Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«05» июля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица –Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго», юридический адрес: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, ДД.ММ.ГГГГ поставленного на учет в налоговом органе по месту нахождения ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 14:00, в ходе проведения выездной внеплановой проверки в отношении Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее по тексту – ПАО «Камчатскэнерго», Общество), было установлено, что ПАО «Камчатскэнерго», при эксплуатации входящего в состав опасного производственного объекта «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство серии АВ №, per. № A75-00294-0045) магистрального трубопровода № (далее по тексту – ТМ №), в составе которого эксплуатируются технические устройства: трубопровод от У№ до У№, регистрационный №-С диаметр 530 мм, рабочее давление 1,6 Мпа, температура теплоносителя до 150°С, год изготовления 1991, год ввода в эксплуатацию 1991 и трубопровод от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, регистрационный №-С диаметр 133 мм, рабочее давление 1,6 МПа, температура теплоносителя до 150°С, год изготовления 1995, год ввода в эксплуатацию 1995, допущены нарушения требований промышленной безопасности, а именно, при эксплуатации трубопровода от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, регистрационный №-С диаметр 133 мм, допущены нарушения требований:
1) ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон № 116-ФЗ), выразившихся в проведении реконструкции трубопровода per.№-С, диаметр 133 мм, с изменением точки подключения в магистральный трубопровод per №-С, диаметр 530 мм, без проектной документации;
2) ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ выразившихся в предоставлении недостоверных сведений, характеризующих опасный производственный объект «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», per.№ А75-00294-0045, а именно, в государственный реестр ОПО не внесены данные о проведенной реконструкции трубопровода рег.№-С с изменением точки подключения;
3) п.п. «б» п. 204, п.п. «в» п. 206, п. 209 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – ФНП) трубопровод per.№-С, диаметр 133 мм, после реконструкции не введен в эксплуатацию в установленном порядке, выразившихся в том, что эксплуатирующая организация ПАО «Камчатскэнерго» после реконструкции трубопровода не сформировала и не назначила приказом эксплуатирующей организации комиссию по проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией. Комиссией не проведены мероприятия по контролю наличия установленной документации: а) документации изготовителя оборудования, документации, удостоверяющей качество монтажа (полноту и качество работ по реконструкции), документов, подтверждающих приемку оборудования после окончания пусконаладочных работ (в случае необходимости их проведения), а также документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Закона № 116-ФЗ; б) положительных результатов технического освидетельствования.
Комиссией не проведена проверка организации надзора за эксплуатацией оборудования под давлением и не проконтролировано: а) наличие в соответствии с проектом и исправность арматуры, контрольно измерительных приборов, приборов безопасности и технологических защит; б) соответствие требованиям промышленной безопасности установки оборудования и правильность его включения согласно требованиям изготовителя оборудования, указанным в руководстве (инструкции) по эксплуатации; в) наличие обученного и допущенного в установленном порядке к работе обслуживающего персонала и аттестованных в установленном порядке специалистов; г) наличие должностных инструкций для ответственных лиц и специалистов, осуществляющих эксплуатацию оборудования; д) наличие производственных инструкций для обслуживающего персонала, а также эксплуатационной документации (журналы, графики, инструкции, акты), предусмотренной ФНП;
4) п.п. «и» п. 218, п.п. «б» п. 360, п. 362, п. 364 ФНП выразившихся в не проведении технического освидетельствования трубопровода per.№-С уполномоченной в установленном порядке специализированной организацией;
5) п. 214 ФНП выразившихся в не постановке трубопровода per.№-С на учет в территориальном органе Ростехнадзора;
6) п. 142 ФНП выразившихся в отсутствии документов, подтверждающих применение системы контроля качества сварных соединений при проведении реконструкции трубопровода per.№-С;
7) п. 84 ФНП выразившихся в отсутствиит дренажа нижней точке теплосети в УТП-2 на реконструированной части трубопровода per.№-С;
8) п. 346 ФНП выразившихся в установке бесфланцевой арматуры без второго запорного органа и дренажного устройства на реконструированном участке трубопровода per.№-С;
9) п. 88 ФНП выразившихся в том, что для спуска воды из трубопровода per.№-С не предусмотрен сбросной колодец от УТП-2;
10) п. 337 ФНП выразившихся в отсутствии на реконструированном участке трубопровода per. №-С бирки с номером и названием, согласно оперативной схеме трубопровода на арматуре, согласованной начальником тепловых сетей Камчатские ТЭЦ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ;
11) п. 351 ФНП выразившихся в отсутствии на реконструированной части трубопровода per.№-С, на тепловой изоляции покрытия, предохраняющего от пропитывания его влагой.
Законный представитель Общества извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Защитник ПАО «Камчатскэнерго» ФИО4 вину Общества не признала, суду пояснила, что по филиалу была проведена проверка в связи с трагическим несчастным случаем на УТП 2. По результатам проверки были составлены акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и два протокола об административных правонарушениях. В процессе проверки были выявлены нарушения правил промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, в состав которого входит два трубопровода. По одному протоколу Общество, было привлечено, к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб., а второй рассматривается в настоящем судебном заседание. Таким образом, Общество может быть дважды привлечено за одно и тоже событие. Проверка была одна, по результатам которой был составлен один акт. Вместе стем, протоколов составлено два. Тепловые сети 2 и 3 контура в аренду Обществу не передавались. Общество не согласно с правонарушением, указанном в настоящем протоколе, потому как в соответствии с правилами, все нарушения, выявленные в ходе проверки связаны с лицом которое должно их выполнять, а Общество не является эксплуатирующей организацией. В соответствии с приказом Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъясняется, кто является эксплуатирующей организацией, ПАО «Камчатскэнерго» таковой не является. Обществу в процессе обеспечения теплоснабжением жилого дома по <адрес> приходится выполнять некоторые мероприятия, проводить опресовку, чинить не значительные повреждения, но эти работы являются вынужденными, но фактически эксплуатацию они не производят, поскольку по договору Обществу это имущество не передавалось. ПАО «Камчатскэнерго» передано ИТП 6 по <адрес>, тепловые сети здесь отсутствуют. Кроме того, Обществу не передавалась никакая техническая документация. Считала, что им передано здание, а не тепловые сети, а также, что Общество не является эксплуатирующей организацией. В предписании им было указано выполнить ряд действий, часть которых Общество выполнило, но при этом, по их мнению, не должно было выполнять. Собственником является муниципальный городской округ. Так же обратила внимание на то, что Общество уже было привлечено к ответственности за весь опасный производственный объект. Добавила, что описанные в протоколе нарушения, являются нарушениями, допущенными при строительстве трубопровода, который был построен с указанными нарушениями.
Кроме того. Представила акт проверки от 24.06.2016г., согласно которому установлено. Работы на опасном производственном объекте по которому привлекают в настоящее время, выполнены.
Просила прекратить производство по делу.
Защитник ФИО5 вину Общества не признал, поддержав пояснения ФИО4 дополнительно пояснил, что Общество проводит только осмотр тепловых сетей, при этом юридических оснований у них как у эксплуатирующей организации, нет. Когда передавали имущество по акту, оказалось, что часть трубы им не передали, в связи с чем, право на эксплуатацию не переданного участка у них отсутствует. До начала проверки ими в Ростехнадзор было сообщено, что данный участок трубопровода им не принадлежит, но административный орган так и не выяснил этот момент.
Защитник ФИО6 вину Общества не признал, поддержал пояснения ФИО4 и ФИО5, дополнений не имел.
Выслушав защитников ФИО4, ФИО5 и ФИО6, исследовав материалы и обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении, а также дела об административном правонарушении №к-10, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 1. ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону, согласно которому к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в том числе канатные дороги.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ под техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте, понимаются машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 116-ФЗ правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, обоснованию безопасности опасного производственного объекта устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно положениям ст. 2 и Приложению 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа, воды при температуре нагрева более 115°С. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В целях обеспечения промышленной безопасности, предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа, разработаны и утверждены приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
Согласно п. 3 ФНП указанные правила предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее по тексту – ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее по тексту – оборудование под давлением), в том числе трубопроводов горячей воды, работающих под избыточным давлением более 0,07 МПа воды при температуре нагрева более 115°С.
В соответствии с п. 5 ФНП требования настоящих правил обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями и работниками организаций, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, указанную в пункте 3 настоящих ФНП.
Согласно приложению 1 к ФНП, под термином «Реконструкция (модернизация)» понимается изменение технических характеристик оборудования путем замены (изменения) его отдельных элементов, узлов, устройств управления и обеспечения режима работы (автоматизированных систем управления технологическим процессом, регулирующих устройств, горелочных устройств) и (или) изменения конструкции оборудования под давлением и его элементов путем применения неразъемных (сварных) соединений, вызывающее необходимость проведения прочностных расчетов и корректировки паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации, оформления нового паспорта и руководства по эксплуатации.
Как следует из положений подп. «б» п. 204, подп. «в» п. 206 и п. 209 ФНП решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, указанного в пункте 3 настоящих ФНП, принимает руководитель эксплуатирующей организации на основании результатов проверок готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимых комиссией, назначаемой приказом эксплуатирующей организации в случаях, указанных в пункте 206 настоящих ФНП. Проверки, осуществляемые комиссией, проводят после реконструкции (модернизации) или капитального ремонта с заменой основных элементов оборудования. Результаты проверок готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией оформляют актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию. Акт подписывают все специалисты (уполномоченные представители), участвующие в проверках, и прикладывают к паспорту оборудования под давлением. Принятое решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением оформляют приказом (распорядительным документом) эксплуатирующей организации, и оно не должно противоречить выводам, указанным в акте готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию. Сведения о принятом решении записывают в паспорт оборудования и заверяют либо подписью ответственного специалиста эксплуатирующей организации, на которого распорядительными документами эксплуатирующей организации возложены соответствующие должностные обязанности, либо подписью председателя комиссии (в случаях, указанных в пункте 206 настоящих ФНП).
В соответствии с п. 207 ФНП при проведении проверки готовности оборудования к пуску в работу контролируют наличие: а) документации изготовителя оборудования, документации, удостоверяющей качество монтажа (полноту и качество работ по ремонту или реконструкции), документов, подтверждающих приемку оборудования после окончания пусконаладочных работ (в случае необходимости их проведения), а также документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ; б) положительных результатов технического освидетельствования; в) документации по результатам пусконаладочных испытаний и комплексного опробования оборудования (в установленных случаях).
В силу требований п.п. 69, 84, 88, 142, 214, подп. «и» п. 218, п.п. 337, 346, 351, 360, 362, 364 ФНП прокладка технологических трубопроводов, а также их оснащение арматурой, устройствами для дренажа и продувки осуществляют на основании проекта (п. 69); все трубопроводы независимо от транспортируемого продукта должны иметь дренажи для слива воды после гидравлического испытания и воздушники в верхних точках трубопроводов для удаления газа. Места расположения и конструкция воздушных и дренажных устройств трубопроводов устанавливаются проектной документацией (п. 84); для спуска воды из трубопроводов водяных тепловых сетей предусматривают сбросные колодцы, расположенные отдельно от канала трубопровода, с отводом воды в системы канализации (п. 88); при доизготовлении на месте эксплуатации, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации) оборудования под давлением должна быть применена система контроля качества сварных соединений, гарантирующая выявление недопустимых дефектов, высокое качество и надежность эксплуатации этого оборудования и его элементов (п. 142); после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением. Транспортируемые сосуды (цистерны) подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования. Котлы транспортабельных (передвижных) котельных установок подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту их эксплуатации при сроках их эксплуатации на этом месте более трех месяцев (п. 214); организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП и принятой в эксплуатирующей организации системой проведения работ (подп. «и» п. 218); на арматуре или на специальной металлической бирке должны быть нанесены названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов, а также указатели направления вращения штурвала. Регулирующие клапаны должны быть снабжены указателями степени открытия регулирующего органа, а запорная арматура - указателями «Открыто» и «Закрыто». Арматура должна быть доступна для обслуживания. В местах установки арматуры и индикаторов тепловых перемещений паропроводов должны быть установлены площадки обслуживания. Арматура должна быть использована строго в соответствии с ее функциональным назначением (п. 337); до начала ремонтных работ на трубопроводе он должен быть отделен от всех других трубопроводов заглушками или отсоединен. Если арматура трубопроводов пара и горячей воды бесфланцевая, то отключение трубопровода должно быть произведено двумя запорными органами при наличии между ними дренажного устройства с условным проходом диаметром не менее 32 мм, имеющего прямое соединение с атмосферой. Приводы задвижек, а также вентилей открытых дренажей должны быть заперты на замок так, чтобы исключалась возможность ослабления их плотности при запертом замке. Ключи от замков должны храниться у ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода. Толщина применяемых при отключении трубопровода заглушек и фланцев должна быть определена расчетом на прочность. Заглушка должна иметь выступающую часть (хвостовик), по которой определяют ее наличие. Прокладки между фланцами и заглушкой должны быть без хвостовиков (п. 346); тепловая изоляция трубопроводов, расположенных на открытом воздухе и вблизи масляных баков, маслопроводов, мазутопроводов, должна иметь металлическое или другое покрытие для предохранения ее от пропитывания влагой или горючими нефтепродуктами. Трубопроводы, расположенные вблизи кабельных линий, также должны иметь металлическое покрытие (п.351); оборудование под давлением, перечисленное в пункте 3 настоящих ФНП, должно подвергаться техническому освидетельствованию периодически в процессе эксплуатации (периодическое техническое освидетельствование) (п. 360); технические освидетельствования оборудования под давлением проводит уполномоченная в установленном порядке специализированная организация, а также ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в случаях, установленных настоящими ФНП (п. 362); результаты технического освидетельствования с указанием максимальных разрешенных параметров эксплуатации (давление, температура), сроков следующего освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования под давлением лицами, проводившими техническое освидетельствование. Срок следующего периодического технического освидетельствования не должен превышать срока службы оборудования, установленного изготовителем или заключением экспертизы промышленной безопасности, оформленным по результатам технического диагностирования при продлении срока службы оборудования (п. 364).
На основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ Р-А75-44, в связи с поступлением от ПАО «Камчатскэнерго» информации о несчастном случае со смертельным исходом, в целях проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, была проведена внеплановая выездная проверка деятельности ПАО «Камчатскэнерго» (т. 1 л.д. 172-176, 177).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № А-Р-А75-44-03К-01 по результатам проверки, проведенной в присутствии директора филиала ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ ФИО7, действующий от имени юридического лица на основании доверенности. № КЭ-18-18-16/5Д от ДД.ММ.ГГГГ, и.о. начальника тепловых сетей филиала ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ ФИО8 и начальника ОНП и ПБ филиала ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ ФИО6, действующих на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-А филиала ПАО Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ, установлено, что ПАО «Камчатскэнерго» эксплуатирует опасный производственный объект «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство серии АВ №, per. № A75-00294-0045) ТМ №, в составе которого эксплуатируются технические устройства: трубопровод от У№ до У№, регистрационный №-С диаметр 530 мм, рабочее давление 1,6 Мпа, температура теплоносителя до 150°С, год изготовления 1991, год ввода в эксплуатацию 1991 и трубопровод от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, регистрационный №-С диаметр 133 мм, рабочее давление 1,6 МПа, температура теплоносителя до 150°С, год изготовления 1995, год ввода в эксплуатацию 1995. При осмотре технических устройств, трубопроводов per. №№-С и 324-С, была установлена фактическая прокладка тепловых сетей (согласно прилагаемой к акту схеме): 1. Участок от точки «А» до точки «Б» - действующий магистральный трубопровод ТМ-3 0530 мм (синий цвет); 2. Участок от точки «В» до точки «Г» - отключенный участок трубопровода per.№-С 0133 мм (зелёный цвет); 3. Участок от точки «Д» до точки «Е» - вновь смонтированный участок трубопровода неизвестного диаметра (красный цвет); 4. Участок от точки «Е» до точки «Ж» - действующий участок трубопровода per.№-С 0133 мм (чёрный цвет). В соответствии с результатами осмотра ранее эксплуатировался трубопровод per.№-C «В-Г-Е-Ж», затем проведена реконструкция указанного трубопровода, участок «В-Г» был обрезан и заглушён, осуществлена врезка «Д-Е» в магистральный трубопровод per.№-С и на день осмотра эксплуатируется трубопровод per.№-C «Д-Е-Ж». Дата реконструкции не установлена. В ходе проверки было установлено, что ПАО Камчатскэнерго» эксплуатирует опасный производственный объект «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ» с нарушением требований: ч. 5 ст. 2, ч. 2 ст. 8, абз.абз. 7, 9 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п. 84, 88, 142, п.п. «б» п. 204, п.п. «в» п. 206, п.п. 209, 214, 218, 224, п.п. «и» п. 218, п.п. 337, 351, п.п. «б» п. 360, п.п. 346, 362, 364 ФНП; п.п. 4, 20 РД 03-19-2007 (т. 1 л.д. 23-33, 34).
Также в ходе проверки было установлено, что согласно свидетельству о регистрации опасного производственного объекта №А-75-00294, выданному ДД.ММ.ГГГГ (серия АВ №) ОАО «Камчатскэнерго» эксплуатирует опасные производственные объекты, в числе которых имеется Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ III класса опасности. Объект зарегистрирован в реестре за №А75-00294-0045 ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 145-147).
Согласно представленным ПАО «Камчатскэнерго» в Дальневосточное управление Ростехнадзора сведениям, характеризующим опасный производственный объект, в перечень объектов, эксплуатируемых Обществом включена Тепломагистраль 3 (ТМ-3), в составе которой эксплуатируются технические устройства: трубопровод от У№ до У№, регистрационный №-С диаметр 530 мм, рабочее давление 1,6 Мпа, температура теплоносителя до 150 С, год изготовления 1991, год ввода в эксплуатацию 1991; трубопровод от УТП-Г до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, регистрационный №-С диаметр 133 мм, рабочее давление 1,6 МПа, температура теплоносителя до 150°С, год изготовления 1995, год ввода в эксплуатацию 1995 (т. 1 л.д. 148-158).
Участок трубопровода от УТП-1 до центрального теплового пункта ЦТП-313 включен в паспорт тепловых сетей Тепломагистрали № (от корпуса станции ТЭЦ-2 до ЦТП потребителей находящиеся в зоне ответственности 1 РТС), составленный ОАО «Камчатскэнерго» в 2012 году на основании требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ№. Также в состав оборудования данной тепловой сети согласно указанному паспорту входят переходные камеры УТП-1 и УТП-2. С 2012 года лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ежегодно проводились гидравлические испытания и наружный осмотр комплекса указанных в паспорте трубопроводов, после чего принималось решение о разрешении их эксплуатации (т. 1 л.д. 40-48).
ПАО «Камчатскэнерго» филиал Камчатские ТЭЦ был оформлен паспорт трубопровода от УТП-1 до центрального теплового пункта ЦТП-313 per.№-С. На основании локальных приказов было назначено лицо ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода. Указанное лицо ежегодно с 2012 года проводило гидравлические испытания наружный осмотр этого участка трубопровода, после чего принимало решение о разрешении эксплуатации (т. 1 л.д. 49-54).
По итогам проведенной проверки, за эксплуатацию технического устройства – трубопровода от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, рег.№-С 0133 мм не введенного в эксплуатацию в соответствии с установленными требованиями, после проведенной реконструкции, а также проведение реконструкции указанного выше трубопровода с изменением точки подключения в магистральный трубопровод per.№-С 0530 мм без проектной документации, в отношении ПАО «Камчатскэнерго» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол №к-11 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 2-8).
Оценив в совокупности изложенные выше доказательства, добытые при рассмотрении дела, прихожу к выводу, что вина ПАО «Камчатскэнерго» в совершении административного правонарушения доказана и квалифицирую его действия по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При этом доводы защиты о том, что ПАО «Камчатскэнерго» не является эксплуатирующей организацией трубопровода от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313 несостоятельны по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов следует, что сооружение ИТП-6 (диспетчерское наименование ЦТП-313) с тепловыми сетями 1 и 2 контура, расположенными по <адрес> в <адрес>-Камчатском, является собственностью ПКГО, что подтверждается соответствующим свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастровому паспорту тепловые сети 1-го контура пролегают от ИТП-6 до УТП-1. Схема прокладки сетей соответствует схеме приложенной к акту проверки (л.д. 34).
Согласно договору аренды муниципального имущества №/ар-12 от ДД.ММ.ГГГГ ИТП-6 передан в аренду ОАО «Камчатскэнерго».
В связи с произведенной государственной регистрацией права собственности на объекты теплового хозяйства, Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа ДД.ММ.ГГГГ обратился к ОАО «Камчатскэнерго» с предложением об изменении договора аренды, в том числе в части перечня имущества, указанного в приложениях по договору. ОАО «Камчатскэнерго» данное предложение отклонило.
ДД.ММ.ГГГГ объект теплового хозяйства ИТП-6 с тепловыми сетями 1 и 2 контура закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Управление механизации и автомобильного транспорта».
При этом данных об изменении условий или расторжении по указанным обстоятельствам договора аренды муниципального имущества №/ар-12 от ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела не представлено и Обществом суду не предъявлено.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением экономического развития и имущественных отношений ПКГО, на основании акта приема-передачи ИТП-6 как сложная вещь была передана в аренду ПАО «Камчатскэнерго». В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время указанный объект находится в аренде у ПАО «Камчатскэнерго», которое осуществляет его эксплуатационное обслуживание.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Правила №) тепловой пункт представляет собой комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Центральный тепловой пункт это тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий.
Таким образом, эксплуатация объекта недвижимости ИТП-6 по назначению возможна при условии присоединения расположенных в нем тепловых установок к тепловой сети.
В соответствии с вышеуказанными Правилами тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.
Трубопровод от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313 (ИТП-6), рег.№-С является устройством тепловой сети, а расположенное в тепловых пунктах тепловое оборудование и устройства тепловой сети являются элементами тепловых энергоустановок.
С учетом изложенного, а также учитывая, что под термином «тепловая энергоустановка» понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя, при разрешении дела в числе прочего подлежат применению Правила №, в соответствии с которыми под термином «эксплуатация» понимается период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервация.
Эксплуатация ПАО «Камчатскэнерого» (ранее ОАО «Камчатскэнерго») трубопровода от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313 (ИТП-6), рег.№-С свидетельствует назначение из числа работников филиала Камчатский ТЭЦ ПАО «Камчатскэнерго» лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию данного трубопровода, что является необходимым мероприятием по организации эксплуатации тепловых энергоустановок в соответствии с п.п. 2.1.2 и 2.2.2 Правил №, производство Обществом периодических осмотров трубопровода, сопряженных с проведением гидравлических испытаний и наружного осмотра, что в соответствии с разделом 2.6 Правил № является необходимым условием обеспечения безопасности эксплуатации тепловых энергоустановок, оформление и использование в работе технических паспортов тепловых сетей, в том числе указанного трубопровода (обязательное мероприятие в соответствии с п. 2.8.1 Правил №.
Кроме того, трубопровод от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313 (ИТП-6), рег.№-С включен в сведения, характеризующие опасный производственный объект -«Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», per.№ А75-00294-0045, владельцем которого является ОАО (ПАО) «Каматскэнерго».
Несмотря на то что, на момент рассмотрения дела в суде, указанный объект из перечня сведений ОПО исключен, ПАО «Камчатскэнерго» являлось организацией, фактически эксплуатирующей данный участок тепловых сетей (на момент выявления административного правонарушения). С учетом того, что деятельность по эксплуатации трубопровода от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313 (ИТП-6), рег.№-С с учетом его производственных характеристик соответствует критериям, указанным в п. 3 ФНП, а в соответствии с п. 5 ФНП требования данных норм и правил обязательны для исполнения Обществом при осуществлении эксплуатации трубопровода.
Также при рассмотрении дела защитниками указывалось, что Обществом в процессе обеспечения теплоснабжением жилого дома по <адрес> выполняет некоторые мероприятия, проводит опресовку, чинит не значительные повреждения, что также свидетельствует об эксплуатации Обществом трубопровода от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313 (ИТП-6), рег.№-С.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также особенности работ, связанных с изменением схемы прокладки подземного участка тепловой сети, а также с изменением точки присоединения трубопровода к тепломагистрали ТМ-3, учитывая подтвержденные представленными доказательствами факты производства регулярных осмотров трубопроводов, изменение схемы прокладки трубопровода, а также изменение точки врезки в тепломагистраль, являющуюся собственностью ПАО «Камчатскэнерго», не могли быть неочевидными для Общества. Указанные работы не могли быть выполнены без ведома ПАО «Камчатскэнерго».
В связи с изложенным, остальные доводы защиты в данной части, также не могу признать состоятельными.
Вместе с тем, как было установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами истребованного дела №к-10, в отношении ПАО «Камчатскэнерго» была проведена внеплановая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство серии АВ №, per. № A75-00294-0045).
По итогам проверки в отношении Общества 01 марта и ДД.ММ.ГГГГ были составлены два протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Основанием для составления протокола №к-10 от ДД.ММ.ГГГГ послужило то, что Общество эксплуатировало ОПО «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство серии АВ №, per. № A75-00294-0045) с нарушением требований промышленной безопасности.
Основанием для составления протокола №к-11 от ДД.ММ.ГГГГ (настоящее дело) послужило то, что Общество эксплуатировало трубопровод от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, рег.№-С, входящего в состав ОПО «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство серии АВ №, per. № A75-00294-0045) с нарушением требований промышленной безопасности.
Трубопровод от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, рег.№-С, входит в состав ОПО «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», per.№ A75-00294-0045.
События правонарушений, описанных в указанных протоколах, были выявлены в рамках одной проверки, квалифицируются по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следовательно, образуют единый состав административного правонарушения и одно событие правонарушения – эксплуатация ОПО «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство серии АВ №, per. № A75-00294-0045) с нарушением требований промышленной безопасности, то есть являются одним правонарушением, за которое должно быть назначено одно наказание.
В связи с чем, прихожу к выводу, что в составленном в отношении Общества протоколе об административном правонарушении №к-11 от ДД.ММ.ГГГГ, указано событие правонарушения, за которое ДД.ММ.ГГГГ в отношение Общества уже был составлен протокол №к-11.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «Камчатскэнерго», за эксплуатацию опасного производственного объекта «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство серии АВ №, per.№ A75-00294-0045) магистрального трубопровода № с нарушениями требований ч. 5 ст. 2, абз.абз. 7, 9 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п. 88, 218, 224 ФНП и п.п. 4, 20 РД 03-19-2007, было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанное постановление ПАО «Камчатскэнерго» ни кем не обжаловалось, в связи с чем, вступило в законную силу.
Следовательно, ПАО «Камчатскэнерго» вступившим в законную силу постановлением от ДД.ММ.ГГГГ уже было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за эксплуатацию с нарушением правил промышленной безопасности ОПО «Участок трубопроводов теплосети КТЭЦ», per.№ A75-00294-0045, в состав которого входит, в том числе и трубопровод от УТП-1 до выходных запорных задвижек (включая их) до центрального теплового пункта ЦТП-313, рег.№-С.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу требований п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» прекратить, на основании требований п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская