ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-470/22 от 14.03.2022 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 5-470/22

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Барнаул 14 марта 2022 года

Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Фролова Н.Е., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного и проживающего в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л

В отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин. ФИО1 находился в общественном месте по адресу <адрес>, около дома демонстрируя публично плакат с надписью «Свобода СМИ, миру мир». Данному гражданину ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 02 мин. по адресу <адрес> сотрудником полиции старшим лейтенантом ФИО2 на основании п.1 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» было высказано требование убрать плакат, тем самым прекращать совершать административное правонарушение, на что ФИО1 ответил отказом и поднял плакат еще выше, тем самым не выполнил законное требование сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Действия ФИО1 квалифицированы по ст. 19.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Садковская А.М. возражали против изложенного в протоколе, указав, что он в его действиях отсутствует состав правонарушения поскольку последний проводил одиночный пикет, а сотрудником полиции ему никаких требований предъявлено не было, лишь была высказана просьба.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лица, привлекаемого к ответственности, а также его защитника, оценивая добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1. КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении, в силу ст. 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; и другие обстоятельства, указанные в данной статье.

Суд, согласно ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В силу п.1 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений.

Согласно ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2018) вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия.

При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного кодекса..

В силу пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

При этом в силу ч.1 ст.7 указанного закона не требуется уведомление о проведении публичного мероприятия проводимого в форме одиночного пикета.

Как следует из пояснений ФИО1 им проводился одиночный пикет.

Из протокола об административном правонарушении следует, что требование сотрудника полиции было связано с проведением ФИО1 указанного публичного мероприятия с использованием плаката с надписью «Свобода СМИ, миру мир», а не с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Таким образом, из имеющихся в деле доказательств не следует, что требование сотрудника полиции, предъявленное ФИО1 было связано с обеспечением общественного порядка, в связи с чем не может быть признано законным.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения. Предусмотренного ст.19.3 ч.1 КоАП РФ, что в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о рассматриваемом правонарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.

Руководствуясь ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня получения копии постановления.

Судья Фролова Н.Е.