Дело № 5-4702/2021
УИД 60RS0001-01-2021-008924-81
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Псковского городского суда Псковской области Куликова В.В.,
при секретаре Егоровой М.С.,
с участием представителя Псковской таможни ФИО1, действующей на основании доверенности № **,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении перевозчика, юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги», <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела, -
У С Т А Н О В И Л:
**.**.2021 в составе поезда № ** на таможенную территорию ЕАЭС в ПЗТК таможенного поста ЖДПП Печоры-Псковские прибыл товар, находящийся в контейнере № **, который перемещается на железнодорожной платформе № **.
При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза перевозчик ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество) в соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предоставил в таможенный орган документы на перевозимый товар: железнодорожная накладная (СМГС) от **.**.2021 № **, INVOICE/пакинг лист № **, спецификация № ** от **.**.2021, передаточная поездная ведомость от **.**.2021 № **.
Исходя из сведений, заявленных в товаросопроводительных документах, в вышеуказанном контейнере перемещаются товары: двигатели для легковых автомобилей, объемом более 1000 см3 (8407343009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 34 грузовых мест (34 штуки); глушители – 34 грузовых мест (34 штуки), выхлопные трубы – 34 грузовых мест (34 штуки) (8708923509 ТН ВЭД ЕАЭС); рулевое управление – 34 грузовых мест (34 штуки), рулевая рейка – 34 грузовых мест (34 штуки) (8708949909 ТН ВЭД ЕАЭС); коробка передач – 34 грузовых мест (34 штуки) (8708405009 ТН ВЭД ЕАЭС); мост передний, задний – 68 грузовых мест (68 штук) (8708503509 ТН ВЭД ЕАЭС); амортизаторы передние/задние – 136 грузовых мест (136 штук) (8708803509 ТН ВЭД ЕАЭС); домкраты– 34 грузовых мест (34 штуки) (8425420000 ТН ВЭД ЕАЭС); части и принадлежности кузовов (двери – 25 штук, вентиляционные отверстия – 34 штуки, передние металлические части авто – 5 штук, внутренняя обшивка потолка – 8 штук, капоты – 34 штуки, подкрыльник – 168 штук, торпеда – 11 штук, крылья передние/задние – 68 штук, бардачки – 24 штуки, люк на крышу – 7 штук, задняя дверь – 2 штуки, двери багажника – 45 штук, козырек от солнца – 64 штуки) (8708299009 ТН ВЭД ЕАЭС)- всего 495 грузовых мест (495 штук); дворники в сборе – 34 грузовых мест (34 штуки) (8512400009 ТН ВЭД ЕАЭС); радиаторы – 34 грузовых мест (34 штуки) (8708913509 ТН ВЭД ЕАЭС); воздушные фильтра – 34 грузовых мест (34 штуки) (8421310000 ТН ВЭД ЕАЭС); бампер – 74 грузовых мест (74 штуки), держатель бампера – 128 грузовых мест (128 штук) (8708109009 ТН ВЭД ЕАЭС); руль – 34 грузовых мест (34 штуки) (8708943509 ТН ВЭД ЕАЭС); тормозные диски – 136 грузовых мест (136 штук), тормозные колодки – 136 грузовых мест (136 штук) (8708309109 ТН ВЭД ЕАЭС); колеса ходовые (8708709909 ТН ВЭД ЕАЭС) – 136 грузовых мест (136 штук); бензонасосы– 34 грузовых мест (34 штуки) (8413302008 ТН ВЭД ЕАЭС); зеркала заднего вида (7009100009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 102 грузовых места (102 штуки); лобовое стекло (7007212009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 32 грузовых места (32 штуки); звуковые сигналы автомобиля (8512309009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 68 грузовых мест (68 штук); фары автомобиля (8512200009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 170 грузовых мест (170 штук); рычаг переключения передач (8708409909 ТН ВЭД ЕАЭС) – 68 грузовых мест (68 штук); приводной вал (8483109500 ТН ВЭД ЕАЭС) – 24 грузовых места (24 штуки); лючки топливного бака, бак для тормозной жидкости, бачок стеклоомывателя (8708999709 ТН ВЭД ЕАЭС) – всего 88 грузовых мест (88 штук); рычаг подвески, подвеска колеса, стойка амортизатора (8708809909 ТН ВЭД ЕАЭС) – всего 234 грузовых места (234 штуки); ручки дверей (8302300009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 40 грузовых мест (40 штук); динамики автомобильные (8518299500 ТН ВЭД ЕАЭС) – 136 грузовых мест (136 штук); радиатор кондиционера (8415900009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 34 грузовых мест (34 штуки); замки дверей (8301200009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 136 грузовых мест (136 штук); уплотнитель двери (4016930005 ТН ВЭД ЕАЭС) – 64 грузовых места (64 штуки); блок управления двигателем (8537109900 ТН ВЭД ЕАЭС) – 34 грузовых места (34 штуки);сцепление в сборе (8708939009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 34 грузовых места (34 штуки); система ABS (8708309909ТН ВЭД ЕАЭС) – 34 грузовых места (34 штуки); сиденья (9401200009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 37 грузовых мест (37 штук); кабель для а/м изолированный (8544190009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 1 грузовое место (1 упаковка); винты из черных металлов (7318190009 ТН ВЭД ЕАЭС) – 1 грузовое место (1 упаковка). Общее количество грузовых мест – 3054.
В соответствии с предоставленными документами, отправитель товара <данные изъяты>.
Получатель товара – <данные изъяты>.
Перевозчик - ОАО «РЖД», <данные изъяты>.
В результате проведённого таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении контейнера № ** находится товар, не заявленный в товаросопроводительных документах, а именно:
1. Вакуумные усилители тормозов, бывшие в употреблении - 28 штук, для легкового автомобиля, без упаковки с маркировкой товарного знака «MERCEDES BENZ», LUCAS AOO4 4305730 m 45G K4, весом 98 кг.
2. Колесные колпаки, бывшие в употреблении - 10 штук, для легкового автомобиля, без упаковки с маркировкой товарного знака «MERCEDES BENZ», весом 6,4 кг.
Общий вес брутто товара явившегося предметом административного правонарушения составляет 104.4 кг, количество грузовых мест – 38.
Будучи своевременно извещённым о времени и месте рассмотрения дела, представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ настоящее дело рассмотрено без участия представителя ОАО «РЖД».
Представитель Псковской таможни в судебном заседании полагал, что вина Общества в совершении административного правонарушения доказана материалами дела. Считала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, и назначить ему наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя Псковской таможни и исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто товаров и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных документов.
Согласно п. 2 примечания гл. 16 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
В судебном заседании установлено, что 26.03.2021 при прибытии на таможенную территорию Союза перевозчиком ОАО «РЖД» был предъявлен таможенному органу товар и транспортное средство в неизменном состоянии за исправными пломбами отправителя и внесенными сведениями в перевозочные (транспортные) и товаросопроводительные документы иностранным грузоотправителем, а также предварительной информацией перевозчика Республики Эстония.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложением 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона.
На основании ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС перевозчик представляет таможенному органу следующие документы: транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
При этом в соответствии с пп. 15, 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под коммерческим документами понимаются документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы), а под транспортными (перевозочными) документами - документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).
Таким образом, при прибытии перевозчик сообщает путём представления, не только транспортных документов, но и коммерческих (инвойс, отгрузочная спецификации) и данные документы должны быть действительными, то есть должны относиться к фактически перемещаемым товарам (примечание 2 к ст. 16.1 КоАП России).
Представляя вышеперечисленные документы, перевозчик сообщает таможенному органу сведения о наименовании ввозимых товаров, об их коде согласно ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых шести знаков, о количестве грузовых мест, а также о весе брутто товаров.
При этом, в силу положения статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством. Законодательством Российской Федерации также установлено право железной дороги проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. Так данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав). Из положений Конвенции о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11), участником которой является Российская Федерация, устанавливающих, в частности, что перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, не следует, что они исключают юридическую возможность по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.
Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «РЖД» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо оттого, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства и место принятия ОАО «РЖД» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки. Вместе с тем, в случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.
Согласно ч. 1 ст. 1.4 КоАП России, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Следовательно, вступая в таможенные правоотношения, ОАО «РЖД», как и иные перевозчики, должно было не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, положения СМГС, Конвенция о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», Устав, предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст. 89 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии товаров на таможенную территорию Союза. Указанным правом ОАО «РЖД» не воспользовалось.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Обязанность по сообщению достоверных требований о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер. То есть, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нём, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.
Вина юридического лица ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается:
- товаросопроводительными документами: железнодорожная накладная (СМГС) от **.**.2021 № **, INVOICE/пакинг лист № **, спецификация № ** от **.**.2021, передаточная поездная ведомость от **.**.2021 № **;
- актом таможенного досмотра № ** от **.**.2021;
- протоколом изъятия вещей и документов от **.**.2021, согласно которому товар - Вакуумные усилители тормозов, бывшие в употреблении - 28 штук, для легкового автомобиля, без упаковки с маркировкой товарного знака «MERCEDES BENZ», LUCAS AOO4 4305730 m 45G K4, весом 98 кг.; колесные колпаки, бывшие в употреблении - 10 штук, для легкового автомобиля, без упаковки с маркировкой товарного знака «MERCEDES BENZ», весом 6,4 кг., общим весом брутто 104,4 кг., количество грузовых мест – 38, изъят и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств по адресу: <адрес>;
- сведениями отправителя товара - <данные изъяты>, согласно которым контейнер с товаром пришел за пломбой отправителя груза <данные изъяты> и не вскрывался на территории Эстонии. По прибытию в Палдиски <данные изъяты> оформила СМГС и упаковочную спецификацию на основании документов отправителя. Наименование, количество грузовых мест и брутто взяты с коммерческого счета № **. Согласно информации отправителя, <данные изъяты> в документах была допущена ошибка. **.**.2021 года товар был принят перевозчиком по Эстонии <данные изъяты> по РФ РЖД, другими материалами дела.
Приведённые доказательства отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и получены с соблюдением установленного законом порядка.
Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «РЖД» составлен правильно и соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Событие правонарушения и сведения о юридическом лице ОАО «РЖД», как о лице его совершившем, исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена.
При назначении наказания учитываю характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Повторное нарушение ОАО «РЖД» таможенных правил, признаю обстоятельством, отягчающим наказание.
Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств деяния, посягающего на отношения в сфере таможенного дела, не нахожу.
При указанных выше обстоятельствах, прихожу к выводу о назначении ОАО «РЖД» наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения – товара «Вакуумные усилители тормозов, бывшие в употреблении - 28 штук, для легкового автомобиля, без упаковки с маркировкой товарного знака «MERCEDES BENZ», LUCAS AOO4 4305730 m 45G K4, весом 98 кг.; колесные колпаки, бывшие в употреблении - 10 штук, для легкового автомобиля, без упаковки с маркировкой товарного знака «MERCEDES BENZ», весом 6,4 кг., общим весом брутто 104,4 кг., количество грузовых мест – 38, изъятого и помещенного на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств по адресу: <адрес>.
Возложить на таможенный орган – Псковскую таможню обязанность передать конфискованное имущество территориальному органу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Вещественные доказательства – копии документов, находящихся в деле, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии мотивированного постановления.
Судья В.В. Куликова