Дело № 5-4730/2020
УИД 35RS0010-01-2020-016529-96
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Вологда |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Мотивированное постановление изготовлено 16 декабря 2020 года.
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Бондаренко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
установил:
В рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 1449-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2020 года № 473 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» 30 июня 2020 года между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Вологодской области заключено соглашение №, в соответствии с которым бюджету Вологодской области из федерального бюджета предоставлен иной межбюджетный трансферт размером 78 351 300 руб., целевым назначением которого является реализация в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».
В целях освоения средств межбюджетного трансферта и реализации мероприятия федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» в государственную программу Вологодской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 № 1228, внесены соответствующие изменения, которыми предусмотрена субсидия региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на обеспечение части затрат, возникших в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Субсидия).
Одновременно с этим указанным постановлением от 22 октября 2012 года № 1228 утвержден Порядок предоставления из бюджета Вологодской области Субсидии, которым определены соответствующие правила подачи заявки на получение Субсидии, требования к получателям субсидии, правила рассмотрения заявок, заключения соглашения о предоставлении субсидии, его исполнения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка главным распорядителем средств Субсидии является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Департамент).
Согласно пункта 3 Порядка Субсидия предоставляется региональным операторам в соответствии с условиями, предусмотренными Порядком, на обеспечение части затрат региональных операторов, возникших не ранее 28 марта 2020 года в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с необходимостью обеспечения непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом в соответствии с абзацем пятым пункта 15 Порядка Субсидия подлежит перечислению региональному оператору ежемесячно в размере, не превышающем 1/3 объема средств, предусмотренного Соглашением, и при условии предоставления региональными операторами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение месяца, в котором региональные операторы осуществили соответствующие затраты.
В соответствие с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проверкой прокуратуры области установлено, что на основании заявки, представленной 30 июля 2020 года ООО «АкваЛайн» в соответствии с Порядком, между Департаментом в лице заместителя начальника Департамента ФИО2 и ООО «АкваЛайн» 20 августа 2020 года заключено соглашение № о предоставлении из бюджета Вологодской области субсидии на возмещение затрат (неполученных доходов) в связи с оказанием услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения размер Субсидии ООО «АкваЛайн» составил 47 307 000 рублей. К заявке на получение Субсидии ООО «АкваЛайн», в том числе представлены документы, подтверждающие его расходы как регионального оператора в течение апреля - июня 2020 года.
В соответствии с абзацем пятым пункта 15 Порядка, пункта 3.3 соглашения от 20 августа 2020 № Субсидия подлежала перечислению ООО «АкваЛайн» ежемесячно в размере, не превышающем 1/3 объема средств, предусмотренного Соглашением. Поскольку размер Субсидии составил 47 307 000 рублей, денежные средства ООО «Аквалайн» подлежали перечислению ежемесячно 3 равными платежами на сумму 15 769 000 рублей.
Однако, как установлено проверкой, средства Субсидии в размере 15 769 000 рублей ООО «АкваЛайн» Департаментом перечислены 01 сентября 2020 года платежным поручением от 31 августа 2020 года №, 24 сентября 2020 года платежным поручением от 23 сентября 2020 года №, 14 октября 2020 года платежным поручением от 12 октября 2020 года №.
Соответственно, в сентябре 2020 года Субсидия ООО «АкваЛайн» Департаментом перечислена дважды (01 сентября 2020 года и 24 сентября 2020 года) на сумму 31 538 000 рублей, т.е. в размере 2/3 от общей суммы Субсидии, что в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации противоречит абзацу пятому пункта 15 Порядка, подпункту 3.3 соглашения № от 20 августа 2020 года.
В соответствии с должностным регламентом от 12 мая 2020 года заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области координирует и контролирует деятельность Департамента в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (пункт 4.8), организует и обеспечивает от имени Департамента оказание государственных услуг, а также государственных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области, административными регламентами и порядками в рамках компетенции Департамента (пункт 4.17), участвует в заключении соглашений с региональными операторами по обращению с ТКО (пункт 4.39), несет персональную ответственность за решение вопросов, отнесенных к ведению Департамента (пункт 5.3).
Во взаимоотношениях с ООО «АкваЛайн» заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 представляет интересы Департамента как предоставителя (распорядителя) Субсидии.
Действия заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому задержка в перечислении первой части субсидии, которая должна была быть перечислена в августе 2020 года, произошла из-за трудностей оформления документации. В период с 24 августа по 06 сентября 2020 года находилась в отпуске, не знала о том, что субсидия перечислена не в августе, а в сентябре 2020 года. Просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Пояснила, что перечисление субсидии помогло избежать мусорного коллапса.
В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Вологодской области ФИО1 обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтвердила, возражала против прекращения производство по делу в связи с малозначительностью.
Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Оценив объяснения заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 ноября 2020 года, соглашение о предоставлении из бюджета Вологодской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения) – производителю услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной части зоне Вологодской области от 20 августа 2020 года №, платежные поручения от 31 августа 2020 года №, от 23 сентября 2020 года №, от 12 октября 2020 года № и все материалы дела в их совокупности, нарушений при оформлении которых допущено не было, прихожу к выводу, что они объективно подтверждают вину заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, поскольку она нарушила условия предоставления субсидии.
Довод о том, что платежное поручение было сформировано 31 августа 2020 года, не принимаю во внимание, поскольку правовое значение имеет только дата перечисления субсидии. В данном случае субсидия была перечислена в сентябре дважды: 01 и 24 сентября 2020 года. Нахождение в отпуске в период с 24 августа по 06 сентября 2020 не исключает вины ФИО2, так как, выйдя из отпуска, она, как должностное лицо, ответственное за предоставление субсидий, должна была проверить дату перечисления первой части субсидии и, установив, что перечисление имело место в сентябре 2020 года, принять меры к решению вопроса о перечислении второй части субсидии в октябре 2020 года, что сделано не было.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 апреля 2008 года № 248-О-О, из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, действия заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 не представляли существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку предоставление субсидий ООО «Аквалайн» позволило избежать мусорного коллапса в Вологодской области, а задержка в перечислении первой части субсидии произошла не по вине заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2, учитывая также, что ФИО2 ранее не привлекалась к административной ответственности, прихожу к выводу, что в данном случае назначение административного наказания не будет отвечать целям административного наказания, имеются все основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ, освобождения заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 от административной ответственности с объявлением ей устного замечания.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 прекратить.
Освободить заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО2 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и объявить ей устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10-и дней с момента получения.
Судья Е.В. Бондаренко