Дело № 5-461/2019, 51RS0002-01-2019-002047-94
Мотивированное постановление составлено 08.06.2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
5 июня 2019 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении:
акционерного общества «Норд Вест Флот Компани» (далее – АО «Норд-Вест Ф.К.»), дата государственной регистрации в качестве юридического лица ***; юридический и почтовый адрес***
У С Т А Н О В И Л:
*** в *** по московскому времени на Мурманский таможенный пост Мурманской таможни *** декларантом АО «Норд-Вест Флот Компани» (далее - АО «Норд-Вест Ф.К.») в электронном виде была подана декларация на товары (далее - ЭДТ). Данная ЭДТ зарегистрирована таможенным органом *** в *** по московскому времени с присвоением №***.
В ЭДТ №*** заявлен товар №***: ***
Заявленный товар помещался под таможенную процедуру реимпорта ***
Товар, задекларированный АО «Норд-Вест Ф.К.» в ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта, попадает под действие Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162, и в отношении данного товара применяются запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.
В графе 44 ЭДТ №*** декларантом АО «Норд-Вест Ф.К.» кроме прочего, были заявлены сведения о декларации о соответствии №*** от *** и ветеринарном сертификате серия №*** от ***.
Вместе с тем, сведения о декларации о соответствии от ***№*** отсутствуют как в системе межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, так и в едином реестре деклараций о соответствии, содержащихся на информационных ресурсах сети Интернет в реестрах официального сайта Федеральной службы по аккредитации.
Ветеринарный сертификат от *** серия №*** представленный АО «Норд-Вест Ф.К.» при таможенном декларировании товара по ЭДТ №***, содержит сведения, что задекларированный товар не подвергнут ветеринарно-санитарной экспертизе. То есть оценку соответствия задекларированная непереработанная *** продукция не прошла.
Декларант АО «Норд-Вест Ф.К.» и должностные лица иных органов в период с *** (дата регистрации ЭДТ №***) до *** (отказ в выпуске товара) за получением разрешения на проведение осмотра товаров и отбором проб (образцов) для проведения лабораторных исследований на Мурманский таможенный пост не обращались.
Исходя из вышеизложенного, административный орган по результатам таможенного контроля при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта ***, пришел к выводу, что декларантом АО «Норд-Вест Ф.К.» не были соблюдены установленные правом Союза запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.
По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, который *** поступил на рассмотрение в Первомайский районный суд г.Мурманска.
В судебном заседании защитники АО «Норд-Вест Ф.К.» ФИО2, ФИО3 возражали против привлечения общества к административной ответственности, просили прекратить производство по делу, о чем представили письменные возражения. Вместе с тем защитники не оспаривали, что декларация о соответствии от ***№*** отсутствует как в системе межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, так и в едином реестре деклараций о соответствии, содержащихся на информационных ресурсах сети Интернет в реестрах официального сайта Федеральной службы по аккредитации. При этом полагали, что данная декларация является действующей и подтверждает факт соблюдения обществом запретов и ограничений при помещении товара под процедуру реимпорта.
Представители административного органа Мурманской таможни ФИО4, ФИО5 полагали, что в бездействии общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ. Декларация о соответствии от ***№*** не может быть принята таможенным органом в качестве документа, подтверждающего факт соблюдения обществом запретов и ограничений в виде мер технического регулирования, поскольку данная декларация не зарегистрирована в едином реестре деклараций о соответствии, содержащихся на информационных ресурсах сети Интернет в реестрах официального сайта Федеральной службы по аккредитации.
Заслушав защитников, представителей административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину АО «Норд-Вест Ф.К.» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Вина АО «Норд-Вест Ф.К.» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- определением о возбуждении в отношении АО «Норд-Вест Ф.К.» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 16.3 КоАП РФ от ***№***; (л.д. 1-5)
- копией декларации о соответствии от ***№***, согласно которой декларация действительна с даты регистрации; (л.д.10)
- копией ветеринарного сертификата от *** серия №***, из которого следует, что ***, мороженное в количестве *** не подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе; (л.д.11)
- копией ЭДТ №***, в графе 44 которой декларантом заявлены сведения о декларации о соответствии от *** как о документе, подтверждающем соблюдение обществом запретов и ограничений в виде мер технического регулирования; (л.д. 27-29)
- копией СМR №*** от *** (л.д. 30);
- актом таможенного досмотра №*** от ***; (л.д.33-35)
- фототаблицей к акту таможенного досмотра №*** от ***; (л.д. 36-47)
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «НОРД ВЕСТ ФЛОТ КОМПАНИ»; (л.д.66-68)
- протоколом опроса свидетеля ФИО1, от ***, которая является главным государственным таможенным инспектором Мурманского таможенного поста Мурманской таможни, и будучи предупрежденной об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, подтвердила факт обнаружения при проведении таможенного контроля в форме проверки документов и сведений в отношении товара, задекларированного в ЭДТ №*** достаточных данных, указывающих на наличие в деянии АО «Норд-Вест Ф.К.» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, а именно указала, что в графе 44 ЭДТ №*** декларантом АО «Норд-Вест Ф.К.» заявлены сведения о декларации соответствия от ***№***. Указанная декларация о соответствии была представлена в форме электронного документа, в которой были указаны сведения о другом юридическом лице в части ОГРН, сведения о декларации о соответствии отсутствовали в системе межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, и в едином реестре деклараций о соответствии, содержащихся на информационных ресурсах сети Интернет в реестре официального сайта Федеральной службы по аккредитации. Кроме того, по результатам таможенного досмотра было установлено, что на транспортной упаковке задекларированного товара отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Союза. Мурманским таможенным постом Мурманской таможни *** было принято решение об отказе в выпуске товара, помещаемого декларантом под таможенную процедуру реимпорта. Указанное свидетельствовало о несоблюдении АО «Норд-Вест Ф.К.» при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта ***, установленных правом Союза запретов и ограничений в виде мер технического регулирования; (л.д.74-75)
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** в отношении АО «Норд-Вест Флот Компани», в котором зафиксировано событие инкриминируемого правонарушения; (л.д.80-84),
- письмом АО «Норд-Вест Ф.К.» от ***, из которого следует, что задекларированный товар не прошел оценку соответствия в форме ветеринарно-санитарной экспертизы не переработанной *** продукции животного происхождения, поскольку задекларированный товар уже имел декларацию о соответствии от ***№*** (л.д.86,87), а также иными документами, представленными в административном деле.
Оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ представленные таможенным органом доказательства, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, нахожу совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ.
Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. (подпункт 27)
Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. (подпункт 35)
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. (подпункт 41)
Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
На основании статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной и письменной формах с использование таможенной декларации.
При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларация-декларация на товары (подпункт 1 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию следующие сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения, в том числе о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Согласно пункту 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно статье 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.05.2010 № 257 утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары (далее - Инструкция) и форма декларации на товары.
В соответствии с Инструкцией, в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары, указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
В графе 44 указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ, в том числе номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.
Согласно статье 236 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения – это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов Союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией или законодательством государств-членов Союза в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Подпунктом «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25.12.2012 установлено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Подпунктом «д» пункта 4 указанного Положения предусмотрено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру реимпорта.
Товар ***, задекларированный АО «Норд-Вест Ф.К.» в ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта, попадает под действие Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ***№***, в отношении данного товара применяются запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.
Согласно пункту 8 ТР ЕАЭС 040/2016 *** продукция выпускается в обращение на территории Союза при ее соответствии требованиям ТР ЕАЭС 040/2016 и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла оценку соответствия согласно разделу XI ТР ЕАЭС 040/2016.
На основании пункта 80 ТР ЕАЭС 040/2016 *** продукция перед выпуском в обращение на территории Союза подлежит оценке соответствия.
Согласно подпункту «в» пункта 81 ТР ЕАЭС 040/2016 оценка соответствия *** продукции, требованиям ТР ЕАЭС 040/2016 и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, проводится в форме ветеринарно-санитарной экспертизы непереработанной *** продукции животного происхождения.
Понятия непереработанной *** продукции животного происхождения и понятие переработки (обработки) приведены в пункте 4 ТР ЕАЭС 040/2016.
В частности непереработанная *** продукция животного происхождения - *** продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, не прошедшая переработку (обработку); переработка (обработка) - термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
Исходя из приведенных понятий товар, задекларированный в ЭДТ №***, является непереработанной *** продукцией животного происхождения.
Пунктом 86 ТР ЕАЭС 040/2016 установлено, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы непереработанной *** продукции животного происхождения и оформление ее результатов осуществляются в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР №***) в части ветеринарно-санитарной экспертизы.
Ветеринарный сертификат от *** серия №*** представленный АО «Норд-Вест Ф.К.» при таможенном декларировании товара по ЭДТ №***, содержит сведения, что задекларированный товар не подвергнут ветеринарно-санитарной экспертизе. Таким образом оценку соответствия задекларированная непереработанная *** продукция не прошла.
Декларант АО «Норд-Вест Ф.К.» и должностные лица иных органов в период с *** (дата регистрации ЭДТ №***) до *** (отказ в выпуске товара) за получением разрешения на проведение осмотра товаров и отбором проб (образцов) для проведения лабораторных исследований на Мурманский таможенный пост не обращались.
Согласно пункту 3 статьи 51 Договора о Союзе порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению №*** к Договору (Протокол о техническом регулировании в рамках Союза).
Пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Союза (далее - Протокол) предусмотрено, что оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
В силу подпункта «а» пункта 1 Решения Коллегии ЕЭК от 24.04.2017 №40 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена Союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее ***.
Пунктом 42 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 39 от 26.04.2012 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257», предусмотрено, что в графе 44 указываются сведения о документах, на основании которых заполнена декларация на товары, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 декларации на товары, в том числе номер, дата и срок действия (в случае, если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Союза, решениями Комиссии Таможенного союза, Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств-членов Союза.
В графе 44 ЭДТ №*** декларантом АО «Норд-Вест Ф.К.» заявлены сведения о декларации о соответствии №***, как о документе, подтверждающем соблюдение обществом запретов и ограничений в частности мер технического регулирования, применяемых в отношении товаров – *** продукции животного происхождения, перемещаемых через таможенную границу.
Дата регистрации декларации о соответствии -***, то есть до дня вступления в силу ТР ЕАЭС 040/2016.
С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014).
Согласно пункту 1 статьи 99 Договора о Евразийском экономическом союзе международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу данного Договора, входят в право Союза в качестве международных договоров в рамках Союза и применяются в части, не противоречащей Договору.
В соответствии с разделом X "Техническое регулирование" Договора о Евразийском экономическом союзе разработан Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N9 к Договору о Евразийском экономическом союзе), который определяет порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза (далее - Протокол о техническом регулировании).
В соответствии с абзацем девятым пункта 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N9 к) единые реестры выданных или принятых документов об оценке соответствия размещаются на официальном сайте Союза в сети Интернет. Формирование и ведение указанных единых реестров осуществляются в порядке, утверждаемом Комиссией.
Декларация о соответствии №*** зарегистрирована ***, то есть после вступление в действие Договора о Евразийском экономическом союзе от ***.
Порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ***№*** (начало действия документа - ***).
В соответствии с пунктом 4 указанного порядка формирование и ведение единого реестра осуществляются Комиссией на основании сведений из национальных частей единого реестра, указанных в пунктах 10 - 13 настоящего Порядка и представляемых в Комиссию уполномоченными органами в электронном виде.
Согласно пункту 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 127 до вступления в силу распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии, предусматривающего введение в действие общего процесса "Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)" в части, касающейся единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, сведения о документах об оценке соответствия предоставляются из национальных частей единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и датой начала действия указанных документов является дата регистрации документов об оценке соответствия в национальной части единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
До вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 127 «О Порядке формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии» действуют по настоящее время положения приказа Минэкономразвития России от 24.11.2014 № 752 «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия» (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
В соответствии с пунктом 2 Порядка регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (приложение №*** к приказу Минэкономразвития России от 24.11.2014 № 752, далее - Порядок регистрации деклараций о соответствии) декларация о соответствии регистрируется в электронной форме в реестре посредством внесения сведений о принятой декларации о соответствии, о приостановлении, возобновлении или прекращении действия зарегистрированной декларации о соответствии.
Пунктом 6 Порядка регистрации деклараций о соответствии установлено, что днем представления декларации о соответствии в Федеральную службу по аккредитации считается день регистрации в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации сведений, переданных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Кроме того, статьей 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон) установлено, что декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.
Согласно статье 25 указанного Закона срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия.
В силу пункта 6 статьи 24 указанного Закона оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
Между тем сведения о декларации о соответствии от ***№***, указанные декларантом в графе 44 декларации на товары отсутствуют в едином реестре деклараций о соответствии.
Данный факт стороной защиты не оспаривался в судебном заседании.
Таким образом таможенным органом по результатам таможенного контроля установлено, что декларация о соответствии от ***№***, сведения о которой указаны декларантом как о документе, подтверждающем соблюдения обществом запретов и ограничений в виде мер технического регулирования, не зарегистрирована в системе межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, так и в едином реестре деклараций о соответствии, содержащихся на информационных ресурсах сети Интернет в реестрах официального сайта Федеральной службы по аккредитации, и следовательно в силу ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» является не действующей и не подтверждает соответствие товара, задекларированного по ЭДТ №*** требованиям технического регламента ТР ЕАЭС 040/2016.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 24 указанного выше Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Приказом Минпромэнерго РФ от 22.03.2006 N 54 утверждена форма декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов вместе с рекомендациями по заполнению формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 2 рекомендаций по заполнению формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов в строке «заявитель» указывается для юридического лица - полное наименование, включая организационно-правовую форму, адрес (место нахождения) в соответствии с документом, подтверждающим факт внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (далее - ОГРН).
В представленной АО «Норд-Вест Ф.К.» *** декларации о соответствии от ***№*** в строке «заявитель» указаны сведения о другом ***, то есть декларация о соответствии содержит недостоверные сведения об основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации юридического лица.
Кроме того, по результатам таможенного досмотра (Акт таможенного досмотра №***) установлено, что на транспортной упаковке задекларированного по ЭДТ №*** товара, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Союза, нанесение которого регламентировано разделом XII ТР ЕАЭС 040/2016 (пункты 99, 100, 101, 102), ни национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке), что является несоблюдением мер технического регулирования (ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52, ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; ст. 25, ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
Таким образом, административным органом установлено и подтверждается материалами дела, что декларация о соответствии от ***№*** не имеет юридической силы, в связи с чем не является документом, подтверждающим соответствие товара, задекларированного в ЭДТ №*** требованиям технического регламента ТР ЕАЭС 040/2016.
Исходя из вышеизложенного, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта (ИМ-60), декларантом АО «Норд-Вест Ф.К.» не были соблюдены установленные правом Союза запреты и ограничения в виде мер технического регулирования.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании АО «Норд-Вест Ф.К.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные таможенным органом доказательства, достоверно свидетельствуют о том, что при заявлении в графе 44 ЭДТ №****** сведений о декларации о соответствии от ***№*** как о документе, подтверждающем соблюдение декларантом запретов и ограничений при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта ***, установленные правом Союза в виде мер технического регулирования, АО «Норд-Вест Ф.К.» обладало информацией о том, что декларация о соответствии от ***№*** не была зарегистрирована в системе межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, так и в едином реестре деклараций о соответствии, содержащихся на информационных ресурсах сети Интернет в реестрах официального сайта Федеральной службы по аккредитации, в связи с чем не являлась действующим документом, имеющим юридическое значение.
Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
АО «Норд-Вест Ф.К.» являясь декларантом товаров, имело возможность соблюсти таможенное законодательство, а именно с *** года заблаговременно до подачи декларации на товары в *** году убедиться, что декларация о соответствии зарегистрирована в едином реестре деклараций о соответствии, а также соблюсти требования Федерального закона о техническом регулировании в части нанесения на транспортную упаковку товара маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Союза, либо национальным знаком соответствия.
Кроме того, в течении четырехмесячного срока временного хранения декларант имел право предпринять дополнительные меры для соблюдения запретов и ограничений в отношении ввозимого товара. В частности, обратиться в таможенный орган за отбором проб и образцов для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и после получения заключения подать декларацию.
Являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, связанной с экспортом *** продукции, общество имело право и реальную возможность до момента подачи в административный орган декларации в отношении возращенного товара совершить действия, направленные на соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, помещенного под процедуру реимпорта, однако не предприняло все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных таможенным законодательством, за нарушение которых ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом таможенных обязанностей, предусмотренных ст.ст.84, 106,108,236 ТК ТС, не установлено. Вступая в таможенные правоотношения, АО «Норд-Вест Ф.К.» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля организации. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от Общества в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, правонарушение было бы предотвращено.
Таким образом, в действиях АО «Норд-Вест Ф.К.» установлен состав административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ЭДТ №*** в соответствии с таможенной процедурой реимпорта ***, установленных правом Союза запретов и ограничений в виде мер технического регулирования, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Действия правонарушителя судья квалифицирует по ст. 16.3 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, АО «Норд-Вест Ф.К.» не представлено.
Доводы защиты о том, что Северной торгово-промышленной палатой была зарегистрирована декларация о соответствии №*** сроком действия с *** по *** не свидетельствуют об отсутствии в бездействии общества события инкриминируемого правонарушения, поскольку датой начала действия данной декларации является дата ее регистрации в едином реестре деклараций о соответствии, содержащихся на информационных ресурсах сети Интернет в реестрах официального сайта Федеральной службы по аккредитации. В противном случае декларация о соответствии не является документом, свидетельствующим о факте, имеющем юридическое значения для соблюдения запретов и ограничений при таможенном декларировании.
Иных доводов, способных повлечь освобождение юридического лица от административной ответственности, стороной защиты не заявлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, а также тот факт, что АО «Норд-Вест Ф.К.» ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось, что следует из материалов дела, прихожу к выводу о применении в отношении общества наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи без конфискации предметов административного правонарушения, так как данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оно соразмерно содеянному. Кроме того, мер обеспечения производства по данному делу административным органом не применялось.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.5, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Норд Вест Флот Компани» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек без конфискации предмета административного правонарушения.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Первомайского
районного суда города Мурманска подпись/ М.С. Дурягина
Копия верна.
Судья М.С. Дурягина
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***