Дело № 5-460/2022
УИД 28RS0023-01-2022-000607-44
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тында 18 апреля 2022 года
Судья Тындинского районного суда Амурской области Брикова В.О.,
при секретаре судебного заседания Сидоренко А.А.,
с участием:
помощника Тындинского городского прокурора Амурской области Долгушина И.В.,
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица
ФИО7, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в , гражданки РФ, имеющей высшее образование, не состоящей в зарегистрированном браке, не имеющей детей на иждивении, имеющей на иждивении , замещающей должность председателя муниципального учреждения «Комитета администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа», зарегистрированной и проживающей по адресу: , ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л А:
в Тындинский районный суд Амурской области поступило постановление от 5 марта 2022 года, вынесенное Тындинским городским прокурором Мурашко Д.Н., о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя муниципального учреждения «Комитета администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа» ФИО7 о привлечении её к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 5 марта 2022 года указано, что во исполнение поручения прокуратуры Амурской области в ходе проведения проверки соблюдения требований жилищного законодательства, выявлено, что председателем Комитета администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа ФИО7 допускаются нарушения бюджетного законодательства, выразившееся в недостижении плановых значений результатов использования субсидии при реализации мероприятий подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области», включённой в состав государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области», утверждённой Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО7, в судебном заседании свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, не признала, ссылаясь на то, что недостижение плановых значений результатов использования субсидии вызвано обстоятельствами, независящими от действий Комитета, а именно отсутствием вторичного и первичного жилья для переселения одной семьи.
Помощник Тындинского городского прокурора Долгушин И.В. полагал, что вина председателя муниципального учреждения «Комитета администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа» ФИО7 нашла своё подтверждение, просил привлечь должностное лицо к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания.
Судья, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленный материал, приходит к следующему.
Как установлено ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Как следует из ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением (расходованием) межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения представляет действие или бездействие, заключающееся в нарушении получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица получателя бюджетных средств.
Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
Предоставление бюджетных субсидий государственным (муниципальным) предприятиям и бюджетным и автономным учреждениям регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В силу ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объёма расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (ч. 3 ст. 139 БК РФ).
Часть 6 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет цели расходования бюджетных средств при реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые включают в себя, в том числе, приобретение жилых помещений в домах, социальные выплаты на приобретение жилых помещений собственникам, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности).
Согласно ст. 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446 утверждена Государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области» (далее – Государственная программа), структура которой состоит из четырнадцати подпрограмм, одной из которых является подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области» (далее - подпрограмма).
В силу раздела 8 Государственной программы предусмотрены риски реализации программы, к которым относятся операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией программы, в том числе отдельных её исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий программы или задержке в их выполнении. Риск исполнителей (соисполнителей), который связан с возникновением проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации отдельных мероприятий Государственной программы, в том числе федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития. Организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации программы её задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий Государственной программы. Большое число участников реализации программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой эффективности координации их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий.
Согласно указанной Государственной программе средства областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований в виде субсидий в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, предусмотренных подпрограммой, согласно приложению № 5 к Государственной программе (далее по тексту - Порядок).
Из Порядка следует, что главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий является министерство строительства и архитектуры Амурской области (далее - главный распорядитель). Объём бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования предусматривается в решении о бюджете муниципального образования исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением между главным распорядителем и руководителем органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении субсидий. Предоставление субсидии осуществляется на основании заключённого между главным распорядителем и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету. Муниципальные образования обеспечивают достижение показателей результативности, значение которых определяется соглашением, в том числе, количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильём путём предоставления жилых помещений (в 2019 - 2021 годах). Муниципальные образования представляют главному распорядителю ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, отчёты о расходах, в целях финансирования которых представлена субсидия, и о достижении значений показателей результативности, а также иную информацию, предусмотренную соглашениями с муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за результативность, целевое использование субсидий, достоверность представляемых главному распорядителю сведений (пункты 5, 6, 14, 15, 20, 23).
Как следует из материалов дела, с целью реализации вышеуказанной подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ между министерством строительства и архитектуры Амурской области в лице министра ФИО5 (главный распорядитель) и администрацией Тындинского района в лице главы района ФИО6 (получатель) заключено соглашение № о предоставлении субсидии за счёт средств областного бюджета бюджету Тындинского муниципального района на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее - Соглашение) (л.д. 66-90).
Согласно п. 2.1 раздела II и п. 6.1.1 раздела VI Соглашения размер субсидии на софинасирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа на 2021 год составил рублей копейку, из них в размере рублей копеек из бюджета Амурской области; уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с главным распорядителем, на который возлагаются функции по исполнению (координация исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчётности, является муниципальное учреждение «Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района».
Федеральным законом от 01 мая 2019 года № 87-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым муниципальные районы преобразованы в муниципальные округи, с установлением переходного периода с 1 мая 2019 года до 1 января 2025 года.
3 декабря 2021 года постановлением главы администрации Тындинского муниципального округа Амурской области ФИО6 создано муниципальное учреждение «Комитет администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа» и утверждено Положение о муниципальном учреждении «Комитет администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа» (далее - Положение) (л.д. 24).
Согласно Положению муниципальное учреждение «Комитет администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа» является органом местной администрации – администрации Тындинского муниципального округа Амурской области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования Тындинский муниципальный округ Амурской области, и является правопреемником муниципального учреждения «Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района»; финансовое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счёт средств бюджета Тындинского муниципального округа; Комитет подотчётен и подконтролен по вопросам своей деятельности администрации Тындинского муниципального округа Амурской области; в его полномочия, в числе прочих, входит приобретение имущества в муниципальную собственность на основании решений органа местного самоуправления Тындинского муниципального округа Амурской области, а также заключение гражданско-правовых сделок, где выступает в качестве покупателя от имени Тындинского муниципального округа Амурской области; выполняет функции муниципального заказчика и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых из бюджета на осуществление вопросов, входящих в компетенцию Комитета, и на обеспечение его деятельности; Комитет является держателем казны Тындинского муниципального округа Амурской области и управляет имуществом казны в соответствии с действующим законодательством в рамках возложенных полномочий; источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Комитета являются, в том числе средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Тындинского муниципального округа; при осуществлении права оперативного управления имуществом Комитет обязан, в том числе эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению (п. 1.1, 1.7, 1.10 раздела 1, подп. 5 п. 3.1.2, 3.2, 3.3 раздела 3, п. 5.2, 5.3 раздела 5) (л.д. 26-42).
Кроме того, в соответствии с п. 4.2, 4.3, 4.4.11 раздела 4 Положения Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией Тындинского муниципального округа Амурской области в лице главы округа, который несёт персональную ответственность за выполнением Комитетом возложенных на него задач и осуществление полномочий, распоряжается финансовыми средствами и имуществом, закреплённым за Комитетом.
Распоряжениями администрации главы Тындинского муниципального округа ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№-л и ДД.ММ.ГГГГ№-р на должность председателя муниципального учреждения «Комитет администрации Тындинского муниципального округа (района) по управлению муниципальным имуществом округа (района)» назначена ФИО7 (л.д. 48, 59).
При этом, из представленной суду копии трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 исполняет должностные обязанности председателя муниципального учреждения «Комитет администрации Тындинского муниципального округа (района) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-47).
Из должностной инструкции следует, что ФИО7 в занимаемой ей должности имеет определённые права, на неё возложена обязанность, в числе прочих на обеспечение сохранности, эффективности и целевого использования имущества, закреплённого за Комитетом на праве оперативного управления, а также имущества, составляющего муниципальную казну Тындинского района, и несёт ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на неё обязанностей, в том числе за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством РФ (л.д. 33-42).
Из приложения № 3 к Соглашению следует, что плановые значения результатов предоставления субсидии на 31 декабря 2021 года по количеству семей граждан, обеспеченных жильём путём предоставления жилых помещений составляли 0,029 (29 семьи) (л.д. 80-81).
Однако, из отчёта о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, следует, что по состоянию на 1 января 2022 года фактически достигнутые значения составили 0,028 (28 семей) из планируемых 0,029 (29 семьи) (л.д. 91).
Установив данные обстоятельства, Тындинский городской прокурор пришёл к выводу, что поскольку субсидия, предоставляемая местному бюджету из вышестоящего бюджета, является межбюджетными трансфертами, следовательно, председателем муниципального учреждения «Комитета администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа (получателем субсидии как исполнителем Соглашения) допущено нарушение условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Вместе с тем, с данным выводом должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из пункта 1 Порядка (приложение № 5 к Государственной программе) следует, что он определяет цели и условия предоставления и распределения субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и областного бюджетов, бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее - субсидия).
Пунктом 6 Порядка к условиям предоставления субсидии отнесены: а) наличие утверждённой муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по приобретению муниципальными образованиями жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья; и (или) предоставлению социальных выплат; б) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объёме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии; в) наличие списка лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жильё, проживающих во временном жилье на дату подачи заявки, с указанием занимаемой площади и адреса, сформированного во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 января 2014 г. N 28-р «Об утверждении комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье», утверждённого главой муниципального образования, в случае, если муниципальное образование претендует на получение субсидии на софинансирование мероприятий по переселению из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали граждан, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье; г) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка.
Из пункта 10 Порядка усматривается, что муниципальные образования ежегодно, в срок не позднее 15 марта года, предшествующего текущему финансовому году, в 2021 году - не позднее 24 сентября, формируют и утверждают правовым актом органа местного самоуправления список семей граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, в текущем финансовом году (в том числе граждан, включенных в Список лиц), по форме, утверждаемой приказом главного распорядителя, и в соответствии с порядком формирования списков граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, утвержденным правовым актом органа местного самоуправления.
Муниципальные образования подают заявки на предоставление субсидий главному распорядителю в предшествующим текущему финансовому году в сроки, устанавливаемые приказом главного распорядителя для подачи заявок, с приложением в том числе: пояснительной записки с обоснованием экономической целесообразности выделения ассигнований из областного бюджета и списка семей к переселению с копией правового акта органа местного самоуправления о его утверждении.
Согласно представленной суду муниципальной программе «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Тындинского района», утверждённой постановлением администрации Тындинского района от 14 октября 2020 года № 679, и приложения № 3 к Подпрограмме 2 следует, что список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, формируется на основании, в том числе, заключения районного межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным, далее он утверждается постановлением администрации Тындинского района.
Предоставление субсидии осуществляется на основании заключённого между главным распорядителем и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету по форме, аналогичной установленной пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999.
В рамках работы по формированию указанного соглашения не позднее 26 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, муниципальные образования представляют главному распорядителю: а) список семей к переселению, скорректированный с учётом объёма субсидии, распределённой муниципальному образованию, с копией правового акта органа местного самоуправления об утверждении Списка семей к переселению; б) список граждан на получение социальной выплаты в текущем финансовом году, сформированный на основе Списка семей к переселению, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, с копией правового акта органа местного самоуправления о его утверждении (в случае если муниципальное образование планирует расходование субсидии из областного бюджета по направлению "предоставление социальной выплаты").
До заключения соглашения муниципальные образования представляют выписку из решения о местном бюджете на текущий финансовый год, подтверждающую размер средств, предусматриваемых на финансирование мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка (пункт 14 Порядка).
Из самого Соглашения усматривается, что субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: наличие правового акта муниципального образования об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ перечня объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; наличие в бюджете городского округа г. Тынды бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в предусмотренном объёме; соответствие настоящего Соглашения положениям пункта 10 Правил; наличие документов, подтверждающих фактически осуществлённые расходы бюджета городского округа г. Тынды (пункт 3.2 раздела III).
Иных условий предоставления субсидии из областного бюджета местному бюджету, из представленных материалов, не установлено.
Таким образом, предоставление субсидии из областного бюджета местному бюджету для реализации подпрограммы входит исключительно в компетенцию главного распорядителя - министерства строительства и архитектуры Амурской области, который проводит отбор муниципальных образований.
Кроме того, согласно пункту 16 Порядка предусмотрен порядок возврата средств из бюджетов муниципальных образований в областной бюджет при невыполнении условий предоставления субсидий и условий, установленных соглашением, и их последующего использования установлены пунктами 16 - 22 и 24 - 25 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 г. № 95 (далее - Правил), из анализа которых следует, что в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в " пункта 8 настоящих Правил (обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидий), и в срок до первой даты представления отчётности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объём средств подлежит возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии (V возврата), если администрацией муниципального образования, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 10 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, подтверждающие наступление соответствующих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств.
Судьёй также учтено, что постановлением Правительства Амурской области от 11 февраля 2022 года № 149 до 1 января 2023 года приостановлено действие пунктов 16 - 20(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», а также постановлением Правительства Амурской области от 29 марта 2022 года № 303 до 1 января 2023 года приостановлено действие пунктов 16 - 23 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 г. № 95, вместе с тем, действие указанных постановлений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года, учитывая, что в рамках рассматриваемого дела правоотношения между министерством строительства и архитектуры Амурской области и муниципальным органом возникли в 2021 году, следовательно, приостановление отдельных пунктов на эти правоотношения не распространяются.
Эффективность использования муниципальным образованием субсидии оценивается главным распорядителем путём сравнения фактически достигнутых и плановых значений показателей результативности, установленных соглашением с муниципальным образованием (пункт 22 Порядка).
В соответствии с Соглашением получатель субсидии обязуется, в том числе обеспечивать выполнений условий предоставления субсидии, установленных в п. 3.2 Соглашения; обеспечивать исполнение требований министерства по возврату средств в бюджет Амурской области в соответствии с п. 16 Порядка; обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в приложении № 3; обеспечивать целевое, адресное и эффективное использование субсидии, обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии; обеспечивать в министерство информацию о количестве и площади жилых помещений, приобретаемых для граждан, планируемых к переселению в рамках мероприятий подпрограммы, отчёты о достижении значений результатов использования субсидии, о достижении значений результатов использования субсидии, ежемесячную - не позднее 1 рабочего дня, следующего за отчётным периодом, ежегодную уточнённую информацию – не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным годом; а также отчёты о расходах бюджета Тындинского муниципального района в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом; возвратить в бюджет Амурской области не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчётным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные законодательством (пункты 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.6, 4.3.8, 4.3.9, 4.3.11 раздела IV).
Более того, разделом V Соглашения предусмотрена ответственность сторон, из которого усматривается, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, в том числе и за не перечисление в доход бюджета Амурской области неиспользованного остатка субсидии.
Таким образом, Соглашением и Порядком предусмотрено применение мер финансовой ответственности в виде возврата определённого объёма денежных средств в областной бюджет в случае не достижения МУ КУМИ Тындинского МО значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
В данном случае необходимо различать нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за что предусмотрена административная ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и нарушением условий (обязательств), предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, за нарушение которых ответственность предусмотрена самим соглашением в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий.
В рассматриваемом случае условие, предусмотренное пунктами 4.3.3, 4.3.6 данного Соглашения, является именно взятым на себя получателем бюджетных средств обязательством, за нарушение которого данным Соглашением предусмотрена соответствующая ответственность, а не условием предоставления (расходования) субсидии из областного бюджета, поскольку таким условием, исходя из приведённых выше положений нормативных правовых актов и представленных материалов, является именно требование о заключении самого такого соглашения и осуществление расходных мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, включающих, например, приобретение равноценных жилых помещений (в частности, по площади), отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, стоимость которого за один квадратный метр была установлена в заявке администрации Тындинского района, направленной в министерство на предоставление субсидии на 2021 год.
Доказательств, свидетельствующих, что муниципальное учреждение «Комитет администрации Тындинского муниципального округа» обладало правами распределять предоставленные из федерального бюджета средства межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на реализацию мероприятий переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в материалах не имеется и прокуратурой в судебное заседание не представлено, в связи с чем, признак диспозиции правонарушения в части нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, отсутствует, учитывая, что уполномоченным органом и главным распорядителем выступает в данном случае Министерство строительства и архитектуры Амурской области.
Доводы стороны защиты о том, что муниципальное учреждение «Комитет администрации Тындинского муниципального округа» является лишь исполнителем мероприятий, по которым не достигнут запланированный уровень результативности в 2021 году ввиду отсутствия вторичного и первичного жилья для переселения 1 семьи, поскольку по объявленным электронным аукционам представилось возможным приобрести только часть квартир, а оставшиеся квартиры не приобретены ввиду отсутствия заявок из-за очень низкой покупной стоимости одного квадратного метра, повышения рыночной стоимости одного квадратного метра, при этом переселено 28 семей, притом, что до ДД.ММ.ГГГГФИО7 не замещала должность председателя муниципальное учреждение «Комитет администрации Тындинского муниципального округа», прокуратурой не опровергнуты.
Ссылки прокурора на то, что муниципальное образование самостоятельно рассчитывает размер потребности и показатель результативности, с учётом требований о не превышении стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленного Минстрой России в размере 78 143 рублей, не свидетельствует о виновности должного лица муниципальное учреждение «Комитет администрации Тындинского муниципального округа», поскольку утверждение муниципальной программы и дальнейшее направление заявок на включение в распределение субсидии входит в исключительную компетенцию администрации Тындинского муниципального района, которой и было, в конечном счёте, заключено соглашение с главным распорядителем с дальнейшим поручением исполнять соглашение муниципальному учреждению «Комитет администрации Тындинского муниципального округа». О влиянии председателя Комитета ФИО7, которая с ДД.ММ.ГГГГ замещает эту должность, на формирование заявок администрацией Тындинского муниципального округа прокуратурой также не представлено и не доказано в процессе.
Оценивая представленную прокуратурой муниципальную программу «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Тындинского района», утверждённой постановлением администрации Тындинского района от 13 декабря 2021 года № 697, судья приходит к выводу, что она не относится к предмету настоящего судебного разбирательства, поскольку на момент заключения Соглашения не была утверждена.
Кроме того, согласно объяснению ФИО7 при рассмотрении дела, в связи с не достижением в 2021 году показателя результативности предоставления субсидии осуществлён возврат в областной бюджет расчётный объём средств на основании Порядка предоставления и распределения субсидий.
При таких обстоятельствах, у судьи не имеется оснований для вывода о совершении председателем муниципального учреждения «Комитет администрации Тындинского муниципального округа» ФИО7 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, выразившегося в недостижении значений показателя результативности, предусмотренного Соглашением на 2021 год, поскольку указанное не образует состав указанного административного правонарушения.
При этом недостижение значений показателя результативности, предусмотренного соответствующим соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету, при определённых условиях может указывать на наличие признаков дисциплинарного проступка в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, однако данные вопросы не входят в предмет проверки и доказывания по настоящему делу об административном правонарушении.
В силу частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя муниципального учреждения «Комитет администрации Тындинского муниципального округа» ФИО7 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя муниципального учреждения «Комитета администрации Тындинского муниципального округа по управлению муниципальным имуществом округа» ФИО7 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд Амурской области в течение десяти суток со дня вручения, либо получения его копии.
По вступлению в законную силу постановление может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (по адресу г. Владивосток Приморского края, ул. Светланская, д.54) в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Тындинского районного суда
Амурской области В.О. Брикова
Постановление в окончательной форме принято судом 18 апреля 2022 года.