Дело № 5-472/2022г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 марта 2022 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Надбитова Г.П., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО6, ОГРН <***>, ИНН <***>, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
У С Т А Н О В И Л :
14 февраля 2022г. в 11 час. в кафе «Тандырная», расположенном на 1 этаже торгового центра «Гранд» по адресу: <...> индивидуальный предприниматель ФИО6 (далее ИП ФИО6) незаконно привлекла к трудовой деятельности иностранного гражданина – гражданку Узбекистана ФИО1, не имеющую разрешение на работу либо патент, предусмотренные ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в качестве подсобного рабочего по заготовке овощей и уборке помещения.
ИП ФИО6 просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, строго не наказывать и назначить административный штраф с учетом ст. 4.1 КоАП РФ, так как имеет на иждивении несовершеннолетнего сына ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, которого воспитывает фактически одна, отец ребенка материальную помощь оказывает нерегулярно. Кафе она арендует, ежемесячная арендная плата составляет 80 тыс. руб.; кроме этого, несет расходы на оплату коммунальных услуг и оплату труда работников (заявление от 15 марта 2022г.).
Представитель ОИК УВМ МВД России по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что вина ИП ФИО6 установлена и подтверждается следующими доказательствами.
Протоколом об административном правонарушении 08 РК № 002166, из которого следует, что инспектор по ОП ОИК УВМ МВД по РК ФИО7 в 11 час. 14 февраля 2022г. установил, что индивидуальный предприниматель ФИО6 незаконно привлекла к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего по заготовке овощей и уборке помещения иностранного гражданина – гражданку Узбекистана ФИО1, не имеющую разрешение на работу либо патент, предусмотренные ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115);
Объяснением ИП ФИО6 от 14 февраля 2022г., из которого следует, что она является индивидуальным предпринимателем, в конце апреля 2021г. открыла кафе «Тандырная» на 1 этаже торгового центра «Гранд» по адресу: <...> кафе на постоянной основе работает персонал из трех человек: кассир, повар и помощник повара, выполняющий также функции разнорабочего, осуществляющего чистку овощей и уборку помещения. На основании трудового договора от 10 февраля 2022г. у нее работают гражданка Узбекистана ФИО3 и гражданки Туркеминстана ФИО4 и ФИО5, студентки Калмыцкого государственного университета. Последние, в связи с учебным процессом, не осуществляют работу ежедневно, а работают 2-3 раза в неделю, в свободное от учебы время, периодически заменяя друг друга. А ФИО3, имея патент, осуществляет работу ежедневно, осуществляя функции повара. В связи с чем, ей часто приходится искать персонал для подработки. 13 февраля 2022г. ФИО5 предупредила ее о том, что 14 февраля 2022г. не выйдет на работу. В связи с чем, она попросила ФИО3 найти ей человека для подработки, та порекомендовала свою соседку ФИО1; у которой она, в ходе беседы, уточнила про документ для работы. ФИО1 пояснила, что документы, а именно патент, будет готов 14 февраля 2022г., поэтому она и дала согласие на работу в кафе. 14 февраля 2022г. ФИО1 вышла на работу, ее документы она не проверила, т.к. в этот день в кафе не пришла, из-за плохого самочувствия;
выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о внесении 30 апреля 2021г. записи о государственной регистрации ФИО6 в качестве индивидуального предпринимателя ФИО8 <***>;
уведомлением о постановке физического лица ФИО6 на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ от 30 апреля 2021г. № 599237218;
постановлением по делу об административном правонарушении 08 РК 002164 от 14 февраля 2022г., из которого следует, что ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, – за осуществление трудовой деятельности 14 февраля 2022г. в 11 часов в качестве разнорабочей в кафе «Тандырная», расположенном на 1 этаже торгового центра «Гранд» по адресу: <...> и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей;
объяснением ФИО1 от 14 февраля 2022г., из которого следует, что 14 февраля 2022г. она вышла на подработку в кафе «Тандырная» в качестве разнорабочей; о том, что осуществление трудовой деятельности без разрешения либо патента является нарушением миграционного законодательства знала, но думала, что ее патент готов к выдаче.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Законом № 115.
На основании части 1 статьи 13.3 Закона № 115 работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона № 115 работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно п. 1 статьи 2 Закона № 115 разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В судебном заседании установлены фактические обстоятельства совершения индивидуальным предпринимателем ФИО6 административного правонарушения.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО6 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Основания, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлены.
Признание ИП ФИО6 вины суд учитывает как обстоятельство, смягчающее наказание.
По ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
ИП ФИО6 включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по категории «микропредприятие» с 10 мая 2021г.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014г. № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013г. № 1-П).
Суд полагает, что данный принцип применим и к индивидуальным предпринимателям, когда нижняя граница административных штрафов для них за совершение административных правонарушений составляет как минимум двадцать пять тысяч рублей.
Таким образом, с учетом характера административного правонарушения, совершенного в период действия ограничительных мер, в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в г. Элисте Республики Калмыкия, наличия на иждивении малолетнего ребенка и в целях исключения избыточного ограничения прав субъекта малого предпринимательства, суд считает возможным снизить размер штрафа до 12 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать индивидуального предпринимателя ФИО6, ОГРН <***>, ИНН <***>, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 12 500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.
Административное наказание в виде штрафа подлежит оплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Республике Калмыкия (Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия); Наименование банка получателя: Отделение – НБ Республики Калмыкия/УФК по Республике Калмыкия; Казначейский счет: 03100643000000010500; расчетный счет: <***>; ИНН <***>; КПП 081 601 001, БИК 018580010; ОКТМО 85701000; КБК 18811601181019000140.
Разъяснить индивидуальному предпринимателю ФИО6, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Предупредить индивидуального предпринимателя ФИО6, что согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня получения копии постановления через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья Надбитова Г.П.
В окончательной форме постановление суда изготовлено 20 марта 2022г.