ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-46/18 от 12.11.2018 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 5-46/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<...>

Судья Лазовского районного суда Приморского края Галчатников Антон Сергеевич,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО1, <данные изъяты> - о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо - директор ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО1 - совершил административное правонарушение при следующих обстоятельствах:

По результатам проведённого 18 июля 2018 года в 15 час. 00 мин. сотрудниками Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края обследования выявленного объекта культурного наследия «Кордон-дровяник. Поселение», расположенного по адресу: Приморский край, Лазовский муниципальный район, в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (местонахождение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир о. ФИО2. Находится примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, р-н Лазовский, ур. Первый Оленевод, правообладателем земельного участка является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» (далее по тексту – Учреждение), и занимающего часть 5-метровой террасы площадью около 500 кв. м, установлено, что на территории объекта «Кордон-дровяник. Поселение» и прилегающей к нему территории под здание столовой и под здание кордона бульдозером спланированы площадки; площадь, на которой построены дома для отдыхающих, вся спланирована бульдозером, с частичным подрезанием сопки; напротив домов врыты емкости-септики с использованием экскаватора; к каждому дому траншейным способом подведены коммуникации: водопровод, электричество, канализация; между зданиями существующих бань обустроена скважина водоснабжения. По всей поверхности, охваченной строительством, визуально отмечаются темные пятна переотложенного культурного слоя, присыпанные светлой дресвой и песком. У ближнего к кордону дома спланированной площадкой уничтожена часть кана (древняя отопительная система), относящегося к позднесредневековому этапу заселения террасы; в разрезе видна его галечная кладка со следами обмазки, закопченности и прокаленности. В переотложенных остатках культурного слоя собран подъемный материал, представленный остатками лепной и станковой керамической посуды, среди которых встречаются фрагменты орнаментированных стенок сосудов, фрагмент венчика, фрагмент донца. Каменные находки представлены сланцевыми отщепами, галечным сколом и каменным орудием (струг). Практически все керамические фрагменты имеют свежие неокатанные изломы, что свидетельствует об их недавнем извлечении и непродолжительном пребывании на поверхности.

Таким образом, ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника и национального парка «Зов тигра», директором которого является ФИО1, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в границах которого находится выявленный объект культурного наследия «Кордон-дровяник. Поселение», без принятия мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия (объекта археологического наследия): без разработки обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта археологического наследия в проекте проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ или проекта обеспечения сохранности объекта археологического наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия «Кордон-дровяник. Поселение»; без получения заключения историко-культурной экспертизы; без согласования проектной документации органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, с применением специальной техники (бульдозер, экскаватор, буровая установка) проводились следующие виды земляных работ: планировка участков (площадок) под строительство вышеперечисленных объектов, с частичным подрезанием склона сопки; устройство свайно-заливных и свайно-винтовых фундаментов под 7 зданий; прокладка коммуникационных траншей (водопровод, электричество, канализация); выемка грунта для установки септиков; бурение водоснабжающей скважины. Площадь уничтоженного или поврежденного культурного слоя в ходе строительных работ составила: площадка под здание столовой - 408,24 кв.м, площадка под здание кордона - 176,2 кв. м, остальная площадь (включая дома, септики коммуникации и т.д.) – 2 861,94 кв. м, итого: общая площадь разрушений составляет 3 446,38 кв. м.

Тем самым нарушены требования ст. ст. 5.1, 28-32, 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В судебное заседание представитель административного органа - Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края – не явился, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие неявившегося представителя административного органа.

В судебном заседании должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности – ФИО1 – не согласился с привлечением его к административной ответственности, сославшись на письменные возражения, в которых указано следующее.

Так, в его действиях отсутствует событие административного правонарушения ввиду следующего.

Единственным источником данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является акт осмотра объекта культурного наследия по результатам мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Приморского края № 65-03-14/1606 от 26.07.2018 года, согласно которому, был произведен осмотр объекта «Кордон-дровяник. Поселение», описанного в 2005 году археологом ФИО5. Впоследствии дообследование указанного объекта и его историко-культурная экспертиза не производились, сведения, указанные в отчете 2005 года, аттестованным экспертом не подтверждались. Как следует из акта, в качестве специалиста к осмотру объекта «Кордон-дровяник. Поселение» был привлечен ФИО5, однако акт им не подписан, об ответственности за дачу заведомо ложных пояснений он не предупрежден. Кроме того, имеются сомнения в отсутствии заинтересованности ФИО5, при этом иные специалисты участия не принимали.

Также вызывает сомнение изъятие из грунта на территории осмотренного Инспекцией участка каких-либо фрагментов посуды либо иных артефактов, указывающих на наличие культурного слоя и доказательств, что обследуемый участок является территорией объекта археологического наследия, т.к. данное изъятие (если оно было в действительности) производилось без привлечения понятых и иных незаинтересованных свидетелей, а также в отсутствие фото и видеофиксации данного процесса, не смотря на то, что представители инспекции обладали средствами фото и видеосъемки. Помимо этого, на представленных в акте фотографиях артефакты по своему внешнему виду очень похожи на артефакты из отчета ФИО3 2005 года. Таким образом, никакие артефакты представителями инспекции обнаружены не были.

На основании изложенного акт составлен с существенными нарушениями требований законодательства об административных правонарушениях и не может быть положен в основу протокола об административном правонарушении, что влечет недопустимость применения указанных документов в качестве доказательств.

Также указанные в акте сведения о наличии на обследованных участках подъёмного материала на подтверждены фотографиями, в акте не указано, где именно были обнаружены и изъяты фрагменты посуды, указанные на фото , прилагаемом к акту.

Площадки, на которых производились работы, находятся за пределами объекта, который, по описаниям, имеет площадь только 500 кв. м. Кроме того, площадки для временных строений (нового кордона и столовой) были выровнены лопатами на локальных участках, а не с применением строительной техники. На фотоматериалах, в том числе в акте инспекции, четко видно, что воздействию лопатами подвергался только верхний слой, который никак не может относиться к культурному слою.

Площадка для временных строений (домиков) не планировалась бульдозером и иной строительной техникой, а только засыпались ямы и естественные неровности с использованием привозного грунта и последующего разравнивания вручную лопатами.

Под временными строениями (домами) сохранен естественный рельеф, часть естественного обнажения (склона) была укреплена опорной стеной для предотвращения его осыпания.

Коммуникации к временным строениям (домикам) проложены на глубине 40 см в траншее шириной 20 см, далеко за пределами места работ ФИО6 Траншеи выкапывались лопатами, при этом признаков культурного слоя или артефактов обнаружено не было.

В 2016 году после обнаружения артефактов администрация Заповедника сообщила об этом в инспекцию, что свидетельствует об отсутствии умысла на сокрытие фактов обнаружения артефактов при проведении работ в 2018 году.

Противопожарная скважина диаметром 20 см пробурена на склоне сопки далеко за пределами места работы ФИО5 в 2005 году.

На площадке между временными строениями (домиками) и склоном сопки растет трава и проглядывают участки гумуса, обнаженного во время проезда автомашин. Переотложенного культурного слоя на участке строительства нет.

В протоколе указано на уничтожение, по мнению Инспекции, древнего кана. В действительности кан не уничтожен, а обнажен и находится на самой поверхности и не окружён культурным слоем, поэтому не может быть объектом, построенным в средневековье.

Таким образом, на территории, где была проведена археологическая разведка в 2005 году, строительных работ не проводилось. Площадки для строительства временных строений (нового кордона и столовой) находятся на большом удалении от «Кордона-дровяника». Временные строения (домики) смонтированы на сваях, диаметром 8 см, далеко за пределами места работы ФИО5 в 2005 году.

На основании изложенного, при проведении работ в 2018 году разрушения культурного слоя допущено не было.

Факт того, что представители Инспекции приняли привозной грунт и верхний почвенный слой (гумус) за культурный слой, а также кан, построенный в 30-е годы 20-го века - за средневековый, как и следы лопат - за действия строительной техники и отсутствие каких-либо подтверждений, найденных ими артефактов, является свидетельством отсутствия специальных знаний и компетенции у лиц, производивших осмотр земельного участка 25:07:110107:6, либо иных причин неизвестного характера, помешавших им объективно оценить увиденное.

Указанные обстоятельства являются неустранимыми сомнениями и должны быть истолкованы в пользу должностного лица, наличие события административного правонарушения не установлено.

Кроме того, отсутствует состав административного правонарушения в силу следующего.

Объект «Кордон-дровяник. Поселение» не относится к числу выявленных объектов археологического наследия.

На момент обнаружения, описания и составления отчета ФИО6 об объекте «Кордон-дровяник. Поселение» в 2005 году следовало руководствоваться порядком выявления, оформления и занесения выявленных объектов культурного (археологического) наследия в список выявленных объектов и их дальнейшее включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, а также законодательством СССР, РСФСР и законодательством Российской Федерации.

Вновь выявленный объект при установлении государственными органами охраны памятников его исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии его на государственный учет как памятника истории и культуры должен был быть зарегистрирован государственными органами охраны памятников в (перечне) списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Единственным документом, устанавливающим порядок ведения списков вновь выявленных памятников истории и культуры, являлась Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённая приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, из которой следует, что при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы с привлечением соответствующих специалистов. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В силу ст. 14. Инструкции СССР № 203 объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

В соответствии с пунктом 8 статьи 18, пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране, которая включает в себя, в том числе, государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона, формирование и ведение реестра, проведение историко-культурной экспертизы для определения представляющей собой ценности с точки зрения истории и археологии.

Таким образом, объект «Кордон-дровяник. Поселение», обнаруженный и описанный ФИО5 в 2005 году, должен был быть признан объектом охраны в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ, путем исполнения органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, своих полномочий и требований законодательства по государственной охране культурного наследия, в том числе путем организации государственного учета объекта «Кордон-дровяник. Поселение», проведения его историко-культурной экспертизы и в случае установления его культурной ценности - регистрации его в списках вновь выявленных объектов, с последующим установлением границ территории объекта археологического наследия для занесения его в единый реестр памятников культурного наследия.

Данная обязанность уполномоченным органом Приморского края в области охраны объектов культурного наследия исполнена не была.

Порядком формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состава сведений, включаемых в данный перечень, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года № 1907 и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569 устанавливается обязанность органов, осуществляющих охрану объектов культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу объекта, не включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон № 73-ФЗ устанавливает обязанность соответствующего органа охраны объектов культурного наследия принять решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр в срок не более одного года со дня принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Несмотря на это указание, вплоть до настоящего времени, никакие действия Инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края не предпринимались, что еще раз доказывает, что объект «Кордон-дровяник. Поселение» не обладает признаками объекта археологического наследия, не является выявленным объектом археологического наследия, а также объектом археологического наследия, включенного в единый государственный реестр.

Кроме того, границы данного объекта не определены, в отчёте от 2005 г. описание границ отсутствует, в связи с чем нарушение режима использования земель в границах территории объекта не может быть достоверно установлено.

Таким образом, должностным лицом не могли быть нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия применительно к особому режиму использования земельного участка, т.к. объект «Кордон-дровяник. Поселение» до сих пор не признан ни объектом археологического наследия, ни выявленным объектом археологического наследия в установленном законом порядке, а следовательно, умысла на нарушение законодательства у должностного лица не было.

После получения предписания от Инспекции все работы на территории предполагаемого местонахождения объекта культурного наследия прекращены, Заповедник заинтересован в сохранении предполагаемого места нахождения объекта археологического наследия.

Дополнительно в судебном заседании ФИО1 сослался на полученное Учреждением в 2016 году разрешение департамента культуры Приморского края на производство строительных работ.

Заслушав должностное лицо и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, ввиду следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ФИО1 является директором ФГБУ «Объединённая дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра», в связи с чем в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ относится к числу должностных лиц.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 73-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, в том числе выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране.

Статья 3 Федерального закона № 73-ФЗ относит к объектам археологического наследия частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе, городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Объекты археологического наследия относятся к видам объектов культурного наследия - памятники.

Согласно частям 1 и 3 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Согласно ч. 5 указанной статьи, границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в том числе, собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона.

В уведомлении указываются наименование и местонахождение выявленного объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), а также сведения о предусмотренном пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

Собственник или иной законный владелец земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия, обязан соблюдать установленные статьёй 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объекта археологического наследия, в том числе соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

Статья 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ устанавливает требования к содержанию и использованию, в том числе, выявленного объекта культурного наследия, в число которых входят запрет на проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, а также необходимость обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (п. 3 и 4 ч. 1).

Согласно пункту 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Статья 30 Федерального закона № 73-ФЗ относит к числу объектов историко-культурной экспертизы, в том числе, выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр, а также документацию или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ, историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, при наличии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляются при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, установленных статьёй 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентируется ст.ст. 45 и 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами до начала осуществления работ, которые могут оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта), должны быть обеспечены проведение историко-культурной экспертизы, а также реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта.

Соответственно, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, являются противоправные действия (бездействие) в виде нарушения требований к сохранению, использованию и государственной охране выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.

С учётом изложенного и установленных по делу обстоятельств, выразившихся в непринятии необходимых мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия при проведении земляных и строительных работ, прихожу к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Вина должностного лица в совершении указанного административного правонарушения полностью подтверждается следующими материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении от 10.09.2018г. ф с приложенным к нему альбомом фотофиксации (л.д. 1-15);

- письмом от 28.06.2018 директора института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока в адрес руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, в котором сообщается о производимых строительных работах на территории кордона Бухты ФИО2, по месту расположения археологических памятников (в частности, Кордон-дровяник) с фотографиями (л.д. 26-30);

- актом осмотра объекта культурного наследия от 26.07.2018г. с приложенными к нему фотоматериалами, в которых зафиксирован факт произведённых строительных работ (л.д. 32-44);

- сообщением и.о. директора Департамента культуры Приморского края от 05.07.2016 на обращение директора ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО1 об обнаружении археологических предметов на земельном участке бухты ФИО2 в Лазовском муниципальном районе. В данном сообщении указано на необходимость получения заключения историко-культурной экспертизы, которое, в свою очередь, является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения в отношении земельных участков, подлежащих воздействию земляных, строительных, хозяйственных работ, а также для определения, в случае необходимости, ограничений (обременений) в использовании земельного участка (л.д. 46-47);

- актом осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> с приложениями, согласно которому, был произведён осмотр выявленного объекта культурного наследия (объекта археологического наследия) «Кордон-дровяник. Поселение», расположенного на территории кордона бухты ФИО2, в охранной зоне Лазовского государственного заповедника им. Капланова, на участке, где размещаются хозяйственные постройки. В акте, среди прочего, указано следующее: обнаружение археологических предметов при осуществлении выбора грунта за пределами границ памятника указывает на необходимость проведения археологических полевых работ для уточнения границ территории объекта археологического наследия «Кордон-дровяник. Поселение» (л.д. 48-56);

- иными доказательствами.

Совокупность собранных по делу относимых, допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о наличии в действиях директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.

Довод ФИО1 о наличии ранее предоставленного департаментом культуры Приморского края разрешения на производство строительных работ не может быть принят во внимание, поскольку, как следует из содержания представленной копии разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, согласовано размещение временных хозяйственных построек на территории общей площадью 6 кв. м. без проведения земляных работ.

Довод о заинтересованности ФИО5, привлечённого в качестве специалиста при обследовании выявленного объекта культурного наследия, подлежит отклонению как не подтверждённый соответствующими доказательствами.

Допущенное противоправное деяние нарушает установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

В силу положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания должностному лицу - директору Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО1 - подлежит учёту характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Принимая во внимание характер и обстоятельства допущенных нарушений, вид осуществляемой деятельности, полагаю возможным назначить должностному лицу - директору Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО1 - наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, т.е. в размере 20 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Должностное лицо – директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО1 - признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ИНН/КПП <***>/254001001 УФК по Приморскому краю (Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края), л/с <***>, р/с <***>, Дальневосточное ГУ Банка России по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 040507001, Код платежа (КБК): 79911690040040000140, ОКТМО 05701000.

В соответствии с требованиями ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, путем внесения или перечисления в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018г.

Судья А.С. Галчатников