ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-46/2024 от 01.03.2024 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 5-46/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 марта 2024года г. Смоленск

Заднепровский районный суд г. Смоленска, расположенный по адресу: <...>, судья Дворянчиков Евгений Николаевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

Республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис» (далее по тексту постановления - Предприятие), расположенного по адресу: <адрес>, (УНП ),

У с т а н о в и л:

РУП «Белтаможсервис» виновно в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего декларированию, совершенном при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в районе километра автодороги «<данные изъяты>» в районе <адрес> сотрудниками Смоленской таможни было остановлено транспортное средство с госрегзнаками , используемое в работе перевозчика ТОО «<данные изъяты>» (<адрес>) под управлением водителя ФИО

То транспортное средство перемещало контейнер из Республики Беларусь в РФ товар - сборный груз с товарами «инструменты ручные, косметические спонжи, аккумуляторы и т.д.», происхождения Китай, всего 526 грузовых мет, общим весом брутто 21059 кг. На грузовом отсеке упомянутого транспортного средства имелась пломба.

На перевозимый груз водителем были представлены товаросопроводительные документы: CMR от ДД.ММ.ГГГГ., счет-фактура (инвойс) от ДД.ММ.ГГГГ., ТН от ДД.ММ.ГГГГ. Отправителем товара является Минский филиал РУП «Белтаможсервис» (<адрес>), получателем - ООО «<данные изъяты>» (РФ).

Таможенное декларирование тех товаров осуществлено было по Декларации на товары , поданной декларантом РУП «Белтаможсервис» ДД.ММ.ГГГГ. в Гомельскую таможню Республики Беларусь в таможенной процедуре «Импорт 40». Количество и наименование товаров, заявленных в ДТ, соответствуют сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах. Количество грузовых мест 526, общий вес брутто 21059 кг, вес нетто 17344,5 кг.

РУП «Белтаможсервис» поместило под таможенную процедуру «Импорт 40» 63 различных товара. Согласно информации, содержащейся в CMR от ДД.ММ.ГГГГ. товарная партия, перемещаемая в грузовом отсеке упомянутого транспортного средства, была выпущена до подачи декларации на товары по заявлению о выпуске .

В результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ таможенного досмотра декларируемого товара было установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства с госрегзнаками находятся:

- товар «инструмент ручной электрический, способный работать без внешнего источника питания - дрель со встроенным электрическим двигателем, в комплекте с аккумулятором (2шт.), зарядным устройством, ручкой для удержания, в коробке», происхождение Китай, код ТН ВЭД ЕАЭС 8467211000, в количестве 45 штук, что на 5 штук больше, чем заявлено в ДТ , в ДТ заявлено 40 штук;

- товар «изделия из пластика: нити с нанизанными и закрепленными на них акриловыми бусинами, используются для дальнейшего изготовления различных декоративных изделий», происхождение Китай, артикул , товарная марка «<данные изъяты>», в количестве 254 штуки, что на 2 штуки больше, чем заявлено в ДТ, в ДТ заявлено 250 штук;

- товар «косметический спонж (подушечка-губка) для нанесения косметики (комплект из 2 штук), происхождение Китай, артикул «», в количестве 12825 штук, что на 1457 штук больше, чем заявлено в ДТ, в ДТ заявлено 11368 штук;

- товар «косметический спонж (подушечка-губка) для нанесения косметики (комплект из 4 штук), происхождение Китай, артикул «», в количестве 25520 штук, что на 2480 штук больше, чем заявлено в ДТ, в ДТ заявлено 23040 штук.

Кроме того, в ходе проведения того таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства с госрегзнаками помимо товара, заявленного в товаросопроводительных документах и вышеупомянутой ДТ, находятся товары, сведения о которых отсутствуют в ДТ , а именно «изделия из пластика: корпуса сменных аккумуляторов для ручного электроинструмента в разобранном виде, артикул «», происхождение Китай, торговая марка отсутствует, в количестве 44 штук.

Также в ДТ товаром № 14 был заявлен товар «инструмент ручной электрический способный работать без внешнего источника питания - дрель со встроенным электрическим двигателем, комплект с аккумулятором (2 штуки), зарядным устройством, ручкой для удержания в коробке», происхождение Китай, код ТН ВЭД ЕАЭС 8467211000, в количестве 39 штук, что на 1 штуку меньше, чем заявлено в ДТ. Данный товар имеет одно наименование, классифицируется в одной товарной подсубзиции ТН ВЭД ЕАЭС, имеет одну страну происхождения с товаром № 17. Учитывая, что таможенный представитель имел право заявить в той ДТ товары № 14 и № 17 одним товаром, то превышение выявленного в ходе таможенного досмотра количества по товару - «инструмент ручной электрический способный работать без внешнего источника питания - дрель со встроенным электрическим двигателем, комплект с аккумулятором (2 штуки), зарядным устройством, ручкой для удержания в коробке» (выявлено фактически по товарам № 14 и № 17 - 84 штуки) над заявленным в ДТ (по товарам № 14 и №17 - заявлено 80 штук), составило 4 штуки.

Товары, явившиеся предметом административного правонарушения: «инструмент ручной электрический способный работать без внешнего источника питания - дрель со встроенным электрическим двигателем, комплект с аккумулятором (2 штуки), зарядным устройством, ручкой для удержания в коробке», артикул «», торговая марка «<данные изъяты>», происхождение Китай, в количестве 4 штук; «изделия из пластика: нити с нанизанными и закрепленными на них акриловыми бусинами, используются для дальнейшего изготовления различных декоративных изделий», происхождение Китай, артикул , торговая марка «<данные изъяты>», в количестве 4 штук; «косметический спонж (подушечка-губка) для нанесения косметики (комплект из 2 штук)», происхождение Китай, артикул «», в количестве 1 457 штук; «косметический спонж (подушечка-губка) для нанесения косметики (комплект из 4 штук», происхождение Китай, артикул «», в количестве 2 480 штук; «изделия из пластика: корпуса сменных аккумуляторов для ручного электроинструмента в разобранном виде, артикул «», происхождение Китай, торговая марка отсутствует, в количестве 44 штук, стоимость которых согласно заключению товароведческой экспертизы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 499214 рублей, изъяты ДД.ММ.ГГГГ протоколом изъятия и переданы на хранение ДД.ММ.ГГГГг. на СВХ ООО «<данные изъяты>» (<адрес>).

В связи с данными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ сотрудником таможни в отношении РУП «Белтаможсервис» было возбуждено дело о правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В настоящее судебное заседание представитель Предприятия, будучи надлежаще уведомлённым о времени и месте разбирательства, не явился, направив письмо с просьбой рассматривать дело в отсутствие представителя Предприятия, и ограничиться конфискацией предметов правонарушения. Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Предприятия.

Ознакомившись с материалами дела, районный суд приходит к следующему.

В обоснование вины руководства Предприятия во вменяемом деянии суду представлены:

копия акта об остановке транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22);

копии товаросопроводительных документов: CMR от ДД.ММ.ГГГГ., счет-фактура (инвойс) от ДД.ММ.ГГГГ., ТН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-32);

акт таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей к нему (л.д.63-87);

протокол изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.99-102);

протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.103-104);

акт приема-передачи имущества на ответственное хранение от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.105);

протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.106-107);

заключение товароведческой экспертизы о стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения ( л.д.117-121).

В ходе административного расследования от заместителя директора РУП «Белтаможсервис» поступило письмо, из которого следует, что между ООО «<данные изъяты>» и РУП «Белтаможсервис» на основании договора поставки российскому контрагенту РУП «Беотаможсервис» поставлялся товар, прошедший таможенную очистку на территории Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, с учетом требований таможенного законодательства. Товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС в рамках договора купли-продажи, заключенного между РУП «Белтаможсервис» и «<данные изъяты>». Таможенное декларирование груза проводилось специалистами по таможенному оформлению Брестского филиала РУП «Белтаможсервис» на основании и в соответствии с товаросопроводительными документами. Осмотр товаром перед подачей ДТ не производился. В ДТ декларировался товар в ассортименте и количестве, заявленных в товаросопроводительных документах. Загрузка в транспортное средство с госрегзнаками осуществлялась товарами, продекларированными только в одной вышеупомянутой ДТ. На грузовых отсеках транспортного средства имелась пломба, наложенная контрагентом-отправителем и пластиковая пломба, наложенная на СВХ «<данные изъяты>».

Из объяснений водителя фирмы-перевозчика - ТОО «<данные изъяты>» - ФИО следует, что загрузка товара «сборный груз: электроинструменты, оборудование технологическое и др.» в транспортное средство осуществлялась на СВХ «<данные изъяты>». Водитель при загрузке товара не присутствовал. Контроль осуществлялся визуально после погрузки водителем, проверялось соответствие пломбы, грузовой отсек не вскрывался. Документы для перевозки были переданы водителю сотрудником СВХ «<данные изъяты>». Товар загружался в соответствии с товаросопроводительными документами. После погрузки никакого доступа к загруженным товарам не осуществлялось, дозагрузка, выгрузка, перегрузка не производились. При предъявлении транспортного средства с товарами должностным лицам Смоленской таможни, средства сохранности груза находились в исправном и неповрежденном состоянии. Получателем товара являлось ООО «<данные изъяты>».

Никаких объяснений от руководства фирмы-перевозчика - ТОО «<данные изъяты>» в ходе административного расследования в Смоленскую таможню не поступало.

Кроме того, вина РУП «Белтаможсервис» подтверждается и показаниями сотрудников Смоленской таможни свидетелей ФИО1, проводившего таможенный досмотр и ФИО2, возбудившей дело об административном правонарушении, из которых следует, что досмотр производился с целью идентификации товаров с фактически представленным к досмотру грузом. В хода таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства помимо прочих товаров находились товары, сведения о которых отсутствовали в ДТ , а также товары, количество, которых превышало количество, заявленное в той ДТ, следовательно, упомянутые товары не были продекларированы.

ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении производства по делу из отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Смоленской таможни поступила информация о том, что выявленные в ходе таможенного контроля товары «корпуса сменных аккумуляторов для ручного электроинструмента в разобранном виде», артикул «<данные изъяты>», происхождение Китай, торговая марка отсутствует, представляют собой отдельный товар и классифицируются в товарной подсубпозиции 8507908000 ТН ВЭД ЕАЭС и не могут относиться (являться частью) к товару № 16, продекларированному в ДТ , что подтверждает факт недекларирования указанного товара.

Суд учел, что в силу положений ст. 104, 105, 106 ТК ЕАЭС товары при помещении под таможенную процедуру подлежат декларированию таможенным органам. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в электронной форме с использованием таможенной декларации в виде декларации на товары. Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов. В качестве декларации на товары допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых ТК ЕАЭС международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией. В декларации на товары подлежат указанию сведения: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза; о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТНВЭД; код товаров в соответствии с ТНВЭД; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; о сделке с товарами и ее условиях; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст.7 ТК ЕАЭС; о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст.108 ТК ЕАЭС; о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы; о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления; иные сведения, определяемые Комиссией.

Декларация на товары была подана декларантом РУП «Белтаможсервис» по таможенной процедуре «Импорт 40».

Согласно ст.134 ТК ЕАЭС таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в пункте 1 статьи 126 ТК ЕАЭС.

В силу ст.83 ТК ЕАЭС - декларантом является лицо государства-члена Евразийского экономического Союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.

Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п.7 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с ч.3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных ч.2 упомянутой статьи за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.

Декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со ст.17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС. Декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В силу п.32 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

В силу п.35 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно ст.400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно ч.2 ст.1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение за пределами РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

В соответствии с п.п.1,3 ст.4 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза от 05.07.2010г. лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение. В данном случае правонарушение было выявлено в регионе деятельности Смоленской таможни, поэтому в связи с этим РУП «Белтаможсервис» подлежит ответственности в соответствии с законодательством РФ.

РУП «Белтаможсервис», являясь декларантом, не выполнило обязанность совершить таможенные операции по декларированию в соответствии с таможенным законодательством. Так, работник Предприятия до подачи таможенной декларации не воспользовался предусмотренным нормами ст.84 ТК ЕАЭС правом на осмотр товара до подачи ДТ. При данном осмотре сотрудник Предприятия мог бы прийти к выводу о необходимости декларирования товара, являющегося предметом административного правонарушения, и провести проверку соответствия товаросопроводительной документации фактическому наличию и наименованию товара.

Потому следует признать, что при декларировании товаров декларантом не были предприняты все возможные и зависящие от него меры для соблюдения требований таможенного законодательства.

В соответствии со ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и за неисполнение своих обязанностей - за заявление недостоверных сведений, указанных в декларации на товары, несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного Союза.

Суд учёл, что в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее соблюдению. Таким образом, посредством виновных действий своего работника Предприятие совершило правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.

При определении вида и размера наказания, которому следует подвергнуть Предприятие, суд учитывает, что совокупная стоимость незадекларированного товара составляет 499214 рублей. Потому суд не находит оснований для признания содеянного малозначительным, и считает необходимым подвергнуть Предприятие конфискации предметов правонарушения, без штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.1 -29.9 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» (УНП ) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде конфискации всех товаров, явившихся предметами правонарушения, без штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 суток, с подачей жалобы через Заднепровский районный суд г. Смоленска.

Судья Е.Н. Дворянчиков