Дело № 5-4637/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ульяновск 06 декабря 2021 года Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Анциферова Н.Л., при секретаре Евстигнеевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО3, <данные изъяты>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: ФИО3, замещающий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска, являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, нарушил условия их предоставления. В нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.6 Порядка предоставления субсидий от 15.04.2011 № 1565 Управлением ЖКХ и благоустройства порядок, определяющий объем и условия предоставления субсидий на иные цели МБУ «Управление гражданской защиты» не утвержден. В феврале 2021 года МБУ «Управление гражданской защиты» по контракту от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с ООО «<данные изъяты>» на сумму 35 300 руб. приобретены рециркуляторы «<данные изъяты>» в количестве 3 единиц. Оплата за поставленное оборудование произведена за счет средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и оказание муниципальных услуг (выполнения работ) с лицевого счета бюджетного учреждения. То есть, при определении нормативных затрат на оказание МБУ «Управление гражданской защиты» муниципальной услуги (выполнения работ) затраты на приобретение основных средств (оборудования) в расчет не включены. В нарушение п. 2.2 Порядка предоставления субсидий от 15.04.2011 № 1565, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ МБУ «Управление гражданской защиты» произведена оплата за поставленное оборудование (рециркуляторы) в сумме 35 300 руб. за счет средств субсидии, выделенных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. В нарушении п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ МБУ «Управление гражданской защиты» допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 35 300 руб., в результате оплаты денежных средств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№, являющимся основанием для предоставления денежных средств. В судебное заседание ФИО3 не явился, извещался. Ранее в судебном заседании с протоколом не согласился. Пояснил, что разрешение на приобретение материальных ценностей, материалов, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется с согласования Финансового управления администрации г.Ульяновска, и в случае некорректного оформления документов оплата бы не производилась. В данном случае оплата произведена с учетом оформления статей и кодов бюджетной классификации. В соответствии с подготовленной заявкой на приобретение рециркуляторов «<данные изъяты>», финансовым управлением была определена соответствующая статья с индексом «К», по которой проводилась оплата, то есть получено одобрение специалистами и руководителем Управления. В период пандемии действовал указ Губернатора Ульяновской области, указывающий на срочное приобретение необходимого оборудования для противодействия Covid-19. На 152 человека, которые работают круглосуточно, была срочная потребность в приобретении аппаратов, чтобы исключить заболеваемость сотрудников МБУ. Порядок предоставления субсидий от 15.04.2011 №1565 не утратил свою силу на момент 2020-2021 гг. Просил производство по делу прекратить. Допрошенная в качестве свидетеля лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 настаивала на привлечении ФИО3 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Дополнительно пояснила, что в соответствии с пунктом 2.6. Порядка предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования «город Ульяновск» из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением мэрии города Ульяновска от 15.04.2011 N 1565 (в редакции, действующей с 01.01.2021) предоставление субсидий учреждениям на иные цели с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется учредителем на основании порядка определения объёма и условий предоставления субсидий, утвержденного постановлением администрации города Ульяновска. Муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий подведомственным учреждениям на иные цели, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Порядок определения объёма и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям, подведомственным управлению ЖКХ и благоустройства утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 23.07.2021 № 1050. Оплата за поставленное оборудование произведена за счет средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и оказание муниципальных услуг. Порядок от 23.07.2021 №1050 предусматривает приобретение оборудования за счет субсидии «на иные цели». МБУ «Управление гражданской защиты» допущено нецелевое использование бюджетных средств. В соответствии со статьей 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Информация о том, что в порядок будут вноситься изменения, были известны еще в сентябре 2020 года. Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска имело возможность заранее начать согласование порядка. Кроме того, учреждение оказывает платные услуги, могли оплатить оборудование за счет денежных средств поступающих от оказания платных услуг. Порядок предоставления субсидий от 15.04.2011 №1565 действовал до 31.12.2020, с 01.01.2021 начал действовать новый порядок. Кроме того, при проведении проверки в феврале 2021 года учреждению даже не было известно о порядке действующим с 01.01.2021. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 показал, что до начала 2021 года руководствовались порядком о предоставлении субсидий от 15.04.2011 №1565. Новый порядок Управлением ЖКХ был разработан в середине лета 2021 года. Было издано постановление администрации г. Ульяновска от 23.07.2021 № 1050 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям, подведомственным Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска». Ранее действовал единый порядок. На данный момент имеются отдельные порядки для подведомственных отделов. Рециркуляторы были оплачены с муниципального задания, а не с иных целей, так как действовали в рамках бюджетной росписи, посчитали, что данное оборудование необходимо в рамках исполнения муниципального задания. Необходимость в данном оборудовании возникла оперативно. Выслушав ФИО3, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Часть 1 ст.15.15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. В соответствии с п.4.1 Решения Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 (ред. от 31.03.2021) «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска в рамках, возложенных на него задач осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии с п.2.6 Порядка предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования «город Ульяновск» из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» от 15.04.2011 №1565 (в редакции, действующей с 01.01.2021) предоставление субсидий учреждениям на иные цели с 01.01.2021 осуществляется учредителем на основании порядка определения объема и условий предоставления субсидий, утвержденного постановлением администрации города Ульяновска. Муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий подведомственным учреждениям на иные цели, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В силу ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2021) из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениями на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий, предоставляемых из местных бюджетов, устанавливается местной администрацией. Муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям к нормативным актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объем и условий предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В соответствии с п.2.2 Порядка при определении нормативных затрат на оказание муниципальным бюджетным или автономным учреждением муниципальной услуги (выполнения работ) учитываются: - нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги (выполнения работ); - нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества муниципального бюджетного или автономного учреждения в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка). В судебном заседании установлено, что Финансовым управлением администрации г.Ульяновска на основании Правил контрольных мероприятий по осуществлению Финансовым управлением администрации г.Ульяновска полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю на 2021 год от 15.12.2020 № 93, распоряжения Финансового управления администрации г.Ульяновска от 16.02.2021 № 14 в МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» по теме контрольного мероприятия «Проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» бюджетным (автономным) учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год, проведена проверка, по результатам которой составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенной Финансовым управлением администрации г.Ульяновска проверки выявлено, в акте проверки указано, что в нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.6 Порядка предоставления субсидий от 15.04.2011 № 1565, Управлением ЖКХ и благоустройства порядок, определяющий объем и условия предоставления субсидий на иные цели МБУ «Управление гражданской защиты» не утвержден. ДД.ММ.ГГГГ МБУ по контракту с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ приобретены рециркуляторы на сумму 35 300 руб. Оплата произведена за счет средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и оказание муниципальных услуг (выполнения работ) с лицевого счета бюджетного учреждения. То есть при определении нормативных затрат на оказание МБУ «Управление гражданской защиты» муниципальной услуги (выполнения работ) затраты на приобретение основных средств (оборудования) в расчет не включены. МБУ «Управление гражданской защиты» допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 35 300 руб. в результате оплаты денежных средств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№, являющимся основанием для предоставления денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением ЖКХ и МБУ «Управление гражданской защиты» на 2021 год заключено Соглашение «О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ «Управление гражданской защиты» №. Предметом соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ является предоставление учредителем учреждению субсидии из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ): обеспечение безопасности и населения на водных объектах, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (за исключением обеспечения безопасности на водных объекта), проведение мероприятий в сфере гражданской обороны. ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Управление гражданской защиты» по контракту от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с ООО «<данные изъяты>» на сумму 35 300 руб. приобретены рецеркуляторы «<данные изъяты>» количестве 3 единиц. Оплата за поставленное оборудование произведена за счет средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и оказание муниципальных услуг (выполнения работ) платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№, оплата произведена с лицевого счета № «лицевой счет бюджетного учреждения». То есть, при определении нормативных затрат на оказание МБУ «Управление гражданской защиты» муниципальной услуги (выполнения работ) затраты на приобретение основных средст (оборудования) в расчет не включены. Приказом Финансового управления администрации г.Ульяновска № 41 от 18.05.2020 внесены изменения в приказ Финансового управления администрации г.Ульяновска от 31.12.2015 № 138 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования «город Ульяновск», бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (главных администраторов источников погашения дефицита бюджета муниципального образования «город Ульяновск»), Приложение № к Порядку дополнено подпунктом следующего содержания: в случае направления расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на мероприятия по предотвращению распространения и ликвидации последствий короновирусной инфекции код дополнительной классификации дополнить восьмым разрядом буквой русского алфавита «К» (ХХХХХХХК). ДД.ММ.ГГГГ Финансовым управлением администрации г.Ульяновска до сведения главных распорядителей средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» доведено до сведения постановление администрации г.Ульяновска лот 02.11.2020 № 1701 «О внесении изменений в постановление мэрии г.Ульяновска от 15.04.2011 № 1565». Указанным постановлением внесены изменения в Порядок предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования «город Ульяновск» из бюджета муниципального образования «город Ульяновск». Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждением, подведомственным управлении. ЖКХ и благоустройства утвержден постановлением администрации г.Ульяновска от 23.07.23032 №1050. Распоряжением администрации г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении ФИО3» на должность начальника Управления ЖКХ и благоустройства назначен ФИО3 распоряжением администрации г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увольнении ФИО3» с ДД.ММ.ГГГГ с ним прекращен трудовой договор. В соответствии с п. 2.2. раздела 2 Положения ЖКХ, начальник Управления несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций и полномочий, возложенных на Управление и результаты его работы. В соответствии с п. 3.1.2 раздела 3 должностной инструкции, на начальника Управления ЖКХ и благоустройства возлагаются обязанности по обеспечению реализации задач и выполнения функции, предусмотренных положением об Управлении. Несение персональной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение функции и полномочий, возложенных на Управление, и результате его работы. В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, по мнению суда, в действиях должностного лица ФИО3 содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ. Факт совершения данного административного правонарушения ФИО3 и его виновность подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором изложены: время, место, обстоятельства совершенного правонарушения, распоряжением администрации г.Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО3 на должность начальника Управления, распоряжением о назначении планового выездного контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами. В соответствии с п. 4.2.24 Финансовое управление администрации г.Ульяновска осуществляет полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля в пределах, определенных Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ. Приказом № 65 Финансового управления администрации г.Ульяновска от 1.07.2016 утвержден перечень должностных лиц финансового управления администрации г.Ульяновска, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В перечне должностных лиц уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях указан, в том числе начальник контрольно-ревизионного отдела Финансового управления администрации г.Ульяновска. При составлении протокола об административном правонарушении права ФИО3 нарушены не были. Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует действующему административному законодательству РФ. Проверка и оценка судом названных выше доказательств показала, что они получены в установленном законом порядке, согласуются между собой и другими доказательствами, собранными по делу и исследованными в судебном заседании, а также относимы, допустимы и достоверны, и потому не вызывают сомнения. Доводы ФИО3 о том, что с Финансовым управлением было согласовано изменение сводной росписи расходов на 2021 год, суд считает необоснованными, поскольку Управлением ЖКХ и благоустройства, как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии подведомственным учреждениям, нарушены условие их предоставления. Обязанность по разработке порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели в отношении подведомственного учреждения, лежала именно на Управлении ЖКХ. Кроме того, ФИО3 несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций и полномочий, возложенных на Управление и результаты его работы. Финансовое управление администрации г.Ульяновска же в соответствии со ст. 265, ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ, Положения осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль. При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает требования ст.ст.4.1-4.3,4.5 КоАП РФ, а также характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства содеянного, данные о личности ФИО3, его имущественное положение, административную практику, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. С учетом всех обстоятельств дела суд считает возможным назначить ФИО3 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере. При этом, административное правонарушение, совершенное ФИО3, не отвечает признакам статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка выделения бюджетных средств независимо от наступления каких-либо негативных последствий, при этом наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено. В связи с чем основания для признания совершенного ФИО3 административного правонарушения малозначительным отсутствуют. Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: признать ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Реквизиты для оплаты административного штрафа: <РЕКВИЗИТЫ>. Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд. Судья Н.Л. Анциферова |