ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-45/18 от 09.04.2018 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

К делу № 5 – 45/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

пос. Тульский 09 апреля 2018 года

Судья Майкопского районного суда Республики Адыгея Панеш Хизир Асланович, (адрес суда: Майкопский район, п. Тульский, ул. Ленина, д. № 47), рассмотрев поступивший из Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея административный материал в отношении ООО «Юфостройтранс», (ИНН 010724685, ОГРН 1130107001122) юридический адрес: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Совхозный, ул. Советская, д. 49, обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения совместных контрольно – надзорных мероприятий Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и прокуратуры Майкопского района Республики Адыгея, в отношении ООО «Юфостройтранс» установлено, что юридическим лицом ООО «Юфостройтранс» осуществляется разведка и добыча гранитоидов Блокгаузского месторождения на основани лицензии на право пользования недрами МАЙ80149ТЭ от 21 декабря 2015 года.

До 2015 года ООО «Юфостройтранс» осуществлял работы по геологическому изучению (поиск и оценка) гранита (магматические породы) на Блокгаузском участке на основании лицензии на право пользования недрами МАЙ № 80127 ТП от 20 ноября 2014 года. Блокгаузское месторождение гранитоидов расположено в 5,0 км к северу от п. Хамышки Майкопского района Республики Адыгея.

Таким образом, установлено, что ООО «Юфостройтранс» осуществлял с 2014 года производственную деятельность, связанную с пользованием –недрами на территории Майкопского района Республики Адыгея в части кварталов 63, 64, 65 в Хамышенском участковом лесничестве Гузерипльского лесничества Республики Адыгея.

ООО «Юфостройтранс» представлен земельный участок из состава земель лесного фонда Гузерипльского лесничества общей площадью 35,16 га (далее - карьерное поле) для вида использования лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (договор аренды лесного участка от 18.03.2016г. № 369 государственная регистрация права аренды № 01-01/003/101/2016-930 от 24.03.2016г., кадастровый паспорт земельного участка от 02.03.2016г. №0100/401/2016-17460). Согласно сведений, указанных в строке № 15 кадастрового паспорта земельного участка «Особые отметки» установлено: граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 01:04:5802001:109. Для данного земельного участка -обеспечен доступ посредством земельного участка с кадастровым номером 01:04:0000000:288.

Согласно сведений из общедоступного ресурса «Публичная кадастровая карта» установлено, что земельный участок с кадастровым номером 01:04:5802001:109 - ранее учтенный, без координат границ, земельный участок с кадастровым номером 01:04:0000000:288 - ранее учтенный, без координат границ, земли лесного фонда. Республика Адыгея, р-н Майкопский, Каменномостское лесничество, Даховское лесничество, Ново-Прохладненское лесничество, Усть-Сахрайское лесничество, Хамышкинское лесничество, Гузерипльское лесничество, квартал 1-113, квартал 1-66, квартал 1-99, квартал 1-79, квартал 1-69, квартал 1-65, квартал 1-70.

При натурном обследовании территории осуществления деятельности ООО «Юфостройтранс» установлено, что представленный земельный участок, карьерное поле находится на расстоянии белее 2-х км, от автомобильной дороги А159 Майкоп - Гузерипль. Съезд с автомобильной дороги А159 Майкоп - Гузерипль в сторону карьерного поля представлен 8 – ми метровым асфальтированным покрытием шириной 8 метров и далее укатанной горной массой промышленной дорогой (предположительно вскрышными породами, попутными горными массами), которая заканчивается шлагбаумом и табличкой с указанием - «Проезд воспрещен. Опасный производственный объект». На всём пути более 2-х км с интервалом 100 - 300 метров находятся таблички с указанием - «ООО «Юфостройтранс» Гранитовый карьер ОПАСНАЯ ЗОНА! Въезд транспорта и проход людей ЗАПРЕЩЕН!»

Таким образом, установлено, что ООО «Юфостройтранс» не обеспечил отвод земельного участка под организацию подъездных путей для ввода в промышленную эксплуатацию Блокгаузское месторождения полезных ископаемых, земельный участок которого выделен на землях лесного фонда Республики Адыгея и находится на расстоянии более 2-х км. от асфальтированной дороги А159 Майкоп - Гузерипль в глубь лесных насаждений. Линейный объект - автомобильная дорога берущая начало от асфальтированной автомобильной дороги А159 Майкоп - Гузерипль и проходящая по части квартала 63 в Хамышенском участковом лесничестве Гузерипльского лесничества до карьерного поля имеет длину 2150 метров и ширину не менее 8 метров. Дорожное полотно согласно визуального осмотра отсыпано горной массой мелкозернистой, периодически встречающимися бесформенными камнями. Самовольно отсыпанная промышленная дорога - линейный объект проходит в пределах прибрежной зоны водного объекта река Белая и далее водоохранной зоны реки Белая на протяжении 1,5 км, также маршрут самовольно отсыпанной дороги - линейного объекта проходит через земельные участки с кадастровым номером 01:04:5802001:137 и 01:04:5802001:119, оба земельных участка относятся к землям лесного фонда.

По результатам рассмотрения представленных сведений и документов было установлено, что ООО «Юфостройтранс» в рамках разработки месторождения полезных ископаемых (карьера), не обеспечил межевание, оформление и регистрацию земельного участка под строительство линейного объекта - промышленной автомобильной дороги, являющуюся действенным подъездным путем к месторождению полезных ископаемых (карьерному полю). Вместе с тем оборудовав по обочине дороги обозначения «Проезд запрещен. Опасный производственный объект. ООО «Юфостройтранс».

Также установлено, что документы свидетельствующие, о том, что каким-либо лицом ранее выполнялись работы по строительству. Устройству указанной дороги, отсутствуют. Сведения, представленные Управлением лесами Республики Адыгея о том, что дорога о которой идет речь построена с 90-х годов и имеет ширину 20 метров не соответствует действительности в части ширины дороги, так как согласно совместных контрольно – надзорных мероприятий было установлено, что дорога имеет ширину от 6 метров и в некоторых местах до 12 метров. По краям дороги густая травянистая растительность, высокоствольные деревья и ярко зараженный потенциально плодородный растительный слой горной местности. Вместе с тем, сведения в части лесохозяйственного и противопожарного назначения данной дороги не указывают на её промышленное значение и проведение работ по отсыпке горной массой (отходами вскрышных пород и попутно добытых инертных материалов, которые не могут быть использованы в производстве щебня, а являются синодами от горной промышленности). В части указанного, что дорога имеет твердое покрытие не представляется возможным из слов Управления лесами Республики Адыгея определить, что подразумевается под понятием твердое покрытие, т.е. утрамбованный поверхностный слой почвы - потенциально растительный слой горной местности, либо асфальтовое покрытие.

Кроме того по результатам проведения линейных замеров земельного участка подверженного отсыпке отходами горной массы установлено, что земельный подверженный самовольному перекрытию почв отходами горной составляет общей площадью - 17 200 кв.м., (длина 2150 метров, 8 метров). Данные по замерам длины и ширины участка самовольного строительства дороги внесены в протокол отбора проб почвы о отбора проб почвы № 7-П от 31.01.2018г.).

В соответствии с экспертным заключением № 31 от 12.02.2018 установлено, что объект контроля - отходы от горнодобывающей промышленности (вскрышные породы) на поле автомобильной дороги и на территории карьера отвалы являются идентичными по своему составу и не оказывают острого токсического действия: на автомобильной дороге: вскрышная порода - 51,8%, гравий 28,2%, песок 14,6%, почва 5,4%; на карьерном поле в отвале: вскрышная порода - 52,1%, гравий 47,9.

Компонентный состав вскрышной породы соответствует обоим образцам, содержание более 51%, что подтверждает вывод отнесения горной массы к отходам от горнодобывающей промышленности - вскрышным породам.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» отходы от горнодобывающей промышленности относятся к 5 классу опасности.

Согласно Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" Отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых имеют Код 2 00 110 00 00 0 и указаны в блоке 2.

В соответствии с экспертным заключением № 32 от 12.02.2018г. установлено, что объект контроля - земельный участок с кадастровым номером 01:04:5802001:187 и частью квартала 63 Хамышенского участкового лесничества Гузерипльского лесничества. По результатам испытаний (измерений) проб почвы превышений нормативов предельно допустимых концентраций и ориентировочно допустимых концентраций химических веществ в почве не установлено. Площадь перекрытия участка дороги отходами от горнодобывающей промышленности составила 17 200 кв.м.

В соответствии со статьей 12 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Учитывая вышеизложенное, в ходе проведения административного расследования установлено, что ООО «Юфостройтранс» в пределах земельного участка - лесного участка, расположенного в Майкопском районе Республики Адыгея в части квартала 63 Хамышенского участкового лесничества Гузерипльского лесничества, выполнило самовольное перекрытие почв (потенциально плодородно растительного слоя) отходами добывающей промышленности общей площадью - 17 200 кв.м., тем обустроив, а фактически выполнив самовольное строительство линейного объекта - промышленная дорога общей длиной 2150 метров от автомобильной дороги А159 Майкоп - Гузерипль до карьера - промышленного месторождения полезных ископаемых, в отсутствии устанавливающей документации на земельный участок.

Исходя из сведений, представленных Управлением лесами по Республике Адыгея можно сделать вывод о том, что ООО «Юфостройтранс» приступив к разработке карьера использовал для подъездных путей и ввел в промышленную эксплуатацию дорогу которая до начала разработки месторождения вероятно представляла собой земляную лесную дорогу, была представлена земельным участком с колеёй колесных следов и периодически использовалась населением в целях различных нужд. С учётом климатических условий горной местности Майкопского района, а также отсутствия какой-либо иной постоянной предпринимательской деятельности проведенных мероприятий по контролю можно сделать вывод, что почвенный покров за счет своего естественного состояния в периоды осадков (дождь, снег) имел возможность к восстановлению естественным путём. В настоящее время, данный земельный участок производственной дорогой, отсыпка отходами которой выполнена от 0 до 0,30 м. высотой утрамбована спецтранспортом.

Представитель ООО «Юфостройтранс» согласно доверенности Аутлева С.Ю. в судебном заседании пояснила, что с выводами, изложенными в протоколе и определении Управления от 02 марта 2018 года о передаче дела в суд, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера, либо применять иные меры воздействия, Общество не согласно по следующим основаниям.

В представленном протоколе об административном правонарушении от 02 марта 2018 года указано, что общество с 2014 года осуществляло производственную деятельность, связанную с пользованием недрами на территории Майкопского района Республики Адыгея в части кварталов 63,64,65 в Хамышинском участковом лесничестве Гузерипльского лесничества Республики Адыгея (стр. 3 7 абз).

В части установленной даты осуществления производственной деятельности (2014 год) Общество не согласно, так как лицензия на пользование недрами Обществу была выдана только в конце 2014 года, а именно 20.11.2014 года, а договор на выполнение работ по объекту «Геологическое изучение гранитов с целью получения высокопробного щебня на участке «Блокгауз» в Майкопском районе Республике Адыгея был заключен только 30.01. 2015 года. Таким образом, изучение данного объекта было начато 30.01.2015 года, в аренду участок был предоставлен 18.03.2016 года, соответственно, производственная деятельность до заключения договора аренды и выдачи лицензия вестись не могла и не велась.

В части осуществления деятельности на участках лесного фонда, а именно в части кварталов 63,64,65 в Хамышинского участкового лесничества Гузерипльского лесничества Республики Адыгея, ООО «Юфостройтранс» данный факт подтверждает.

Согласно п. п. б п. 2 Указа Президента РФ №1074 Д. Медведева от 27 августа 2010 года Федеральному агентству лесного хозяйства переданы функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

Таким образом, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ №400 от 04 июля 2004 года контроль на особо охраняемых природных территориях осуществляет Управление, на территориях лесного фонда - управления Федерального агентства лесного хозяйства.

Ввиду того, что проверке была подвергнута деятельность общества на участках лесного фонда, полагает, что данный протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным на то лицом, то есть специалистом Управления, а не специалистом Управления лесного хозяйства Республике Адыгея.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Таким образом, существующими Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ определено, что контроль на землях лесного фонда осуществляет Федерального агентство лесного хозяйства, но не специалисты Росприроднадзора.

В связи с чем, все доказательства, полученные при проведении данной проверки Управлением, в силу ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

В ходе проведения проверки имелись и иные нарушения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ст. 9 и 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определен порядок проведения плановых и внеплановых проверок.

П. 12 ст. 9 вышеназванного закона определено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Такое уведомление Обществу направлено не было. Согласно п. 2 данного закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Ранее в Обществе уже была проведена проверка на основании решения №47 от 26.09.2017 года, по результатам которой был составлен Акт проведения проверки от 26.09.2017 года. После проверки в адрес Общества было направлено представление об устранении нарушений законодательства о недрах №02-26-17\6296 от 12.10.2017 года, Общество подготовило и направило ответ с планом мероприятий по устранению нарушений.

В нарушение п. 2 ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», через полгода вновь в Обществе проведена проверка.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Информация о проводимой проверке на сайте прокуратуры Майкопского района, а также в ФГИС «Единый Реестр Проверок» отсутствует.

Основания для проведения внеплановой проверки, изложенные в п. 2 ст. 10 закона, также отсутствовали.

В связи с чем, общество полагает, что данная проверка проведена в нарушение ст. 9 и ст. 10 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», соответственно в силу ст. 20 данного закона все доказательства, полученные при проведении данной проверки Управлением, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

ООО «Юфостройтранс» дорогу не строила, данная дорога была построена намного ранее, до того как Общество стало осуществлять производственную деятельность на указанной территории, то есть Обществом не был уничтожен плодородный слой почвы.

Диспозиция ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Юфостройтранс» выполнило самовольное строительство линейного объекта- промышленной дороги общей длиной 2150 м от автомобильной дороги А159 Майкоп- Гузерипль до карьера - промышленного месторождения промышленных ископаемых, в отсутствии правоустанавливающей документации на земельный участок, тем самым выполнило самовольное перекрытие почв (плодородно-растительного слоя)- стр. 11 протокола, 3 абз.

Данное обстоятельство не соответствует действительности по следующим основаниям. В 2015 году, Обществом с ограниченной ответственностью «ГеоКар» (г. Краснодар, ул. Академика Лукьяненко, 105) была завершена разработка Технического паспорта разработки Блокгаузского месторождения гранитоидов в Майкопском районе Республики Адыгея (1 очередь).

В разделе 3.5 Технического паспорта разработки указано (лист 53)- непосредственно вдоль западной и восточной границ категории С1 (участка отработки 1 очереди) проложены грунтовые дороги, восстановленные во время геологоразведочных работ для доступа в карьер и обеспечения транспортных связей с промплощадкой МДСУ.».. .транспортировка полезного ископаемого и вскрышных пород производится по существующим грунтовым дорогам… (лист 54)

В разделе 9 Технического паспорта «генеральный план и внешний транспорт» также указано (лист 91) «непосредственно вдоль западной и восточной границ категории С1 проложены грунтовые дороги, восстановленные во время геологоразведочных работ для доступа в карьер и обеспечения транспортных связей с промплощадкой МДСУ.»

Из вышеизложенного следует, что до начала работ ООО «Юфостройтранс» дороги на указанной территории существовали.

Для сведения: минимальная стоимость 1 км дороги с твердым покрытием (без асфальта) стоит 6-7 млн. руб. Для того, чтобы построить дорогу необходимо срезать верхний слой почвы минимум на 30 см, соответственно при строительстве 2150 м автомобильной дороги шириной 6 м объем земляных работ составит 5 160 куб. м. ( 2150 м х 0,3 м х 6 м= 5160 куб. м.) А для вывозки 5 160 куб. м земли необходимо сделать 1032 рейса автомобилем объемом кузова 5 куб. м.!

Доказательств тому, что данные работы были выполнены Обществом в период после начала производственной деятельности в материалах административного производства не имеется.

Данная дорога была построена намного ранее и в деле имеются соответствующие доказательства, однако по какой-то причине данные доказательства были поставлены представителем Управления под сомнение на том основании, что в Управлении лесами РА отсутствуют сведения о лице, выполнившем строительство данной дороги.

Полагаю, что отсутствие сведений в Управлении лесами Республики Адыгея о том, кем была построена данная дорога, не может быть поставлено в вину ООО «Юфостройтранс».

В соответствии с предоставленной начальником подразделения «Гузерипльское лесничество» С.В. Задорожным Информации о лесном участке по материалам лесоустройства, проведенного Воронежским институтом в 1997 году в квартале 63 имелась дорога с твердым покрытием шириной 20 м. Данная дорога отмечена на карте-схеме расположения и границы лесного участка (карта и информация имеется в деле).

Кроме того, в 2015 году была составлена Геологическая карта гранитоидов Даховского массива с контурами перспективных участков для получения высокопрочного щебня на участке «Блокгаузер» в РА (до начала производства работ), на которой также была нанесена данная дорога.

Кроме того, ранее на данной территории находилась МТФ (по карте 1983 года), к которой также имелся подъезд в виде дороги. На картах 2011 года, 2013 года также видна данная дорога.

Просили производство по данному делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Представитель Управления лесами Республики Адыгея Озерина Т.В. подтвердила факт наличия дороги с твердым покрытием в Гузерипльском лесничестве Хамышенского участкового лесничества, кв. 63, выдел 2, с 1985 года. Ранее ширина дороги составляла 20 метров, но в настоящее время она меньше. Кроме того она пояснила, что в настоящее время у Управления не имеется средств для содержания указанной дороги и если кто то возложил на себя бремя по содержанию дороги, то Управление не возражает так как они являются собственниками земель лесного фонда на территории Республики Адыгея, а в частности указанной дороги.

Представитель Управления лесами Республики Адыгея Гончаров Н.Г. пояснил, что является лесничим в Гузерипльском лесничестве и работает с 1980 года на указанной территории. Обследованная дорога существовала еще с 1980 года и она была с твердым покрытием и шириной около 20 метров. Со временем ширина дороги стала меньше с отсутствием финансирования на содержание дороги. Он в составе комиссии занимался отводом карьера ООО «Юфостройтранс» и ездили по указанной дороге к карьеру на легковом автомобиле неоднократно. Лесные насаждения в указанном участке ООО «Юфостройтранс» не рубило.

Представитель Управления лесами Республики Адыгея Гуагов Р.Я. пояснил, что дорога была с твердым покрытием и шириной 20 метров. В настоящее время ширина меньше поскольку часть дороги заросло.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Заставной М.Г. пояснил, что проживает в с. Хамышки с 1992 года и знает где находится карьер ООО «Юфостройтранс». Дорога к карьеру существовала еще до его рождения. По указанной дороге он с отцом возил лес. Также ему известно, что данная дорога вела к существовавшей до его рождения, ферме.

Опрошенный в судебном заседании Гукалов Н.А. дал аналогичные пояснения.

Судья, заслушав представителя ООО «Юфостойтранс», представителей управления Лесами Республики Адыгея Гончарова Н.Г., Озерину Т.В., Гуагова И.Я., изучив материалы дела и возражения, пришел к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствие с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из смысла ст.26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В части 2 статьи 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В качестве доказательств виновности Общества представлены следующие материалы: протокол об административном правонарушении № 05 – 99 – 01 – ФР от 02.03.2018 года и фототаблица к нему, копия уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 22.02.2018 № 05/1589, доверенность представителя ООО «Юфостройтранс» № 01АА0494843 от 18.05.2017 года, копия протокола отбора (измерений) проб почвы от 31.01.2018 № 7-п, копия протокола испытаний (измерений) проб почвы от 09.02.2018 № 7-п, копия протокола отбора (измерений) проб отхода от 31.01.2018 № 28-1, копия протокола испытаний (измерений) проб отхода от 01.02.2018 № 30-3, копия протокола биотестирования проб отхода от 05.02.2018 № 55-О-БИО, копия протокола биотестирования проб отхода от 05.02.2018 № 56-О-БИО, копия экспертного заключения от 12.02.2018 № 32 согласно выводам которой превышений нормативов предельно допустимых концентраций (ГН 2.1.7.2041 – 06) и ориентировочно допустимых концентраций химических веществ в почве (ГН 2.1.7.2511 – 09) не установлено По результатам измеренй линейных размеров участков установленно, что площадь перекрытия участка дороги отходами от горнодобывающей промышленности (вскрышные породы) равна 17 200 кв.м., копия экспертного заключения от 12.02.2018 № 31, согласно которой установлено отсутствие острого токсического действия водной вытяжки проб отхода № 30 – 3 – 1, № 30 – 3 – 2 на тест – организмы Daphnia magma Straus и клетки водорослей Scenedesmus guadricauda, копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от № 05-99-01-ФР от 09.01.2018 года, копия запроса 05-99-01-ФР-1 о предоставлении сведений от 09.01.2018 № 05/13, копия запроса 05-99-01-ФР-2 о предоставлении сведений от 11.01.2018 № 05/95, копия запроса 05-99-01-ФР-З о предоставлении сведений от 12.01.2018 № 05/131, копия запроса 05-99-01-ФР-4 о о предоставлении сведений от 02.02.2018 года № 05/813, Определение о продлении срока проведения административного расследования от 06.02.2018 № 05-99-01-ФР-5, копия запроса прокуратуры Майкопского района от 15.11.2017 №02-51 -2017 года, Копия Приказа от 21.11.2017 №01.04/1017, копия запроса прокуратуры Майкопского района от 25.12.2017 №02-66- 2017/7511, копия договора аренды земельного участка под карьер, копия лицензии на право пользования недрами от 11.12.2015 КРД 80149 ТЭ.

Между тем, ни одно из представленных доказательств ни свидетельствует о проведении работ по строительству линейного объекта – промышленной автомобильной дороги вне пределов участка выделенного Обществу по договору аренды. Более того, в материалах дела вообще отсутствует договор о проведении данного вида работ, в связи с чем, неясно из чего юрисдикционным органом сделан вывод о проведении работ вне выделенного участка.

Из представленных Управлением лесами Республики Адыгея карты – схемы расположения и границы лесного участка Гузерипльского лесничества Хамышенского участкового лесничества, кв. 63, выдел 2, проекта организации и развития лесного хозяйства Гузерипльского лесхоза Комитета по лесу Республики Адыгея Федеральной службой лесного хозяйства России, Таксационное описание кварта 63, выдела № 2 от 1997 года и планшета № 33 устройство 1985 года судом установлено, что исследованная юрисдикционным органом дорога существовала с твердым покрытием, шириной 20 метров, протяженностью 2 км. Согласно СНиП 2.05.07-91 твердое покрытие это дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов. Переходный тип покрытия - щебень, гравий. Строительство дорог с твердым покрытием состоит из нескольких этапов. Первых – подготовка дорожного основания. Для этого снимается слой почвы, до тех пор, пока не откроется более плотные слои. Далее, плотные слои грунта дополнительно уплотняют дорожным катком. Следующим этапом является отсыпка. В дорожное основание последовательно укладывается «подушка» - слой песка или щебня самой мелкой фракции, затем – сама «одежда» - верхний слой дороги.

В связи с чем, выводы специалиста Управления в части того, что Общество самовольно перекрыло почву отходами горнодобывающей промышленности судом не принимаются, так как насыпав на почву отходы горнодобывающей промышленности, дорога не будет построена.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 названного Кодекса о непосредственности исследования доказательств, должностным лицом соблюдены не были.

В соответствии со ст.1.5 ч.ч.3, 4 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

При таких данных имеются неустранимые сомнения в виновности ООО «Юфостройтранс», которые толкуются в пользу этого лица, поскольку объективных доказательств совершения административного правонарушения собрано не было.

Кроме того, в соответствие со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, со дня совершения административного правонарушения.

Из смысла протокола № 05 – 99 – 01 ФР – 6 об административном правонарушении от 02 марта 2018 года, правонарушение совершенно в 2014 году.

Таким образом, наряду с отсутствием в действиях ООО «Юфостройтранс» состава административного правонарушения, также истек срок привлечения его к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Юфостройтранс» за отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Х.А. Панеш