ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-466/2015 от 10.08.2015 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 5-466/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 августа 2015 года судья Центрального районного суда г. Читы (адрес: <...>) Подшивалова Н.С., при секретаре Дудкиной А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите материалы административного дела в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: <адрес>, ИНН , ОГРНИП , зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

28 апреля 2015 года главным государственным таможенным инспектором ОТО И ТК № 1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ по факту сообщения таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.

27 мая 2015 года старшим уполномоченным отдела административных расследований Читинской таможни в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Собранные материалы по факту совершения ИП ФИО1 административного правонарушения в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ представлены на рассмотрение в судебном порядке.

Представитель Читинской таможни ФИО2 в судебном заседании полагала вину ИП ФИО1 доказанной, просила назначить наказание в виде конфискации имущества.

В судебное заседание ИП ФИО1 не явился, о дате, времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 35 п. 1 ст. 4 Таможенного Кодекса Таможенного союза (ТК ТС) под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС под ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами.

В соответствии с ч. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 ТК ТС.

Согласно ст. 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Статьей 159 ТК ТС предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет таможенному органу, в частности, сведения о наименовании, весе брутто товаров (в килограммах) и количестве мест. В силу пп.1 и.1 ст. 159 ТК ТС указанные сведения сообщаются путем представления таможенному органу международной товаротранспортной накладной и имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

За сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного Союза путем представления недействительных документов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 КоАП России, для целей применения главы 16 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.

Как следует из материалов дела, 25 апреля 2015 г. на территорию таможенного союза из КНР прибыло транспортное средство марки <данные изъяты>» государственный регистрационный номер под управлением водителя Я.А,А. (заграничный паспорт выдан <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ). Перевозчиком являлся ИП ФИО1

Водитель транспортного средства представил в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1 таможенного поста МАПП Забайкальск документы и сообщил о прибытии транспортного средства с товарами, предоставив в таможенный орган товаросопроводительные документы: международная товарно-транспортная накладная (CMR) ; инвойс № от ДД.ММ.ГГГГ; спецификация от ДД.ММ.ГГГГ.

Отправителем товара являлась Маньчжурская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», получателем - ООО «<данные изъяты>».

Согласно товаросопроводительным документам, в транспортном средстве перемещались товары следующих наименований: кабачок в количестве 110 мест, перец стручковый сладкий в количестве 702 места, имбирь - 30 мест, томат - 2320 мест. Всего 3162 места, вес брутто 22020 кг, нетто - 19290 кг.

Согласно акту таможенного досмотра от 27.04.2015 г. обнаружен товар, не указанный в товаросопроводительных документах, а именно: листы фанеры прямоугольной формы в количестве 96 листов, весом брутто 120 кг.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения, изъят по протоколу изъятия вещей и документов и передан на ответственное хранение па склад ООО «<данные изъяты>».

Согласно международной товарно-транспортной накладной (CMR) перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза было произведено 25.04.2015 водителем Я. А.А., действующим на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИП ФИО1

Из материалов дела следует, что при проведении должностными лицами Читинской таможни 12.05.2015 г. опроса ИП ФИО1 отказался от дачи пояснений, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ.

В ходе административного расследования 28.04.2015 в качестве свидетеля опрошен водитель ИП ФИО1 - Я. А.А., который пояснил, что при погрузке товаров в КНР он присутствовал, количество мест товара пересчитывал. Отправителем при погрузке товара были проложены листы фанеры для сохранности груза. О том, что фанеру нужно было указать в товаросопроводительных документах, он знал, но в спешке забыл, что груз проложен фанерой.

28.04.2015 в качестве свидетеля был опрошен старший смены СВХ ООО «ТЛК-Забайкальск» И.К.Р. который пояснил, что 27.04.2015 присутствовал при таможенном досмотре товаров, перевозимых в транспортном средстве . При проведении таможенного досмотра инспектором таможни Г. А.А. был выявлен товар - листы фанеры в количестве 96 штук.

Таким образом, в действиях перевозчика ИП ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, квалифицируемого как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товаров, количестве грузовых мест при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ являются общественные отношения в области порядка и условий перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу и порядок проведения таможенного контроля.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч.З ст. 16.1 КоАП РФ, охватывается деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.

Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, является перевозчик товаров, поскольку в его обязанности входит представление таможенному органу документов и сведений, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза.

Субъективная сторона правонарушения - наличие вины, выражающееся в имевшейся у лица возможности для соблюдения требований законодательства (за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность), но непринятие им всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Занимаясь международными перевозками товаров, а также вступая в таможенные правоотношения, в качестве перевозчика товаров, находящихся под таможенным контролем, ИП ФИО1 в лице своих представителей должен знать о требованиях, установленных таможенным законодательством, в том числе, в части сообщения таможенному органу достоверных сведений о наименовании товара, о количестве грузовых мест, для выполнения которых необходимо использовать весь объем предоставленных лицу прав, проявив при этом необходимую степень заботливости и осмотрительности.

До вступления в таможенные правоотношения перевозчик вступает с отправителем груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза действительных документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.

Основным международным соглашением для перевозок грузов автомобильным транспортом является Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) 1956 года.

Согласно ст. 1 Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся па территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции.

В соответствии со статьей 6 Конвенции накладная (договор перевозки грузов - 1 CMR), в числе прочих должна содержать следующие сведения о существенном условии договора перевозки - грузе: принятое обозначение характера груза и &apos;тип его упаковки, число грузовых мест, их особая разметка и номера, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Данные сведения вносятся отправителем в графы 5 «Знаки и номера», 6 «Количество мест», 7 «Род упаковки», 8 «Наименование груза», 10 «Вес брутто» международной товарно-транспортной накладной.

При этом каждому наименованию груза соответствуют записи о знаках и номерах, количестве мест, роду упаковки, весе брутто и объеме товаров.

Сведения о наименовании, количестве и кодах перевозимых товаров, указанные в транспортной накладной, должны соответствовать сведениям, содержащимся в коммерческих документах, реквизиты которых указаны в накладной.

Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку).

В соответствии с положениями п.1 ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; в) внешнее состояние груза и его упаковки.

При этом, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки (п. 2 ст. 8 КДПГ).

Отсутствие таких оговорок свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений требований таможенного законодательства.

Кроме того, перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей (статья 3 Конвенции).

Согласно ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.

При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (ст. 9 КДПГ).

При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что в действиях ИП ФИО1 имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

ИП ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имел возможность правильно установить количество грузовых мест перемещаемого груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом или же внести в товаросопроводительные документы, соответствующие оговорки, однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей, сделанных в сопроводительных документах на товар, относительно наименования, веса, количества грузовых мест товара, не внесены обоснованные оговорки об этом в товаросопроводительную накладную.

Если объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом таможенных обязанностей, нет и отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняло соответствующих мер, то в соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ в действиях ИП ФИО1 усматривается вина в совершении данного административного правонарушения.

Вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела документами, в частности: международной товарно-транспортной накладной (CMR) ; инвойс от ДД.ММ.ГГГГ; спецификацией от ДД.ММ.ГГГГ, актом таможенного осмотра , актом таможенного досмотра , протоколами опроса ИП ФИО1, свидетелей Я. А.А., И. К.Р.

При назначении административного наказания, в соответствии со ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ судья, учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие смягчающих обстоятельств, наличие отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения, полагает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 24.7 КоАП РФ издержки за хранение предмета административного правонарушения в размере 5 263,20 руб.., подтвержденные счетом № 547 следует отнести на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ судья,

П О С Т А Н О В И Л :

признать Индивидуального предпринимателя ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: <адрес>, ИНН , ОГРНИП , зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, подвергнув его наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения:

- листы фанеры прямоугольной формы в количестве 96 листов, весом брутто 120 кг.

Исполнение постановления в части конфискации возложить на Читинскую таможню.

Издержки за хранение предмета административного правонарушения в размере 5 263,20 руб.., подтвержденные счетом № 547 отнести на счет федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд.

Судья Н.С. Подшивалова