ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4731/20 от 28.12.2020 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 5-4731/2020

УИД 35RS0010-01-2020-016530-93

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Вологда 28 декабря 2020 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Гарыкина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 нарушила условия предоставления субсидии. Правонарушение совершено 20.08.2020 по адресу: <...> при следующих обстоятельствах:

В рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 № 1449-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 473 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология», 30.06.2020 между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Вологодской области заключено соглашение , в соответствии с которым бюджету Вологодской области из федерального бюджета представлен иной межбюджетный трансферт размером 78 351 300 руб., целевым назначением которого является реализация в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».

В целях освоения средств межбюджетного трансферта и реализации мероприятия федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» в государственную программу Вологодской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1228, внесены соответствующие изменения, которыми предусмотрена субсидия региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на обеспечение части затрат, возникших в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Субсидия).

Одновременно с этим указанным постановлением от 22.10.2012 № 1228 (в ред. от 27.07.2020) утвержден Порядок предоставления из бюджета Вологодской области рассматриваемой Субсидии, которым определены соответствующие правила подачи заявки на получение Субсидии, требования к получателям субсидии, правила рассмотрения заявок, заключения соглашения о предоставлении субсидии, его исполнения (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка главным распорядителем средств Субсидии является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Департамент).

Согласно п. 3 Порядка, Субсидия предоставляется региональным операторам в соответствии с условиями, предусмотренными Порядком, на обеспечение части затрат региональных операторов, возникших не ранее 28 марта 2020 года в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с необходимостью обеспечения непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 8 Порядка установлены требования, которым региональный оператор на дату подачи заявки на предоставление субсидии должен соответствовать, а именно:

не иметь неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

не иметь просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Вологодской области;

не находиться в процессе лишения статуса регионального оператора, реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

не являться иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении такого юридического лица (далее - офшорные компании) (указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, не вправе являться получателями указанных средств);

не являться получателем средств из бюджета Вологодской области в соответствии с иными нормативными правовыми актами области на цели, указанные в названном Порядке.

При этом в силу п. 13 Порядка, несоответствие регионального оператора требованиям, установленным п. 8 Порядка, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении Субсидии.

В ходе проведенной прокуратурой Вологодской области проверки установлено, что на основании заявки ООО «АкваЛайн» от 30.07.2020, представленной в соответствии с Порядком, между Департаментом в лице заместителя начальника Департамента ФИО2 и ООО «АкваЛайн» заключено соглашение от 20.08.2020 о предоставлении из бюджета Вологодской области на возмещение затрат (неполученных доходов) в связи с оказанием услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области.

В соответствии с п. 2.1 Соглашения размер Субсидии ООО «АкваЛайн» составил 47 307 000 руб.

К заявке на получение Субсидии ООО «АкваЛайн», в том числе представлены документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным п.8 Порядка.

Одновременно с этим установлено, что ООО «АкваЛайн» на основании Соглашения от 10.04.2018 с Департаментом (ранее до 22.05.2020 с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент ТЭК и ТР) является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, который до 10.04.2028 обязан обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, образующихся в Восточной зоне Вологодской области.

В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 раздела 6 Соглашения от 10.04.2018, с целью обеспечения исполнения обязательств регионального оператора, ООО «АкваЛайн» обязано ежегодно на каждый год срока действия данного Соглашения предоставлять безотзывную банковскую гарантию. На второй и последующие годы действия Соглашения от 10.04.2018 такая банковская гарантия должна быть предоставлена не позднее чем за 20 рабочих дней до даты истечения срока действия предыдущей.

Помимо этого, п. 4.11 Соглашения от 10.04.2018 предусмотрено, что в случае непредставления безотзывной банковской гарантии в соответствии с условиями и сроками, определенными разделом 6 Соглашения, на второй и последующие годы срока действия данного соглашения, ООО «АкваЛайн» должно уплатить Департаменту штраф в размере 10 % от суммы безотзывной банковской гарантии, определенной п. 6.1 Соглашения от 10.04.2018.

При этом в силу п. 4.13 Соглашения от 10.04.2018, для уплаты ООО «АкваЛайн» рассматриваемого штрафа направление в его адрес соответствующего требования со стороны Департамента не требуется.

Как установлено проверочными мероприятиями, на дату заключения Соглашения от 10.04.2018 ООО «АкваЛайн» представлена банковская гарантия ПАО «Сбербанк России» со сроком действия до 05.04.2019. Однако по истечении срока действия данной банковской гарантий и до настоящего времени новая банковская гарантия ООО «АкваЛайн» не получена, в Департамент не представлена.

Таким образом, обязательства ООО «АкваЛайн» как регионального оператора по Соглашению от 10.04.2018 в настоящее время не обеспечены.

При этом штраф, предусмотренный п. 4.11 Соглашения от 10.04.2018, ООО «АкваЛайн» в бюджет Вологодской области в лице Департамента (до 22.05.2020 Департамента ТЭК и ТР) также не уплачен.

Соответственно, на дату подачи заявки в Департамент о предоставлении Субсидии у ООО «АкваЛайн» более года имелось неисполненное денежное обязательство по уплате в бюджет Вологодской области (в лице Департамента) штрафа за непредставление безотзывной банковской гарантии.

В соответствие с подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако как установлено проверкой, по результатам рассмотрения заявки ООО «Аквалайн», несмотря на неуплаченный в бюджет области штраф за непредставление банковской гарантии по Соглашению от 10.04.2018, в нарушение подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 8 Порядка между Департаментом в лице заместителя начальника Департамента ФИО2 и ООО «АкваЛайн» заключено соглашение от 20.08.2020 , в соответствии с которым региональному оператору предоставлена Субсидия в размере 47 307 000 руб.

Вместе с тем в силу подп. 2 п. 8, п. 13 Порядка, при наличии у ООО «АкваЛайн» задолженности перед бюджетом области в виде неуплаченного штрафа за неоформление банковской гарантии заявка данного регионального оператора подлежала отклонению.

В соответствии с должностным регламентом от 12.05.2020, заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области координирует и контролирует деятельность Департамента в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (п. 4.8), организует и обеспечивает от имени Департамента государственных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области, административными регламентами и порядками в рамках компетенции Департамента (п. 4.17), участвует в заключении соглашений с региональными операторами по обращению с ТКО (п. 4.39), несет персональную ответственность за решение вопросов, отнесенных к ведению Департамента (п. 5.3).

Во взаимоотношениях с ООО «АкваЛайн» заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 представляет интересы Департамента как представителя (распорядителя) Субсидии.

Таким образом, заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 нарушила условия предоставления субсидии, что влечет административную ответственность по ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

В судебном заседании заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 факт правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Поддержала доводы, изложенные в отзыве. Указала, что дата уплаты штрафа в связи с непредставлением региональным оператором банковской гарантии Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области от 10.04.2018 не установлена, следовательно, просроченной задолженности перед бюджетом области по состоянию на дату рассмотрения заявки на предоставление субсидии и на дату заключения соглашения о предоставлении субсидии у ООО «АкваЛайн» не было. В настоящее время Департаментом в адрес ООО «АкваЛайн» направлено требование об уплате штрафа за непредставление банковской гарантии, то есть задолженность перед бюджетом области у ООО «АкваЛайн» возникла с 14.12.2020. Кроме того, просила учесть, что непредставление субсидии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в условиях ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, могло повлечь возникновение неблагоприятных последствий. Более того, письмом Министра природных ресурсов и экологии РФ от 10.04.2020 регионам указано не допускать сокращения мер и объемов поддержки указанным операторам. ООО «АкваЛайн» отчиталось в полном объеме за выделенные средства. Предоставленные денежные средства направлены на оплату задолженности перед перевозчиками. Непредставление очередной банковской гарантии ООО «АкваЛайн» вызвано объективными причинами, что подтверждается письмами кредитных организаций.

Прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Вологодской области ФИО1 поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Настаивала на наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Вопрос о назначении наказания оставила на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса.

Оценив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, соглашение о предоставлении субсидии от 20.08.2020 , соглашение с ООО «АкваЛайн» от 10.04.2018, объяснения и все материалы дела в их совокупности, нарушений при оформлении которых допущено не было, прихожу к выводу, что они объективно подтверждают вину заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, поскольку ФИО2 допущены нарушения условий предоставления субсидии.

Довод об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения суд признает несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что на момент рассмотрения заявки о предоставлении субсидии у ООО «АкваЛайн» имелось неисполненное денежное обязательство по уплате в бюджет Вологодской области штрафа за непредставление безотзывной банковской гарантии, в связи с чем заявка подлежала отклонению.

Вместе с тем, с учетом всех обстоятельств данного дела, полагаю возможным признать совершенное ФИО2 правонарушение малозначительным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов. Суд также учитывает, что непредставление субсидии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в условиях ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, могло повлечь возникновение неблагоприятных последствий.

Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 в связи с малозначительностью и полагает возможным ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь ст.29.10, ст. 2.9 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния.

Объявить заместителю начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья О.А. Гарыкина