Дело № 5-4655/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года. Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2021 года.
26 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко С.И.,
с участием защитников Горбенко А.В., действующего на основании доверенности № 64-20 от 01.01.2020, ФИО1, действующей на основании доверенности № 164-221 от 26.05.2021, представителя административного органа ФИО2, действующего на основании доверенности от 26.07.2021,
рассмотрев в помещении суда по адресу: <адрес>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ПАО «Россети Юг», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
В Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону из Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении ПАО «Россети Юг».
Согласно протоколу об административном правонарушении № 287-15/15 от 08.10.2021 года, ПАО «Россети Юг» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
08 октября 2021 года в 15 час. 00 мин. при проведении внеплановой выездной проверки по адресу: <адрес>, в отношении ПАО «Россети Юг» должностным лицом Северо-Кавказского управления Ростехнадзора установлен факт нарушения обязательных норм и правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, а именно: допущена эксплуатация оборудования ПС 110 кВ Развиленская филиала ПАО «Россети Юг» - «Ростовэнерго» ПО Юго-Восточные ЭС по истечении установленного срока эксплуатации без проведения своевременного технического освидетельствования:
- высокочастотные заградители (дата ввода в эксплуатацию – 1976 год);
- конденсаторы связи (дата ввода в эксплуатацию – 1978 год);
- конденсаторные установки (дата ввода в эксплуатацию – 1981 год),
чем был нарушен п. 1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее - ПТЭЭСС), утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитники по доверенностям Горбенко А.В., ФИО1 с протоколом об административном правонарушении не согласились, вину юридического лица не признали, полагали, что приобщенный ими в материалы дела Акт технического освидетельствования оборудования № 12 от 30.06.2021 подтверждает, что оборудование исправно и может эксплуатироваться. 07.10.2021 проведено дополнительное техническое освидетельствование указанной подстанции (Акт № 12/1), в силу чего в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения. Выданное по итогам проверки предписание юридическое лицо не обжаловало, все требования предписания об устранении выявленных нарушений в срок до 15.11.2021 были выполнены. Просили прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения либо применить положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности.
В судебном заседании представитель административного органа по доверенности – должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2 подтвердил наличие в действиях ПАО «Россети Юг» состава вменяемого ему административного правонарушения. Дополнительно пояснил, что в представленных защитой Актах технического освидетельствования отсутствует подпись представителя Ростехнадзора, что свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом порядка технического освидетельствования, установленного ПТЭЭСС. Просил привлечь юридическое лицо к административной ответственности, полагал невозможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности, вопрос о виде и размере административного наказания полагал возможным оставить на усмотрение суда.
Выслушав защитников, должностное лицо административного органа, исследовав материалы дела, судья находит, что вина ПАО «Россети Юг» в совершении правонарушения установлена и подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 287-15/15 от 08.10.2021; решением о проведении внеплановой выездной проверки № 270-568-рш от 20.09.2021; Актом внеплановой выездной проверки № 162-15/А от 08.10.2021; Уставом ПАО «Россети Юг» (с изменениями и дополнениями).
Данные доказательства в своей совокупности и каждое в отдельности, логичны и последовательны.
В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Федерального закона № 116-ФЗ).
Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по статье 9.11 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
В статье 9 Федерального закона № 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с абзацем 3 п. 1.5.2. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, установленных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 229, техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.
В судебном заседании установлено, что в нарушение положений указанных выше нормативных актов, ПАО «Россети Юг» допустило эксплуатацию энергооборудования ПС 110 кВ Развиленская филиала ПАО «Россети Юг» - «Ростовэнерго» ПО Юго-Восточные ЭС по истечении установленного срока эксплуатации без проведения своевременного технического освидетельствования.
Доводы защиты об отсутствии в действиях ПАО «Россети Юг» подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании положений действующего законодательства и не соответствующие установленным в судебном заседании обстоятельствам дела.
Судья квалифицирует действия юридического лица ПАО «Россети Юг» по ст. 9.11 КоАП РФ как нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Юг», по делу не установлено.
Доказательств повторного совершения юридическим лицом однородного правонарушения административным органом в материалы дела не представлено.
Доводы защиты о малозначительности административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, так как характер совершенного правонарушения, посягающего на установленные правила эксплуатации энергопотребляющих установок, не позволяет признать деяние, совершенное заявителем, малозначительным и освободить виновное лицо от наказания.
Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ в таком случае не совместимо с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 5 от 17.02.2016.
Обстоятельства, при наличии которых юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, отсутствуют. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в игнорировании юридическим лицом требований законодательства в сфере технической эксплуатации электроустановок и невыполнении своих обязанностей в указанной сфере по соблюдению названного законодательства.
Установив и учитывая вышеуказанные обстоятельства, судья считает необходимым назначить юридическому лицу ПАО «Россети Юг» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, полагая, что данный вид наказания позволит обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания и не повлечет за собой избыточного ограничения прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица. При этом, такое наказание будет являться справедливым, соразмерным содеянному и отвечающим целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо ПАО «Россети Юг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней после вступления постановления в силу по следующим реквизитам: получатель: Южное ГУ Банка России /УФК по Краснодарскому краю (Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, л/с №), казначейский счет: №, Банк: Южное ГУ Банка России г. Краснодар, БИК: №, ИНН: <***>, КПП: 230901001, ОКТМО: 03701000, КБК: №.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в полном объеме.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2021 года.
День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Судья С.И. Быченко