объеме содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, с момента получения ДД.ММ.ГГГГ требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не ликвидировала последствия загрязнения и захламления земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> га., расположенного по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> км автодороги <данные изъяты> от твердых бытовых и промышленных отходов и не осуществило рекультивацию земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> га., расположенного по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> км автодороги <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.1,2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

В связи с чем, учитывая, что срок для исполнения решения суда вновь может быть установлен судебным приставом-исполнителем только после того, как на должника по исполнительному производству был наложен административный штраф, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежат выяснению и установлению даты вынесения и вступления в законную силу постановления, которым должнику в последний раз был назначен административный штраф за неисполнение решения суда.

Как следует из протокола об административном правонарушении -АП от ДД.ММ.ГГГГ вывод о наличии в деянии Администрации Холмского муниципального района Новгородской области состава вмененного административного правонарушения сделан должностным лицом административного органа, исходя из того, что Администрация Холмского муниципального района Новгородский области не исполнила решение суда в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после того, как на должника был наложен административный штраф по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства были также подтверждены ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Старорусского, Парфинского, Поддорского и Холмского районов УФССП России по Новгородской области ФИО1, допрошенной в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в качестве свидетеля.

Вместе с тем, как следует из материалов исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, дел об административных правонарушениях -АП, -АП, -АП, -АП, -АП Администрация Холмского муниципального района Новгородский области после наложения на нее административного штрафа на основании постановления -АП от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом после наложения административного штрафа, последний раз на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ-АП.

При таких обстоятельствах, изложенное в протоколе об административном правонарушении описание события вмененного в вину юридическому лицу административного правонарушения не соответствует диспозиции ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в нем не отражены обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение и, как следствие, такое описание не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В силу п. 1 ч.1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, п. 2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае, наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе при отсутствие состава административного правонарушения.

Таким образом, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований ст. 28.2 КоАП РФ, влекущие нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, данный протокол является недопустимым доказательством. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Поскольку возможность возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу для устранения указанных недостатков утрачена, так как эти обстоятельства установлены при рассмотрении дела по существу, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Холмского муниципального района Новгородской области прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.С. Комлева