Дело № 5-468/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(резолютивная часть постановления вынесена 11 сентября 2023 года)
13 сентября 2023 г. г. Волгоград
Волгоградская область
Судья Красноармейского районного суда г. Волгограда Яровая О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием ведущего специалиста-эксперта отдела организационной, правовой работы и кадров Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия ФИО1, материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, главного редактора телеканала «Электронные Радио Оптические Системы», зарегистрированного по адресу: <адрес> (№),
установил:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее – Управление Роскомнадзора) проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении телеканала «Электронные Радио Оптические Системы (далее – «ЭРОС»)» (реестровая запись 05.03.2015 серия ЭЛ № ТУ34-00636). Данное внеплановое систематическое наблюдение проведено в связи с поступлением в Управление Роскомнадзора информации от специалиста Управления по Волгоградской области и Республике Калмыкия филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах о признаках нарушения законодательства РФ в сфере СМИ, выявленных в ходе мониторинга СМИ.
Внеплановое СИ СМИ проведено на основании докладной записки № 753-дз от 14.07.2023 в соответствии с заданием о проведении внепланового систематического наблюдения в отношении телеканала «ЭРОС» от 14.07.2023 № МК-40/34. В ходе систематического наблюдения проанализирована суточная запись контента телеканала «ЭРОС» за период с 00:00 12.07.2023 по 24:00 12.07.2023, выполненная Управлением по Волгоградской области и Республике Калмыкия филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах в сети кабельного телевидения ООО «ЭРОС».
В ходе МНК установлено, что в составе телеканала «ЭРОС» 12.07.2023 в период с 20:12:39 по 21:26:03 транслируется выпуск телепередачи собственного производства под наименованием «Горожане хотят знать». Анализ телепередачи «Горожане хотят знать» показал, что во временном промежутке с 20:54:09 по 20:54:50 демонстрируется видеоролик с участием ФИО3 под наименованием <данные изъяты> (акт документирования от 20.07.2023). Также в 20:55:05, 20:58:04, 25:58:20 автор телепередачи неоднократно упоминает ФИО3, а именно: в 20:55:05 «...а обида В.В. на ФИО3 сказалась на выделении ему места в Государственной Думе, то есть обижается глава государства на всех по-разному»; в 20:58:04 «я же не зря поставил ФИО3, получается так, что для ФИО4 все сходит с рук, никакого наказания, летает себе на самолете»; в 20:58:20 «Для ФИО3, как, впрочем, и ФИО4, – только бонусы». ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан иностранным агентом (номер в Едином реестре иностранных агентов № 369, дата внесения сведений 22.04.2022, https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov.pdf), тогда как в телепередаче «Горожане хотят знать» указание на то, что ФИО3 является иностранным агентом, отсутствует.
В связи с указанным, 27 июля 2023 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управление Роскомнадзора ФИО5 в отношении главного редактора телеканала «ЭРОС» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роскомнадзора от 28 июля 2023 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного редактора телеканала «ЭРОС» ФИО2 и другие материалы дела переданы на рассмотрение Красноармейского районного суда г. Волгограда.
В силу ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, уведомляется о ведущемся в отношении него производстве по делу об административном правонарушении и может и должно осознавать возможные последствия такого производства, на что обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 29 сентября 2015 года № 1901-О, от 29 мая 2019 года № 1449-О.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2, будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки и невозможность участия в судебном заседании в силу каких-либо объективных причин, в материалы дела не представил, явку своего защитника (представителя) не обеспечил, в связи с чем, на основании положений ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО2
Ведущий специалист-эксперт отдела организационной, правовой работы и кадров Управления Роскомнадзора ФИО1, в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал, просил привлечь к административной ответственности главного редактора телеканала «ЭРОС» ФИО2 по ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание должностному лицу без назначения дополнительного наказания в виде конфискации, учитывая, что информационный материал в электронном формате, не может быть предметом конфискации.
Выслушав ведущего специалиста-эксперта отдела организационной, правовой работы и кадров Управления Роскомнадзора ФИО1, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу следующему.
В силу ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Согласно ч.9 ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.
В силу ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) либо производимых ими материалов без указания на статус иностранного агента – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц – от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, телеканал ООО «ЭРОС» внесён в реестр ЭЛ №ТУ34-00636 от 05.03.2015.
Главным редактором телеканала ООО «ЭРОС» является ФИО2, что подтверждается договором между учредителем и редакцией СМИ телеканала ООО «ЭРОС» от 3 августа 2020 года, а также сведениями, размещёнными на указанном телеканале.
В результате проведённого анализа суточной записи контента телеканала «ЭРОС», расположенного по адресу: <адрес> (реестровая запись серия ЭЛ №ТУ34-00636 от 05.03.2015), за период с 00:00 12.07.2023 по 24:00 12.07.2023, в составе телеканала «ЭРОС» 12.07.2023 в период с 20:12:39 по 21:26:03 транслируется выпуск телепередачи собственного производства под наименованием «Горожане хотят знать». Анализ телепередачи «Горожане хотят знать» показал, что во временном промежутке с 20:54:09 по 20:54:50 демонстрируется видеоролик с участием ФИО3 под наименованием <данные изъяты> (акт документирования от 20.07.2023). Также в 20:55:05, 20:58:04, 25:58:20 автор телепередачи неоднократно упоминает ФИО3, а именно: в 20:55:05 «...а обида В.В. на ФИО3 сказалась на выделении ему места в Государственной Думе, то есть обижается глава государства на всех по-разному»; в 20:58:04 «я же не зря поставил ФИО3, получается так, что для ФИО4 все сходит с рук, никакого наказания, летает себе на самолете»; в 20:58:20 «Для ФИО3, как, впрочем, и ФИО4, – только бонусы». ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан иностранным агентом (номер в Едином реестре иностранных агентов № 369, дата внесения сведений 22.04.2022, https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov.pdf), тогда как в телепередаче «Горожане хотят знать» указание на то, что ФИО3 является иностранным агентом, отсутствует.
Действия ФИО6 квалифицированы по ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событие административного правонарушения и виновность ФИО2, являющегося должностным лицом в силу примечания к ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела: протоколом об административном правонарушении от 27.07.2023 № АП-34/5/897; записью эфира телеканала «ЭРОС» от 12.07.2023, хранящейся на DVD-диске; заданием о проведении внепланового систематического наблюдения в отношении телеканала «ЭРОС» от 14.07.2023 № МК-40/34; заданием на проведение проверки соблюдения обязательных требований законодательства о средствах массовой информации от 14.07.2023 № 10307-05/34; докладной запиской о результатах проведения систематического наблюдения в отношении телеканала «»ЭРОС» (реестровая запись от 05.03.2015 серия ЭЛ № ТУ34-00636) от 24.07.2023; копией свидетельства о регистрации средства массовой информации серии ЭЛ № ТУ34-00636; копией договора между учредителем и редакцией СМИ телеканал «ЭРОС» от 03.08.2020; выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.07.2023; заключением о результатах проведения проверки соблюдения обязательных требований … от 20.07.2023 с приложением № 1 к заключению; и иными материалами дела, получившими оценку по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно общедоступным сведениям, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан иностранным агентом (номер в Едином реестре иностранных агентов № 369, дата внесения сведений 22.04.2022, https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov.pdf).
В силу положений ст.19 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несёт ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Ответственность за нарушение требований ч.9 ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» несёт главный редактор СМИ.
Как указано выше и установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении, главным редактором телеканала «ЭРОС» является ФИО2, следовательно, являясь главным редактором указанного телеканала, распространив телепередачу «Горожане хотят знать», без указания на то, что ФИО3 является иностранным агентом, допустил нарушение ч.9 ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
В силу требований ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо противоречий, которые могли бы поставить под сомнение выводы о виновности ФИО2 в совершении вменённого ему административного правонарушения, из материалов дела не усматривается.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и освобождения ФИО2 от административной ответственности не имеется.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО2 не установлено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства по делу и характер допущенного нарушения, данные о личности виновного, его имущественное и материальное положение, исходя из всех имеющих правовое значение для дела обстоятельств, судья полагает возможным назначить ФИО2 наказание, предусмотренное санкцией вменяемой ему статьи, в виде административного штрафа.
Санкцией ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо основного наказания предусмотрено назначение дополнительного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения либо без таковой.
В силу указанного, предмет административного правонарушения по данному делу об административном правонарушении – информационный материал в электронном формате, не может быть предметом конфискации, тем самым оснований для назначения дополнительного наказания в виде конфискации, не имеется.
Руководствуясь изложенным и ст.29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать главного редактора телеканала «Электронные Радио Оптические Системы» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим реквизитам: <данные изъяты>
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицу, привлечённому к административной ответственности, надлежит направить судье, вынесшему постановление, который при отсутствии такового по истечении указанного выше срока, направляет второй экземпляр постановления о наложении административного штрафа судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.В. Яровая