ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 мая 2019 года г. Иркутск
(резолютивная часть постановления
объявлена 23.05.2019 г.)
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием защитника – Белой И.П.,
рассмотрев материалы дела №5-46/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее также по тексту – Служба), <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ повторно не выполнила в полном объеме требования выданного Управлением Минкультуры России по СФО предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не устранено нарушение п. 5 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе <данные изъяты> на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>
В судебном заседании защитник просила производство по делу прекратить.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина Службы в совершении правонарушения при изложенных выше обстоятельствах нашла свое подтверждение.
Из материалов дела, в том числе вступивших в законную силу решений Кировского районного суда <адрес>, Акта внеплановой документарной проверки Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия Историко-мемориального комплекса <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> собственником земельного участка ООО <данные изъяты> ведутся работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальными и мансардными этажами. При этом ранее на месте нового строительства ранее располагался деревянный двухэтажный жилой дом.
Так, Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ Службе предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение п. 5 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе <данные изъяты>» на земельном участке строительства административных зданий по ул<данные изъяты>
Ввиду истечения срока исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ с целью проверки его исполнения, в отношении Службы по охране объектов культурного наследия <адрес> распоряжением заместителя руководителя – начальника Иркутского территориального отдела Управления Минкультуры России по СФО от ДД.ММ.ГГГГ№ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка (л.д.<данные изъяты>).
Распоряжение поступило Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, на что указывает штамп о поступлении, то есть, юридическое лицо было своевременно извещено о проводимой в отношении него проверке (л.д.<данные изъяты>), его права при проверке не нарушены.
Актом внеплановой документарной проверки Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что полученное Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области предписание от ДД.ММ.ГГГГ выполнено не в полном объеме, поскольку вопреки имеющимся у этого органа полномочиям, собственнику земельного участка не выдано предписание об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зоны охраны объекта культурного наследия, на собственника земельного участка не возложена обязанность устранить нарушение режима охранной зоны.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Службы протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Законность выданного Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области предписания у судьи сомнений не вызывает, поскольку оно выдано надлежащим должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и направлено на охрану объектов культурного наследия.
Требования предписания исполнимы, должностным лицом приведены номы действующего законодательства, нарушение которых следовало устранить, установленный срок является достаточным.
Доводы защитника о нарушении порядка выдачи предписания, установленного Административным регламентом, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 06.07.2010 N 383, судья находит не состоятельными, поскольку положения пунктов 28.1-28.5 этого Регламента не содержат запрет на выдачу повторного предписания, а устанавливают дополнительные меры, которые могут быть предприняты к должностным лицам органа, не исполнившего предыдущее предписание.
При таких обстоятельствах неисполнение требований предписания в полном объеме образует состав вмененного Службе правонарушения.
Из материалов дела неоспоримо следует, что земельный участок с кадастровым номером №, собственником которого является ООО <данные изъяты> находится в границах охранной (объединенной) зоны объекта культурного наследия Историко-мемориальный комплекс «<данные изъяты>
При этом на названном земельном участке возведено административное здание, расположенное в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>
Судья приходит к выводу, что строительство административного здания не соответствует установленному режиму зоны охраны объекта культурного наследия и соглашается с доводами лица, вынесшего предписание, о наличии нарушений законодательства.
Так, ранее на месте строительства административного здания располагался деревянный двухэтажный жилой дом. Соответственно, возведение двухэтажного административного здания из монолитного железобетонного каркаса с кирпичной кладкой не может быть отнесено к разрешенной в этой зоне регенерации историко-градостроительной среды, определяемой п. 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972) как восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 N 31-пп "О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области" Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), осуществляющим на территории Иркутской области государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
Задачами службы является государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, в том регионального, федерального значения, государственная охрана объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 7 Постановления к функциям службы среди прочего относится принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; привлечение к административной ответственности и принятие мер по предотвращению правонарушений; направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявление в суд исков в случаях нарушения законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 740 (ред. от 12.05.2018) "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" определено, что федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
Должностные лица государственных органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания, привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре или об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (пункт 11 Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 740).
По делу установлено, что после получения предписания от ДД.ММ.ГГГГ Службой приняты следующие меры:
1. на основании задания № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения и систематического наблюдения за исполнением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ проведено систематическое наблюдение за исполнением требований, установленных Федеральным законом №73-ФЗ, законами и иными нормативными правовыми актами Иркутской области в области охраны объектов культурного наследия и составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе мероприятий по контролю Службой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия, ведутся работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальным и мансардными этажами. Строящееся здание расположено в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> На крыльце северо-западного фасада и в арочном проезде, выходящем на <адрес>, размещены металлические строительные леса. Также в арочном проезде складированы строительные материалы. Зафиксировано проведение работ в помещениях здания.
По итогам мероприятий по контролю собственнику земельного участка ООО <данные изъяты> Службой выдано предписание о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ с момента получения предписания. Предписание о приостановлении работ получено директором ООО <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.
2. На основании распоряжения Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО <данные изъяты> В ходе проверки установлено, что требования предписания о приостановке работ выполнены в полном объеме.
ООО <данные изъяты> письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщило в Службу, что указанные в предписании Службы замечания относительно нахождения на земельном участке строительных материалов, металлических строительных лесов, проведения работ в помещениях здания, немедленно устранены с момента получения предписания. Кроме того, ООО <данные изъяты> направило в Службу государственного строительного надзора Иркутской области извещение от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства объекта капитального строительства.
Вопреки позиции стороны защиты судья не может признать принятые Службой меры доказательствами выполнения предписания в полном объеме.
Как указано выше, предписание было направлено на устранение нарушений связанных с возведением ООО <данные изъяты> здания не в соответствии с установленным режимом зоны охраны объекта культурного наследия.
При этом адресованное обществу предписание о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ нельзя признать свидетельством того, что Службой в полной мере реализованы все полномочия, которыми она наделена указанными выше нормативно-правовыми актами, поскольку такое предписание внесено ДД.ММ.ГГГГ, после того, как общество известило об окончании строительства объекта капитального строительства (Извещение от ДД.ММ.ГГГГ л.д. <данные изъяты>). Соответственно, исполнение приведенных в предписании Службы требований в полной мере не устраняет выявленные нарушения при возведении этого здания.
Постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу № Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области привлечена к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту не выполнения в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).
Постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу № Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области привлечена к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту не выполнения в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).
Постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу № Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области привлечена к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту не выполнения в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).
Частью 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судьей установлено, что Службой не приняты все зависящие от нее меры по понуждению юридического лица к соблюдению юридическим лицом – ООО <данные изъяты> обязательных требований градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, в связи с чем предписание об устранении нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ выполнено Службой не в полном объеме, все полномочия, которыми Служба наделена для пресечения и предотвращения нарушений, не реализованы, а потому Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области следует привлечь к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Статьей 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Как ранее отмечалось, Служба неоднократно была привлечена к ответственности по ч.18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановлениями Кировского районного суда г. Иркутска, вступившими в законную силу, ввиду чего неисполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ является повторным, ввиду чего бездействие Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области следует квалифицировать по части 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При решении вопроса о мере наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, способствовавшие его совершению, наступившие последствия, а также конституционные принципы, содержащие критерии наказания, а именно, необходимость, пропорциональность и соразмерность, в соответствии с которыми меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание сведения о привлекаемом юридическом лице, являющемся исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, деятельность которого реализуется за счет бюджета Иркутской области, его имущественное положение, а также то, что Актом от ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства культуры РФ по СФО установило исполнение предписания, выданного ДД.ММ.ГГГГ, судья считает возможным применить положения ч. 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, находя указанные обстоятельства исключительными, и назначить учреждению наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, находя его соразмерным содеянному и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 19 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Реквизиты для внесения административного штрафа: Реквизиты для внесения административного штрафа: УФК по Красноярскому краю (Управление Минкультуры России по СФО), ИНН <***>, КПП 246601001, ОКТМО 04701000, код дохода (КБК) 054 1 16 07000 01 6000 140, р/сч. № 40101810600000010001 в Отделении Красноярск г. Красноярск, БИК 040407001.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья: С.В. Почепова