ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-472/2023 от 30.11.2023 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 04MS0036-01-2023-004462-23

Дело № 5-472/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 ноября 2023г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Гоге А.А., *** г.р., урож. <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, предусмотренного ст. 15.15.3 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 31.08.2023г. в ходе проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2022г. в Федеральном дорожном агентстве установлено нарушение главным распорядителем и получателем средств бюджета – Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, которому предоставлены межбюджетные трансферы, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

В соответствии с положениями статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 132 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе третьим абзацем статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 130 БК РФ).

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 50 сентября 2014 г. ... (далее - Правила ...).

Согласно пункту 1 Правил ... настоящими Правилами устанавливаются общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления определенного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из генерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам -производства и переработки сельскохозяйственной продукции, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета определены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях от ***... (приложение ...), (далее - Правила ...).

Согласно пункту 4.1 статьи 132 БК РФ, пункту 9 Правил ... и пункту 34 Правил ... предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании соглашений, которые заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Правил ... соглашение, в том числе должно содержать:

- обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий;

- сроки и порядок представления в системе «Электронный бюджет» отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации;

- указание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения со стороны субъекта Российской Федерации и представлению отчетности;

- ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

Согласно пункту 38 Правил ... ответственность за достоверность представляемых главному распорядителю средств федерального бюджета сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на органы исполнительной власти.

*** Росавтодором и Правительством Республики Бурятия заключено соглашение ... о предоставлении из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Республики Бурятия субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к объектам, объектам агропромышленного комплекса, обеспечивающим создание новых рабочих мест, расположенным (планируемым к созданию) на сельских территориях, или к автомобильным дорогам общего пользования с целью обеспечения доступа автомобильного транспорта к объектам, расположенным «планируемым к созданию) на сельских территориях, объектам агропромышленного комплекса, обеспечивающим создание новых рабочих мест (далее - Соглашение 034).

Пунктом 4.3.6 Соглашения 034 определена обязанность Министерства обеспечивать представление в Росавтодор в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет») отчеты о (об):

- расходах бюджета Республики Бурятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению ... к Соглашению 034, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным годом;

- достижении значений результатов по форме согласно приложению ... к Соглашению 034, являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодные отчеты - не позднее 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом);

- исполнении графика выполнения мероприятий не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором была получена субсидия по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по форме согласно приложению ... к Соглашению 034, являющемуся его неотъемлемой частью.

Пунктом 4.3.3 Соглашения 034 определена обязанность Министерства обеспечивать достижение до *** значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением ... к Соглашению 034, являющимся его неотъемлемой частью, «Построены реконструированы) и отремонтированы автомобильные дороги на сельских территориях, километров» протяженностью 25 км (Строительство автомобильной дороги «Подъезд от автомобильной дороги <адрес> Республики Бурятия» протяженностью 15 км, Строительство подъезда к <адрес>, от автомобильной дороги <адрес>

Соглашением 034 предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета в сумме 409,75 млн. рублей, в том числе в 2022 году в сумме 163,9 млн. рублей, в 2023 году в сумме 245,8 млн.рублей.

Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий развития транспортной инфраструктуры на сельских территориях в рамках Соглашения 034 в общем объеме 436,3 млн. рублей, в том числе 163,9 млн. рублей на 2022 год, 245,8 млн. рублей на 2023 год и 26,6 млн. рублей на 2024 год, были доведены Росавтодором бюджету Республики Бурятия расходным расписанием от ***....

В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения 034 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Росавтодором, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения 034 и представление отчетности, является Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия.

В соответствии со статьями 158, 162, а также пунктом 3 статьи 219 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе как получатель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Таким образом, на основании данного уведомления Министерству как главному распорядителю бюджетных средств разрешено распределять распорядителям и получателям бюджетных средств (в том числе и себе как получателю бюджетных средств), бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования, или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи, в установленных уведомлением пределах.

Соответственно на Министерство, в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии, возложена обязанность по достижению результатов представления субсидии до конца финансового года и по представлению в Федеральное дорожное агентство достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием. Однако вследствие неправомерного бездействия данные требования Министерством не исполнены.

В нарушение пункта 4.3.6 Соглашения 034 Министерством не обеспечено представление в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на *** и *** и отчет о достижении значений результатов использования субсидии по Достоянию на ***.

Отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительств:

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 66 дней;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 5 дней;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 71 день;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 41 день;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 10 дней.

Отчет о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 21 день.

В нарушение пункта 4.3.4. Соглашения 034 Министерством на января 2023 года не обеспечено исполнение в 2022 году графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, согласно Приложению ... к Соглашению 034, являющимся его неотъемлемой частью, согласно которому техническая готовность по каждому объекту по состоянию на *** должна составить 40 %.

Согласно отчету об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества по состоянию на *** от ***, представленному Министерством в Росавтодор в ГИИС «Электронный бюджет», фактическое значение на *** по объекту «Строительство автомобильной дороги «Подъезд от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к <адрес> Республики Бурятия» составила 18,79 %, по объекту <адрес> - 2,86 %.

Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения 034 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия, на который возложены функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения 034 и предоставление отчетности, определено Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия.

Таким образом, невыполнение Министерством обязательств, предусмотренных Соглашением 034, по достижению установленных значений технической готовности и необеспечение своевременного представления в Федеральное дорожное агентство в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на ***, на *** и отчетов об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, по состоянию на ***, на ***, на ***, на ***, на ***, на *** и на *** является грубым нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, непосредственно влияющее на финансово-бюджетный контроль за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета со стороны Министерства, принятие федеральным органом исполнительной власти надлежащих управленческих решений.

Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Положения о Министерстве по развитию - транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ***..., Министерство возглавляет министр, который осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий.

Указом Главы Республики Бурятия от ***... на должность министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия назначен Гоге А.А.

Таким образом, именно на Гоге А.А. как министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия возложена персональная ответственность за надлежащее исполнение условий Соглашения 034, а также соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе в части обеспечения достижения установленных значений технической готовности, а также соблюдения сроков предоставления соответствующей отчетности.

В судебное заседание привлекаемое лицо Гоге А.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие.

Представитель Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия ФИО3 суду сообщила, что в ходе производства работ выявилась необходимость включения дополнительных карьеров ф федеральный реестр министерства природы РФ и отвода карьеров инертных материалов, что отразилось на отставании в графике выполнения работ. В настоящее время согласовываются с министерством сельского хозяйства Российской Федерации проект дополнительного соглашения о внесении изменений в Соглашение в части технической готовности. 28.04.2023г. от Минсельхоза России поступил ответ, согласно которому уровень технической готовности по итогам 2022 года по переходящим объектам 2022-2023 годов не является показателем результата использования субсидии. Учитывая, что ранее министр не привлекался к административной ответственности по однородному правонарушению, а также принимая во внимание отсутствие тяжких последствий, представитель министра просит прекратить производство в связи с малозначительностью допущенного правонарушения.

Представитель Счетной палаты Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

Исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается привлекаемым лицом то, что Гоге А.А., будучи Министром по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, в нарушение пункта 4.3.6 Соглашения 034 не обеспечено представление в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на *** и *** и отчет о достижении значений результатов использования субсидии по Достоянию на ***.

Отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительств:

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 66 дней;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 5 дней;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 71 день;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 41 день;

по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 10 дней.

Отчет о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на *** представлен в Росавтодор ***, т.е. с нарушением установленного срока на 21 день.

Также в нарушение пункта 4.3.4. Соглашения 034 Министерством на января 2023 года не обеспечено исполнение в 2022 году графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, согласно Приложению ... к Соглашению 034, являющимся его неотъемлемой частью, согласно которому техническая готовность по каждому объекту по состоянию на *** должна составить 40 %.

Согласно отчету об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества по состоянию на *** от ***, представленному Министерством в Росавтодор в ГИИС «Электронный бюджет», фактическое значение на *** по объекту «Строительство автомобильной дороги «Подъезд от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к <адрес> Республики Бурятия» составила 18,79 %, по объекту «Строительство подъезда к <адрес> от автомобильной дороги Дутулур-Утата - <адрес> Республики Бурятия протяженностью 10 км)» - 2,86 %.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о виновности Гоге А.А. и квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ***... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.

По мнению суда, с учетом характера и обстоятельств административного правонарушения, суд полагает, что совершенное административное правонарушение каких-либо тяжких последствий за собой не повлекло и существенного нарушения охраняемых общественных отношений не представляет, ущерба интересам общества или государства не причиняет.

Поэтому суд признает совершенное Гоге А.А. правонарушение малозначительным и полагает, что, применительно к существу и обстоятельствам указанного правонарушения, объявление последнему устного замечания соответствует целям и задачам административного производства, а также способствует профилактике подобных правонарушений.

Руководствуясь ст. 29.9. КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

Гоге А.А., *** г.р., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.

Объявить Гоге А.А. устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения.

Изготовлено в окончательной форме ***.

Судья О.В. Мотошкина