Дело № 5-46/2019 УИД: 66MS01546-01-2019-001183-52 Мотивированное постановление изготовлено 24 апреля 2019 года. ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 22 апреля 2019 года город Кушва Судья Кушвинского городского суда Свердловской области Н.Ф.Туркина при секретаре Яшечкиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1, <данные изъяты> главы городского округа Верхняя Тура, привлекаемого за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Должностное лицо ФИО1 совершил административное правонарушение – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, – при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Верхняя Тура с муниципальным унитарным предприятием «Тура Энерго» заключено соглашение №, предметом которого является предоставление субсидии за счет средств бюджета городского округа Верхняя Тура на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности. Во исполнение указанного соглашения субсидия в размере 1 125 312 рублей была перечислена на расчетный счет МУП «Тура Энерго» платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№. В рамках проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018 году за счет средств бюджета Городского округа Верхняя Тура в виде субсидий, на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности» ДД.ММ.ГГГГ контрольным органом городского округа Верхняя Тура были выявлены нарушения, допущенные при заключении указанного соглашения: - для получения субсидии МУП «Тура Энерго» вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№ была представлена расчет – заявка на октябрь 2018 года, при этом иные документы, поименованные в п. 2.3.1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета, утвержденного постановлением администрации городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; копия Устава; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копия бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах или налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам истекшего налогового периода; перечень объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящегося в муниципальной собственности; копия распоряжений администрации городского округа Верхняя Тура и (или) договоров о закреплении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения; справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организация и индивидуальных предпринимателей, выданную инспекцией ФНС России по месту учета претендента на получение субсидии), в адрес главного распорядителя представлены не были, что в соответствии с п. 2.5.3 Порядка является основанием для отказа в ее предоставлении; - на момент предоставления субсидии МУП «Тура Энерго» как ее получатель не соответствовал требованиям, установленным пунктом 2.1.2 Порядка, согласно которому доля вырабатываемой тепловой энергии получателем субсидии в использовании объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в общей совокупности вырабатываемой тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения должна быть свыше 70 %. В то же время доля выработки тепловой энергии МУП «Тура Энерго» составляет 3,2 %. Кроме того, одним из условий предоставления субсидии в соответствии с п. 2.4 Соглашения является определение направления расходов за счет средств предоставляемой субсидии в соответствии с Приложением № 1 к Соглашению; получатель субсидии использует предоставленную субсидию на строго определенные цели, которые определены в Приложении № 1 к Соглашению. Вместе с тем данное Приложение № 1 к Соглашению отсутствует, что свидетельствует о неопределении направления расходов за счет средств субсидии и целевой направленности предоставления субсидии в целом. Также в нарушение п. 2.1.6 порядка предоставления субсидии в заключенном соглашении о предоставлении субсидии отсутствуют обязательные для включения в соглашение условия: условие о соблюдении получателем при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; порядок возврата сумм, использованных организацией, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии; цели предоставления субсидии. Администрация Городского округа Верхняя Тура является главным распорядителем бюджетных средств, что определением в п. 1.3 Порядка предоставления субсидии, а также в Соглашении от ДД.ММ.ГГГГ№. Глава Городского округа Верхняя Тура ФИО1, избранный главой Городского округа Верхняя Тура Решением Думы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ и выступающий от имени администрации в соответствии с п. 3 ст. 28 Устава Городского округа Верхняя Тура и п. 4.4 Положения об администрации, утвержденного Решением Думы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№, не обеспечил выполнение всех установленных императивных требований порядка предоставления субсидии, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностное лицо ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. В материалы дела представлены возражения должностного лица, в которых изложено следующее. Контрольным органом разработан правовой акт – Стандарт внешнего и муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденный Распоряжением председателя Контрольного органа Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№. Данный Стандарт разработан в соответствии с «Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля», утвержденными протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 12.05.2012 № 21К (854), который утратил силу в связи с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 17.10.2014 № 47К/22. Какие-либо изменения в свой Стандарт в связи с утратой силы Общих положений к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля Контрольный орган Городского округа Верхняя Тура не вносил. Следовательно, Стандарт, разработанный Контрольным органом, не соответствует действующему законодательству, и Контрольный орган не вправе на него ссылаться. Согласно п. п. 3.1, 3.2 Стандарта контрольные мероприятия проводятся в соответствии с планом работы контрольно-счетного органа на основании приказа, распорядительного акта, определяющего наименование контрольного мероприятия, сроки его проведения, состав группы, осуществляющей контрольное мероприятие, и ее руководителя. Срок проведения контрольного мероприятия должен соответствовать установленному планом работы сроку контрольно-счетного органа и учитывать проведение всех указанных этапов. Согласно плану проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018 году за счет средств бюджета Городского округа Верхняя Тура в виде субсидий, запланирована на январь – февраль 2019 года. Никакие изменения сроков проведения проверки в план не вносились. При таких обстоятельствах все контрольные мероприятия, проведенные за пределами установленного планом срока, считаются недействительными, в том числе и составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 В нарушение ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол в отношении должностного лица ФИО1 составлен ДД.ММ.ГГГГ вместо того, чтобы быть составленным немедленно после выявления совершения правонарушения, то есть в пределах срока, установленного для проведения плановой проверки. Также указывает, что к Уведомлению о проведении контрольного мероприятия Контрольный орган Городского округа Верхняя Тура не представил копию утвержденной программы проверки (или выписки из нее), перечень документов, которые должностные лица объекта контрольного мероприятия должны подготовить для представления инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты, а также перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица до начала проведения контрольного мероприятия на объекте. После окончания плановой проверки администрацией Городского округа верхняя Тура ДД.ММ.ГГГГ было получение уведомление о продлении Контрольным органом Городского округа Верхняя Тура контрольного мероприятия, что является незаконным. Проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является уже внеплановой, а для ее проведения у Контрольного органа оснований не имелось, следовательно, ненормативные акты, оформленные контрольным органом по результатам ее проведения, являются незаконными. Просит производство по делу прекратить за отсутствие события административного правонарушения (том № 1 л. д. 164 – 168). Защитник лица, привлекаемого к ответственности, Хачирова М.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (том № л. д. 154), в судебном заседании 15.04.2019 вину должностного лица ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения не признала. Привела доводы, аналогичные тем, что изложены в возражениях. Суду дополнительно пояснила, что МУП «Тура Энерго» является единственной теплоснабжающей организацией на территории Городского округа Верхняя Тура, в связи с чем для предоставления субсидии не имеет значения, какое количество тепловой энергии данное юридическое лицо вырабатывает само. Также пояснила, что учредителем МУП «Тура Энерго» является администрация Городского округа Верхняя Тура. Все документы, необходимые для предоставления субсидии, ранее предоставлялись в администрацию, в связи с чем необходимости в их повторном предоставлении не имелось. Умысла в нарушение требования закона у должностного лица ФИО1 не имелось. В судебном заседании 22.04.2019 защитник Хачирова М.Н. пояснила, что МУП «Тура Энерго» вместе с заявлением предоставил все документы, которые необходимы для участия в конкурсе на получение субсидии. Поскольку протокол заседания комиссии оформлен некорректно, перечень представленных юридическим лицом документов отсутствует. Повторно указала на составление протокола об административном правонарушении за пределами срока проведения проверки, который был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на отсутствие у контрольного органа оснований для продления срока проведения плановой проверки. Представитель Контрольного органа Городского округа Верхняя Тура ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что субсидия предоставляется не конкретной организации. Решением Думы выделяется субсидия на возмещение затрат юридического лица на бесперебойное функционирование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности. Чтобы принять решение о предоставлении субсидии, комиссия собирает заявки, рассматривает их и определяет их соответствие установленным требованиям. Был объявлен публичный конкурс, в котором, кроме МУП «Тура Энерго», могли участвовать иные организации. Юридическим лицом, которое подает такую заявку, должны предоставляться все документы к каждой новой заявке. Кроме того, Порядок предоставления субсидий, утвержденный в Городском округе Верхняя Тура, не соответствует общим требованиям, которые установлены Правительством Российской Федерации. По порядку проведения проверки пояснила, что контрольный орган в своей работе руководствуется планами, стандарт является внутренним документом работы. Сроки проведения проверки должны включать в себя все этапы, кроме отчета о проведении проверки. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Городского округа Верхняя Тура было направлено уведомление о проведении проверки. В распоряжении о проведении проверки указан срок проведения контрольных мероприятий на объекте – администрация Городского округа верхняя Тура – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ необходимо было предоставить отчет о проведении проверки. Нормативными документами не регламентирован срок уведомления о продлении срока проведения проверки. Инспектором контрольного органа была подготовлена докладная записка о выявлении дополнительных фактов, требующих проверки. Стандартом же предусмотрено направление запросов и подготовка расчетов. Кроме того, в своей деятельности контрольный орган руководствуется Федеральным законом № 6-ФЗ, а не Федеральным законом № 294-ФЗ. В судебном заседании 22.04.2019 представитель контрольного органа указал, что основания для продления срока проведения проверки имелись, поскольку контрольным органом необходимо было собрать всю доказательственную базу для принятия обоснованного решения по результатам проверки. В своей работе контрольный орган руководствуется Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных мероприятий, которые утверждены протоколом Коллегии Счетной палаты от ДД.ММ.ГГГГ№К. Также указал, что представленными защитником документами – договорами, заключенными МУП «Тура Энерго» с ООО «Новая Энергетика» и ООО «РСС», - подтверждается, что МУП «Тура Энерго» приобретает тепловую энергию, которая производится иными организациями и не за счет оборудования, находящегося в муниципальной собственности. Субсидия же предоставляется именно на возмещение затрат юридического лица на бесперебойное функционирование объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. Правонарушение было совершено, поскольку условия предоставления субсидии не были соблюдены. Заслушав защитника, представителя уполномоченного органа, исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ главой Городского округа Верхняя Тура принято постановление «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Городского округа Верхняя Тура на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности» (далее – Порядок). В п. 2.3.1 Порядка содержится перечень документов (в редакции постановления главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№), которые должны предоставить юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ, услуг, претендующие на получение субсидий. Документы предоставляются в виде заверенных копий (с предоставлением подлинников на обозрение) либо копий документов, удостоверенных нотариусом. Из содержания пункта 2.1.2 Порядка следует, что доля вырабатываемой тепловой энергии получателем субсидии с использованием объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, в общей совокупности вырабатываемой тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения должна быть свыше 70 %. В течение 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в п. 2.3.1 Порядка, главный распорядитель проводит их проверку, определяет получателя субсидии и заключает с ним соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с Приложением № 2 к постановлению либо в случаях, предусмотренных п. 2.5 Порядка направляет мотивированный отказ в предоставлении субсидии. Основанием для отказа в предоставлении субсидий является, в том числе, непредоставление (предоставление не в полном объеме) документов (п. 2.5.3); несоответствие лиц, претендующих на получение субсидии, категориям и требованиям, определенным Порядком (п. 2.5.4). Судом установлено, что на основании распоряжения председателя Контрольного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ (том № л. д. 42) была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018 году за счет средств бюджета Городского округа Верхняя Тура в виде субсидий, нка финансовой обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на обеспечение бе6сперебоцйного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, проверяемый период 2018 год. Проект программы проведения контрольного мероприятия должен был быть подготовлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок оформления акта – до ДД.ММ.ГГГГ, отчет по результатам проведенного мероприятия руководителю рабочей группы следовало подготовить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Городского округа Верхняя Тура направлено Уведомление о проведении контрольного мероприятия (том № л. д. 161). На основании докладной записки инспекторов Контрольного органа распоряжением председателя контрольного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ контрольное мероприятие было продлено до ДД.ММ.ГГГГ, срок оформления акта – до ДД.ММ.ГГГГ, отчет следовало подготовить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том № л. д. 43). В адрес администрации направлено уведомление о продлении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ№ (том № л. д. 149). В ходе проверки, проведенной контрольным органом Городского округа Верхняя Тура на основании распоряжения председателя Контрольного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении проверки и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ о продлении контрольного мероприятия, было установлено предоставление субсидии из местного бюджета МУП «Тура Энерго» при отсутствии необходимых документов, которые должен был представить получатель субсидии вместе с расчетом – заявкой, а также при несоответствии юридического лица требованиям п. 2.1.2 Порядка. Кроме того, заключенное соглашение не содержит обязательных условий, перечень которых содержится в п. 2.1.6 Порядка. Данное обстоятельство подтверждается протоколом № 4 от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению заявок для предоставления субсидий из бюджета Городского округа Верхняя Тура на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности в 2018 году, в котором содержится перечень предоставленных МУП «Тура Энерго» к заявке для предоставления субсидий документов (том № 1 л. д. 31 – 32), соглашением № о предоставлении субсидий из бюджета Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ (том № 1 л. д. 25 – 27), платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении субсидии по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 125 312 рублей 00 копеек (том № л. д. 30), договором № о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Тура Энерго» от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями к нему (том № 1 л. д. 125 – 142). По результатам проверки контрольным органом ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения бюджетного законодательства (том № 1 л. д. 48 – 66), а также акт выездной проверки № 1 от ДД.ММ.ГГГГ (том № 1 л. д. 67 – 68). Не согласившись с названным актом проверки, администрацией представлены возражения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, том № 1 л. д. 86 – 87). ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации Городского округа Верхняя Тура ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 4, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том № 1 л. д. 2 – 7). Доводы защитника об отсутствии необходимости предоставления документов, которые ранее уже предоставлялись МУП «Тура Энерго» суд отклоняет, поскольку принятый постановлением главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядок, который на момент предоставления субсидии не был отменен и не был изменен, положения которого не были оспорены и не были признаны утратившими силу, не содержит каких-либо изъятий в порядке предоставления документов при подаче заявки для предоставления субсидии из местного бюджета. Несостоятельны довод защитника относительно того, что все необходимые документы МУП «Тура Энерго» были предоставлены, однако в протоколе заседания комиссии не поименованы, поскольку из заявления директора МУП «Тура Энерго» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (вх. №/ж от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что к заявлению приложен только расчет – заявка на предоставление субсидии (том № л. д. 33). Иные документы в письме не поименованы, а исходя из данных, отраженных в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, рассматривалась заявка МУП «Тура Энерго» за вх. от ДД.ММ.ГГГГ№/ж (том № 1 л. д. 31 – 32). Сведения о предоставлении МУП «Тура Энерго» документов дополнительно к поданному им заявлению в материалах проверки не содержатся и суду при рассмотрении дела представлены не были. Относительно доводов защитника о том, что МУП «Тура Энерго» является единственным на территории городского округа Верхняя Тура поставщиком тепловой энергии, а следовательно, доля производимой непосредственно им тепловой энергии не должна учитываться, основаны на неверном толковании положений акта органа местного самоуправления, которым предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидий является доля именно вырабатываемой, а не поставляемой, тепловой энергии, и, кроме того, вырабатываемой за счет объектов теплоснабжения, которые находятся в муниципальной собственности. В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Городского округа Верхняя Тура передало в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Новая Энергетика» муниципальное имущество Городского округа Верхняя Тура (здание водопроводно-насосной станции, здание насосного отделения) (том № 1 л. д. 143 – 145), которое ранее в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Тура Энерго» (том № 1 л. д. 125 – 133) и на которое постановлением главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ было прекращено право хозяйственного ведения (том № л. д. 140 – 142). Однако, вырабатывая тепловую энергию с использованием данного имущество, ООО «Новая Энергетика» в соответствии с условиями договора №-Т о теплоснабжении от ДД.ММ.ГГГГ подает ее МУП «Тура Энерго», которая оплачивает потребленную тепловую энергию и теплоноситель (том № 1 л. д. 89 – 94). Таким образом, условие о выработке получателем субсидии тепловой энергии с использованием муниципального имущества не соблюдено. Представленные суду и исследованные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица ФИО1, главы администрации Городского округа Верхняя Тура, подписавшего соглашение № о предоставлении субсидий из бюджета Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы защитника и должностного лица о составлении протокола за пределами срока проведения проверки, что является незаконным, суд отклоняет, поскольку срок, установленный статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для составления протокола об административном правонарушении, не является пресекательным, и его нарушение не является существенным процессуальным нарушением. Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Как указано в Приложении к статьей 28.1 указанного Кодекса, при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Таким образом, составление протокола об административном правонарушении после составления ДД.ММ.ГГГГ акта проверки является законным, и прав должностного лица, в отношении которого он составлен, данный факт не нарушает. В связи с изложенным доводы должностного лица и его защитника в данной части суд отклоняет как необоснованные. Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (ч. 2 ст. 3), который: организует и осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных Российской Федерации; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (пп. 4 и 5 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 9). Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право: направлять запросы должностным лицам органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций; от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке; составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий (пп. 3 - 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона). В силу ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 6-ФЗ стандартны внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами: в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации; в отношении иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом. В соответствии с формами указанного Федерального закона разработан регламент Контрольного органа Городского округа Верхняя Тура, утвержденный распоряжением председателя Контрольного органа от ДД.ММ.ГГГГ№, и разработано Положение «О Контрольном органе Городского округа Верхняя Тура», утвержденное Решение Думы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с указанным Положением Контрольный орган при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля руководствуется стандартами внешнего муниципального финансового контроля (п. 10.1); осуществляет свою деятельность на основе полугодовых планов работы, которые разрабатываются и утверждаются им самостоятельно (п. 11.1); в план работы Контрольного органа включаются контрольные мероприятия и другие виды работы с указанием сроков их проведения и ответственных исполнителей (п. 11.3); результаты проверок оформляются актом, на основе которого Контрольным органом составляется отчет (п. 9.2). Как указано в Регламенте Контрольного органа Городского округа Верхняя Тура, утвержденном распоряжением председателя Контрольного органа от ДД.ММ.ГГГГ№, Регламент представляет собой локальный правовой акт Контрольного органа муниципального образования, который определяет внутренние вопросы деятельности Контрольного органа, порядок ведения дел, порядок предоставления информации о деятельности Контрольного органа (п. п. 2, 3 раздела 1). Контрольный орган осуществляет свою деятельность на основе полугодового плана, который формируется в соответствии со стандартом организации деятельности «Планирование работы Контрольного органа Городского округа Верхняя Тура». Планы работы и документы, вносящие в него изменения и дополнения, размещаются на официальном сайте Контрольного органа в сети «Интернет (п. 2.1 раздела 2). При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольный орган руководствуется стандартами внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ» соответственно (п. 2.3 раздела 2). Распоряжением председателя Контрольного органа Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (том № л. д. 177 – 200), который разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 12.05.2012 № 21К (854). Протоколом заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 17.10.2014 № 47К/22 «Об утверждении Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля признаны утратившими законную силу (с п. 22.2). В возражениях должностного лица указано, что поскольку Стандарт, разработанный Контрольным органом, не соответствует действующему законодательству, то Контрольный орган не может на него ссылаться. В то же время, учитывая, что Общие требования к Стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля направлены на обеспечение качества и эффективности проведения контрольного мероприятия, то есть являются внутренним документом контрольного органа, утрата их законной силы не влечет за собой безусловное признание результатов проверки недействительными, поскольку в своей работе контрольный орган руководствуется также положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Кроме того, в силу п. 7.1 Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований актуализация стандартов контрольно-счетного органа осуществляется в целях поддержания соответствия методологического обеспечения деятельности контрольно-счетного органа потребностям внешнего государственного и муниципального финансового контроля, приведения их в соответствие с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также в целях повышения системности и качества выполнения контрольно-счетным органом своих задач и полномочий, а не в целях регламентации деятельности контрольного органа при проведении контрольных мероприятий. В связи с чем доводы должностного лица и его защитника в этой части судом отклоняются как необоснованные. Отсутствие на официальном сайте Контрольного органа сведений о внесении изменений в планы работы (в частности, об изменении срока проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018 году за счет средств бюджета Городского округа Верхняя Тура в виде субсидий, на финансовое обеспечение (возмещение) затрат юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности») свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответственным должностным лицом обязанности по размещению данной информации, однако не влечет за собой безусловное признание результатов проверки недействительными. Доводы должностного лица ФИО1 о том, что к уведомлению о проведении контрольного мероприятия прилагается копия утвержденной программы проверки (или выписки из нее), перечень документов, которые должностные лица объекта контрольного мероприятия должны подготовить для представления инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты, а также перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица до начала проведения контрольного мероприятия на объекте, и непредставление данных документов свидетельствует о нарушении прав администрации на защиту, суд отклоняет, поскольку в п. п. 4.5, 4.6 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», который в настоящее время не отменен и не признан не соответствующим требованиям законодательства, указано, что Программа мероприятия и рабочий план являются документами для служебного пользования и не доводятся до объектов проверки, а перечень вопросов, которые необходимо решить до начала проведения контрольного мероприятия на объекте, и перечень документов, которые должностные лица объекта контрольного мероприятия должны подготовить для представления, могут прилагаться к уведомлению. Кроме того, объект проверки, получая соответствующие запросы (том № 1 л. <...>) и уведомление (том № 1 л. д. 161), знал предмет проверки, а также о том, какие документы ему необходимо предоставить контрольному органу. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета является орган местного самоуправления. Согласно Уставу муниципального образования Городской округ Верхняя Тура, утвержденному Решением Верхнетуринской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, глава городского округа исполняет полномочия главы администрации городского округа (ч. 3 ст. 28, том № 1 л. д. 202 – 260). Решением Думы Городского округа Верхняя Тура № 1 от ДД.ММ.ГГГГ главой Городского округа Верхняя Тура избран ФИО1 (том № 1 л. д. 28). В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу примечания к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Таким образом, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц. Суд приходит к выводу о доказанности вины главы городского округа Верхняя Тура в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных актов, что им выполнено не было. Материалы дела не содержат доказательств, что нарушение бюджетного законодательства было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля главы городского округа при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры предоставления субсидии из местного бюджета. Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. В действиях должностного лица ФИО1 состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 указанного Кодекса, отсутствует. Суд квалифицирует действия должностного лица ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, Обстоятельства, при наличии которых должностное лицо освобождалось бы от ответственности за совершение вменяемого ему правонарушения, судом не установлены. Обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, суд не усматривает. Срок давности привлечения должностного лица к ответственности не истек. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать должностное лицо ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей. Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: УФК по Свердловской области (Контрольный орган Городского округа Верхняя Тура) ИНН <***> КПП 668101001 Номер счета получателя 40101810500000010010 КБК 913 116 180 400 4 0000 140, ОКТМО 65734000 Уральское ГУ Банка России по Свердловской области БИК 046577001 Наименование платежа: штраф за нарушение бюджетного законодательства по постановлению № 5-46/2019 от 24.04.2019. Разъяснить должностному лицу, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, а копия документа об оплате штрафа должна быть направлена в суд. Лицо, не уплатившее административный штраф, в указанный срок, привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов. В соответствии со ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, не уплатившее административный штраф, имеет право обратиться в суд с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания. Копию постановления направить в Контрольный орган Городского округа Верхняя Тура для сведения. Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Кушвинский городской суд. Судья Н.Ф.Туркина |