ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-471/2022 от 28.01.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2021-016621-76

Дело № 5-471/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

28 января 2022 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., при секретаре Душевской К.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика - ОАО «Российский железные дороги», (ИНН **, ОГРН **, зарегистрированного в качестве юридического лица **.**.2003 Межрайонной ИФНС России № 39 по г. Москве), находящееся по адресу: , ранее привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

21.08.2021 в 22:01 в составе поезда № 2621 (1800-501-1131) прибыл железнодорожный вагон (цистерна), № 51725588. В этот же день в 23 ч. 30 мин. в таможенный орган – 10209140 т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни, для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: оригинал накладной № 31196770 от 04.08.2021, декларация на товары № 10006060/300721/0076151, таможенная декларация на транспортное средство №10209140/210821/205000598 от 21.08.2021, согласно которым в цистерне № 51725588 перемещается товар – «масло индустриальное всесезонное на минеральной основе для применения в машинах и механизмах промышленного назначения», (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710198400). Общее количество грузовых мест товара – 0 (наливом), общий вес брутто заявленного товара – 59417,00 кг, вес нетто заявленного товара – 59417,00 кг.

В ходе таможенного досмотра транспортного средства с участием специалиста-кинолога со служебной собакой, во внутренней полости сливного прибора ж/д цистерны № 51725588, выявлен незаконно перемещаемый товар сигареты с фильтром в твердых пачках. Пачки полимерной пленкой черного цветов сформированы в 1 сверток цилиндрической формы, содержащий 166 пачек сигарет именно: «Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках бело- золотой расцветки, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: «NZ Gold; 20 сигарет с фильтром (энзед голд), продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО Гродненская табачная фабрика "Неман", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, www.tabak.by, Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества. Страна происхождения - Республики Беларусь». Общее количество: 1 сверток, или 166 пачек, или 3320 сигарет.

В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ товар:

- «Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках бело- золотой расцветки, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: " NZ Gold; 20 сигарет с фильтром (энзед голд), продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО Гродненская табачная фабрика "Неман", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, www.tabak.by, Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества. Страна происхождения - Республики Беларусь», в количестве 166 пачек, или 3320 сигарет, общий вес брутто – 2,910 кг, изъят и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской таможни (<...> д 62-А).

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Представитель Псковской таможни ФИО1 полагала вину юридического лица доказанной совокупностью представленных в дело доказательств, просила назначать перевозчику административное наказание в пределах санкции статьи.

Защитник ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменную позицию, в которой считал неверным довод таможни о том, что у перевозчика имелась возможность произвести оценку обстоятельств и исполнить обязанность, установленную статьей 89 ТК ЕАЭС - сообщить таможенному органу при убытии с таможенной территории ЕАЭС достоверные сведения о весе товара, количестве грузовых мест и наименованию, поскольку у перевозчика не возникло сомнений относительно заявленных отправителем сведений о товаре в товаросопроводительных документах, а на вагоны в соответствии с накладными были наложены пломбы грузоотправителя. Товаросопроводительные документы были оформлены грузоотправителем, погрузка вагона и наложение ЗПУ производилось на территории грузоотправителя собственными силами, без привлечения работников ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» в погрузочных мероприятиях не участвовало, а соответственно реальной возможности убедиться в достоверности указанных в железнодорожных документах сведений не имело. Перевозка груза по указанным в протоколе накладным осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении, участниками которого являются Россия и Нидерланды, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению СМГС. Полагал, что в действиях перевозчика отсутствует состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем просил суд прекратить производство по делу.

Заслушав представителя Псковской таможни ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с п. 26. ч. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) «перевозчик» - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров.

В соответствии с п.п. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 88. ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в следующие сроки: в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 1 часа с момента доставки товаров в место прибытия, а в случае доставки товаров в место прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа.

Согласно п.1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа перевозчик представляет следующие документы и сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах).

Таким образом, при осуществлении таможенного контроля выявлено, что перевозчиком нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС относительно предоставления Таможенному органу Российской Федерации достоверных сведений о наименовании товара, при убытии с таможенной территории ЕАЭС.

Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.

Таким образом, перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» нарушены требования, установленные ст. ст. 89, 92 ТК ЕАЭС относительно предоставления таможенному органу достоверных сведений о наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС.

Судом установлено, что 21.08.2021 в 22:01 в составе поезда № 2621 (1800-501-1131) прибыл железнодорожный вагон (цистерна), № 51725588. В этот же день в 23 ч. 30 мин. в таможенный орган – 10209140 т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни, для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: оригинал накладной № 31196770 от 04.08.2021, декларация на товары № 10006060/300721/0076151, таможенная декларация на транспортное средство №10209140/210821/205000598 от 21.08.2021, согласно которым в цистерне № 51725588 перемещается товар – «масло индустриальное всесезонное на минеральной основе для применения в машинах и механизмах промышленного назначения», (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710198400). Общее количество грузовых мест товара – 0 (наливом), общий вес брутто заявленного товара – 59417,00 кг, вес нетто заявленного товара – 59417,00 кг.

В ходе таможенного досмотра транспортного средства с участием специалиста-кинолога со служебной собакой, во внутренней полости сливного прибора ж/д цистерны № 51725588, выявлен незаконно перемещаемый товар сигареты с фильтром в твердых пачках. Пачки полимерной пленкой черного цветов сформированы в 1 сверток цилиндрической формы, содержащий 166 пачек сигарет именно: «Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках бело-золотой расцветки, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: «NZ Gold; 20 сигарет с фильтром (энзед голд), продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО Гродненская табачная фабрика "Неман", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, www.tabak.by, Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества. Страна происхождения - Республики Беларусь». Общее количество: 1 сверток, или 166 пачек, или 3320 сигарет.

В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ товар:

- «Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках бело- золотой расцветки, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: " NZ Gold; 20 сигарет с фильтром (энзед голд), продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО Гродненская табачная фабрика "Неман", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, www.tabak.by, Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества. Страна происхождения - Республики Беларусь», в количестве 166 пачек, или 3320 сигарет, общий вес брутто – 2,910 кг, изъят и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской таможни (<...> д 62-А).

Согласно протоколу опроса заместителя начальника ж/д станции «Себеж» ФИО2 от 09.09.2021, за предоставление правильной информации, в соответствии с СМГС, ответственность несет отправитель; осмотр вагонов под погрузку осуществляется на станции отправления; при осмотре цистерны №51725588 нарушений выявлено не было, по результатам осмотра никакие документы не составлялись.

23.09.2021 опрошен СГТИ кинологического отдела Псковской таможни ФИО3, который пояснил, что доступ к сливной горловине железнодорожного вагона № 51725588 (цистерны) не ограничен, их открытие происходит без использования каких-либо специальных инструментов, в результате чего работники ОАО «РЖД» могли самостоятельно выявить перемещаемый товар «сигареты».

23.09.2021 опрошен ВИ ОТД т/п ЖДПП Посинь ФИО4, который пояснил, что ранее, 22.08.2021, в ходе проведения комиссионного осмотра состава поезда должностными лицами таможенного поста было установлено, что на каждом резьбовом штоке крышек сливных горловин присутствовали свежие следы откручивания крышек сливных горловин, выражавшиеся в отсутствии пыли, технического масла и присутствия свежих царапин, что свидетельствовало о незаконном проникновении во внутренние технологические полости; в результате таможенного досмотра во внутренних полостях сливных приборов вагона-цистерны №51725588 были выявлены три свертка цилиндрической формы из черной полимерной пленки, в которых находились пачки с сигаретами “NZ GOLD” по 166 шт. в каждом свертке.

Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «Российские железные дороги» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо оттого, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства и место принятия ОАО «Российские железные дороги» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки.

Вместе с тем, в случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.

Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей, действий контрагентов (отправителя товара), поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер, в данном случае на перевозчика – ОАО «Российские железные дороги», который должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара, его представителей.

Указанным правом ОАО «Российские железные дороги» не воспользовалось. Документы, свидетельствующие о мерах, принимаемых ОАО «Российские железные дороги» для недопущения установленных нарушений, в материалах дела отсутствуют, ОАО «Российские железные дороги» не представлено. Напротив, из обстоятельств дела следует, что общество приняло товар к перевозке, без какой-либо проверки сведений о нем.

Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточной степени заботливости ОАО «Российские железные дороги» о соблюдении требований таможенного законодательства, а, следовательно, и о наличии вины в действиях ОАО «Российские железные дороги».

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» нарушен порядок предоставления сведений о наименовании товара в товаросопроводительных документах при убытии с таможенной территории ЕАЭС.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в предоставлении товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина перевозчика ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: железнодорожная накладная (СМГС) № 31196770 от 04.08.2021, акт таможенного досмотра (АТД № 10209140/230821/000167), протокол изъятия от 24.08.2021, протокол опроса ФИО2, протокол опроса ФИО4, протокол опроса ФИО3, и другими материалами, находящимися в деле об административном правонарушении.

Доводы перевозчика об отсутствии у него реальной возможности убедиться в достоверности указанных в железнодорожных документах сведений в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и не могут быть приняты во внимание, поскольку сигареты были обнаружены сотрудниками Псковской таможни в неопломбированной ЗПУ части вагона, а также ранее перевозчик неоднократно был предупрежден о возможности возникновения такого рода обстоятельств.

Принимая во внимание указанное, в действиях ОАО «Российские железные дороги» усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в перемещении товаров через таможенную границу РФ с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведений о наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

При разрешении вопроса о виде наказания юридическому лицу, суд исходит из следующего.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перевозчик ОАО «Российские железные дороги» ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

С учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд, считает необходимым назначить перевозчику административное наказание в виде административного штрафа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу пункта 3 части 1 статьи 18 указанного Федерального закона табачные изделия, находящиеся в незаконном обороте, подлежат изъятию из незаконного оборота и уничтожению в установленном порядке.

Таким образом, изъятая ОАО «Российские железные дороги» табачная продукция, подлежит уничтожению.

Издержки по делу отсутствуют.

Руководствуясь ч. 3 ст. 16.1, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать перевозчика - ОАО «Российский железные дороги», (ИНН **, ОГРН **, зарегистрированного в качестве юридического лица **.** Межрайонной ИФНС России № 39 по г. Москве), находящееся по адресу: , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 (Пятьдесят пять тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: МО УФК (ФТС России).

Получатель: ИНН – <***>; КПП – 773001001.

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва // МО УФК Москва.

БИК: 024501901; номер счета 03100643000000019502; номер лицевого счета <***>; ОКТМО 45328000; код таможенного органа 10209000; КБК (штраф) 15311601161010000140; КБК (издержки) 15311302991016000130; назначение платежа оплата штрафа по делу об АП № 5 - 471/2022.

В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, (документ об оплате штрафа может быть представлен в Псковский городской суд (каб. 14, 1 этаж) и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Изъятый в ходе административного расследования товар, являющийся предметом административного правонарушения, помещенный на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской таможни (<...> д 62-А):

- «Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках бело- золотой расцветки, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: " NZ Gold; 20 сигарет с фильтром (энзед голд), продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО Гродненская табачная фабрика "Неман", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, www.tabak.by, Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества. Страна происхождения - Республики Беларусь», в количестве 166 пачек, или 3320 сигарет, общий вес брутто – 2,910 кг.- уничтожить.

Обязать Псковскую таможню передать вышеуказанный товар, являющийся предметом административного правонарушения, в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях для исполнения.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Срок предъявления к исполнению 2 года.

Судья М.В. Новикова