ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-46/20 от 10.03.2020 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

КОПИЯ:

Дело № 5-46/2020

74RS0002-01-2020-000904-54

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 10 марта 2020 года

Судья Центрального районного суда г. Челябинска Д.А. Лисицына,

при секретаре Т.Ю. Протосевич,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, защитника лица, привлекаемого к административной ответственности - Согриной Н.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда г.Челябинска дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> государственным инспектором отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2 в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 был составлен протокол по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 к административной ответственности явилось невыполнение в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, направленного начальнику Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, а именно:

1. не обеспечена расчетная кратность авиационного патрулирования необходимого для авиационного мониторинга в лесах на землях лесного фонда на территории Челябинской области в количестве 699 летных часов.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО3 в судебном заседании пояснил, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности.

Защитник ФИО1 – Согрина Н.А. в судебном заседании пояснила об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности ФИО1, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что внеплановой документарной проверкой, проведенной в отношении Главного управления лесами Челябинской области, было установлено невыполнение в установленный срок предписания от ДД.ММ.ГГГГ выданного и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО4, которым Главному управлению лесами Челябинской области было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе:

1 обеспечить расчетную кратность авиационного патрулирования, необходимого для авиационного мониторинга на землях лесного фонда на территории Челябинской области в количестве 699 летных часов.

Факт неисполнения Главным управлением лесами Челябинской области пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированное актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, послужило основанием для составления в отношении ФИО3 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе судебного разбирательства защитник Главного управления лесами Челябинской области не согласилась с требованиями предписания, пояснив, что Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, исполняющим переданные Российской Федерации полномочия в области лесных отношений на землях лесного фонда в границах Челябинской области. В том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. При этом в составе Главного управления лесами Челябинской области и его подведомственных учреждений отсутствуют авиационные подразделения по охране лесов и пожаров. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Главным управлением лесами Челябинской области в соответствии с планом, согласованным с Россельхозом заключены государственные контракты в пределах запланированных средств федерального бюджета на 34,9 летных часа, при необходимых 699 летных часов, таким образом, п. 1 Предписания является фактически неисполнимым по независящим от Главного управления лесами Челябинской области обстоятельствам.

В ч. 1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ определены полномочия, которые Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с положениями ст. 96 Лесного Кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 09 марта 2014 г. № 314 под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии сост. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Кроме того, особенностью части 1 статьи 19.5 КоАП РФ является то, что речь в данном случае идет об устранении нарушений законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все независящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав материалы дела, суд считает, что при составлении в отношении Главного управления лесами Челябинской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу не было учтено, что Главным управлением лесами Челябинской области были предприняты все меры по выполнению требований, содержащихся в предписании от ДД.ММ.ГГГГ

Данные выводы суда подтверждаются письмом Главного управления лесами Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении дополнительных средств на авиапатрулирование», письмом Главного управления лесами Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Главного управления лесами Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, расчетом потребности средств на авиапатрулирование и объема налета часов на территории Челябинской области пожароопасный сезон 2019 года, заявкой на дополнительное финансирование, приложение к письму от ДД.ММ.ГГГГ таблицей расходов по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда в 2016-2020 гг., из которого следует, что на авиапатрулирование из заявленных средств выделен, вопреки ранее заявленным расчетам, только 1 000 000 руб., государственными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., пояснительной запиской и другими материалами дела.

Учитывая, что Главное управление лесами Челябинской области предприняло все зависящее от него меры по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии вины Главного управления лесами Челябинской области в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена их вина.

Согласно требованиям частей 3 и 4 настоящей статьи, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность за исключением случаев, предусмотренных примечаниями к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Главного управления лесами Челябинской области признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку сам факт его бездействия своего подтверждения не нашел.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд г.Челябинска.

Судья Д.А. Лисицын

Секретарь Т.Ю. Протосевич