Дело № 5-45/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Верхневилюйск 13 ноября 2019 года
Судья Верхневилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) Кириллин В.А.,
при секретаре Максимовой И.С.,
с участием прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Н.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - первого заместителя главы муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО1, <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. прокурора Верхневилюйского района Никулиной И.М. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении первого заместителя главы муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, в связи с наличием в действиях данного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 возражений по постановлению прокурора не имеет, вину признает, однако считает, что денежные средства были выделены правильно и по назначению.
Прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Н. в судебном заседании полагал факт совершения должностным лицом административного правонарушения, подтвержденным собранными по делу доказательствами. Просил назначить наказание в пределах санкции установленной ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле исследовав административный материал, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела об административном правонарушении в отношении должностного лица усматривается следующее.
Как следует из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и усматривается из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)» требований бюджетного законодательства. А именно, прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры республики проведена проверка бюджетного законодательства при реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решением местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе \ предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем ч. 7 ст. 78 названного кодекса, устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации, который должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что во исполнение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ главой администрации МР «Верхневилюйскнй улус (район)» 18.06.2013 года утверждено постановление № 426 регламентирующее порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, порядок предоставления субсидии по направлению «Поддержка местных товаропроизводителей в сельских населенных пунктах», порядок субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, экономических и тематических форумах, проведению презентаций районной промышленной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидирование части затрат, связанных с уплатой страховых взносов субъектами МСП, проведение конкурса среди СМСП на предоставление премии главы МР «Верхневилюйский улус (район)» за достижения в области предпринимательства и занятости.
Распоряжением первого заместителя главы администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-р выделены средства в общей сумме 590000 рублей в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, из которых:
- 100000 рублей ИП Ф на создание собственного бизнеса (грант);
- 145000 рублей ИП А на возмещение части затрат на модернизацию (обновление) оборудования, связанного с производством продукции;
- 145000 рублей ИП Е на возмещение части затрат на модернизацию (обновление) оборудования, связанного с производством продукции;
- 150000 рублей ИП ФФ на возмещение части затрат на модернизацию (обновление) оборудования, связанного с производством продукции;
- 50000 рублей Фонду развития малого предпринимательства Верхневилюйского улуса в рамках реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 3.1.1 Постановления № 426 раздел 3 Постановления № 426 определяет условия конкурсного отбора предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства Верхневилюйского района на возмещение части затрат понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в сфере производства.
Согласно п. 3.2.1 Постановления № 426 субсидии на финансирование мероприятия по поддержке местных товаропроизводителей в сельских населенных пунктах предоставляются' на компенсацию следующих затрат субъектов малого и среднего предпринимательства:
модернизация (приобретение и (или) обновление) производственного оборудования;
технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
транспортные расходы по доставке производственного оборудования.
Пунктом 3.2.2 Постановления № 426 следует, что максимальный размер субсидии на возмещение части затрат на приобретение и (или) обновление производственного оборудования, предоставляемой одному субъекту малого и среднего предпринимательства составляет 80 процентов, фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, сумма субсидии не должна превышать 500 000 рублей.
Согласно п. 3.3.1 Постановления № 426 для получения субсидии в администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» предоставляются документы, в числе прочих, подтверждающие сведения о затратах на возмещение расходов, а также сведения о средней численности работников и о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предыдущий календарный год, действующие на момент подачи заявки формы статистической и налоговой отчетности.
<данные изъяты>
Таким образом, по результатам проверки установлены факты предоставления администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)» субсидий субъектам предпринимательства, которыми заявки не поданы надлежащим образом, допущены случаи отсутствия полного комплекта документов.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела в их совокупности.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Основания для освобождения от административной ответственности в виду малозначительности совершенного административного правонарушения отсутствуют.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
В силу ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае дело об административном правонарушении правомерно возбуждено прокурором.
В соответствии со ст. 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
Согласно постановлению Правительства РС (Я) от 15 сентября 2014 года N 315 "Об утверждении Положений о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии" Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.15.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Возбудив дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ прокурора направил его на рассмотрение соответствующему органу исполнительной власти республики - Министерству финансов РС (Я).
Определением Министерства финансов РС (Я) N 4/15.14-2019/13 от ДД.ММ.ГГГГ материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение по подведомственности в Верхневилюйский районный суд РС (Я).
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на момент рассмотрения дела не истек. Оснований для прекращения производства по делу, не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Суд полагает возможным не применять к правонарушителю наиболее строгое наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.15.5 КоАП РФ, в виде дисквалификации и назначить наказание в виде административного штрафа, который предусмотрен санкцией вмененной статьи, что отвечает установленным ст. 1.2 КоАП РФ задачам законодательства об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать должностное лицо - первого заместителя главы муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по РС (Я) (Прокуратура РС (Я), ИНН <***>, КПП 143501001, Банк ГРЦК НБ РС (Я) Банка России <адрес>, БИК 049805001. КБК 415 116 900 100 160 00 140, р/с N 40№.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья: В.А. Кириллин