Дело № 5-46 / 2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 апреля 2014 года г.Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Алексеев Д.В.,
рассмотрев дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица -
открытого акционерного общества «№», расположенного по адресу: <адрес>
установил:
ОАО «№ допустило нарушение требований пожарной безопасности: №
Тем самым ОАО №» совершило правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении №, составленном начальником ОД ОНД по г.Чебоксары УНД Главного управления МЧС России по Чувашской Республике изложено, что № ОАО «№» на территории <адрес> нарушило требования пожарной безопасности «<адрес>
№
Действия ОАО «№» квалифицированы должностным лицом Главного управления МЧС России по Чувашской Республике по части 6.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека.
В судебном заседании представители ОАО «№» ФИО1 вину общества не признал и производство по делу просил прекратить за отсутствием состава правонарушения по тем основаниям, что указанных в протоколе нарушений предприятием не допущено, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов отражены в существующих на предприятии инструкции о мерах пожарной безопасности и ряде других локальных документов, в том числе четко указано и на запрет подогревать топливную систему автомобилей открытым пламенем и на обязанность водителей немедленно приостановить работу при условиях, опасных для жизни и здоровья; с данными документами, а также правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и должностными инструкциями, также устанавливающими обязанность соблюдать правила пожарной безопасности работники ознакомлены; на предприятии исполняются программы инструктажа на рабочем месте, пожарно-технического минимума, специально созданной комиссией проверяются знания требований охраны труда и пожарно-технического минимума; на предприятии ведется жесткий контроль за соблюдением безопасных условий труда; ответственные за обеспечение пожарной безопасности лица на предприятии назначены, что следует из пунктов 1.2, 1.3 Инструкции № 3 о мерах пожарной безопасности на <адрес>
Данные доводы поддержал и представитель ОАО «<адрес> ФИО2
Представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике ФИО3 суду пояснил, что именно в инструкции о мерах пожарной безопасности, то есть не только в правилах охраны труда, должны отражаться сведения, ссылка на которые содержится в протоколе об административном правонарушении. Учитывая особенности предприятия, имеющего в пользовании объекты транспортной инфраструктуры, в инструкции должны быть указаны конкретные работники с наименованием профессии, на которых возлагается ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности и должен быть также четко изложен запрет оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков и при наличии утечки топлива и масла. Не ознакомившись в полной мере с необходимыми требованиями, которые должны содержаться в одном документе - инструкции о мерах пожарной безопасности, работники, несмотря на множество других инструкций, могут не знать этих требований и допустить нарушения.
Суд находит подтвержденной вину ОАО «№» в совершении правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно положениям ст.37 указанного Федерального закона, руководители организации обязаны, наряду с прочим, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из положений ст.ст.28.1, 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Именно в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения, в том числе описание события совершенного правонарушения, необходимого для его квалификации.
Пунктом 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 установлена обязанность руководителей (иных уполномоченных должностных лиц) организации в отношении каждого объекта, находящегося в пользовании на праве собственности или на ином законном основании утверждать инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
Согласно пункту 460 (раздел XVIII) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Указано на необходимость отражать в инструкции о мерах пожарной безопасности (наряду с другими сведениями):
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ (подпункт «б» пункта 461);
лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта; организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим, проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты); отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания; прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара; осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны; обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара; сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах; по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара; организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития (пункт 462).
Из акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая), следует, что № водитель автомобиля ФИО4, узнав от водителя автомобиля ФИО5 о том, что его автомобиль не заводится, предложил свою помощь и стал подносить №
Как видно из Инструкции №
В инструкции, а именно в пункте 4.4 содержится и запрет на пользование открытым огнем при устранении неисправностей и подогрева двигателей. Отсутствие указания в инструкции за запрет оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла не может расцениваться как нарушение, поскольку Правилами противопожарного режима в Российской Федерации не устанавливается требование на обязательное указание данного запрета в инструкции о мерах пожарной безопасности.
Соответствующие ссылки в протоколе об административном правонарушении являются необоснованными.
В то же время предприятием допущено нарушение пункта 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации: в Инструкции № 3 о мерах пожарной безопасности указание на лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, не соответствует названному требованию Правил.
Согласно пункту 1.3 данной Инструкции, контроль за выполнением норм и правил пожарной безопасности во всех подразделениях предприятия, во всех складах, помещениях возлагается на главного инженера. Указано также, что руководители структурных подразделений предприятия должны обеспечить строгое выполнение требований пожарной безопасности в своих подразделениях.
Однако, в противоречие с содержанием Инструкции, имеются документы о фактическом возложении указанной обязанности на заместителя директора предприятия по экономической безопасности, ГО, ЧС и пожарной безопасности.
Из приказа от № усматривается, что на предприятии имеется и ряд других работников, на которых возложена ответственность за пожарную безопасность, между тем в Инструкции № 3 о мерах пожарной безопасности наименования их должностей не указано.
Наличие в приказе данной информации не исключает обязанность ОАО «№ перечень лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, в инструкции о мерах пожарной безопасности, тогда как пункт 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации устанавливает именно такое требование.
Тем самым из обстоятельств дела усматривается нарушение ОАО «№ требований пожарной безопасности.
Однако оснований считать, что данное нарушение безусловно имело следствием причинение вреда здоровью ФИО4 у суда не имеется.
Отсутствуют объективные основания считать, что наличие соответствующей информации в инструкции о мерах пожарной безопасности могло иметь решающее значение для предотвращения случая причинения вреда здоровью.
Соответствующий вывод № Главного управления МЧС России по Чувашской Республике является предположительным. Незнание работником информации о лицах, ответственных за обеспечение пожарной безопасности само по себе не может считаться причиной указанного случая.
Ввиду изложенного действия № ОАО «№» не могут расцениваться как нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Правонарушение, допущенное ОАО «№ суд квалифицирует по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Указанное правонарушение влечет наказание в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Учитывая отсутствие сведений о прежнем нарушении ОАО №» однородных правонарушений, суд назначает ОАО «№ наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 ст.20.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «№», расположенное по адресу: №, признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере №
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам:
№
№
№
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или переводится в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Неуплата административного штрафа в предусмотренный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (часть 1 ст.20.25 КоАП РФ)
Постановление может быть обжаловано через Калининский районный суд г.Чебоксары в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.В.Алексеев