ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-473/2014 от 27.06.2014 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 г. Тольятти                27 июня 2014 года

 Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

 председательствующего судьи Никоновой Е.С.,

 с участием ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти ФИО1

 представителя ООО «Манелла» Покрышкиной Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Манелла»

      установил:

 В ходе проведения плановой выездной проверки в период с 14.03.2014г. по 10.04.2014г. ООО «Манелла», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> <адрес>, по оптово- розничной торговле продовольственными и промышленными товарами, было выявлено наличие нарушений требований ч.3 ст. 14, ч.3 ст. 18, ч.1 ст. 19 Федерального закона № 89 -ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», а именно:

 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (ФККО 9120040001004), класс опасности 4;

 отходы (мусор) от уборки территории (ФККО 9120000000000), класс опасности 4;

 отходы упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные (ФККО 1871020001000), класс опасности 4;

 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (ФККО 1871030001005), класс опасности 5.

 В ходе проверки было установлено, что в ООО «Манелла» отсутствуют паспорта на отходы 1 - 1V класса опасности, согласованные в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 1.12.2002г. № «Об утверждении паспорта опасных отходов», что является нарушением ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». ООО «Манелла» не представлена в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013г. в соответствии с приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. № 30, что является нарушением ч.3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ООО «Манелла» не ведется учет в области обращения с отходами в порядке, установленном приказом Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 1.09.2011г. № 721, что является нарушением ч.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 Факт осуществления ООО «Манелла» деятельности по образованию, накоплению и дальнейшему размещению на полигоне отходов подтверждается тем, что Общество накапливает отходы производства и потребления в металлическом контейнере, принадлежащем ГСК № на открытой площадке по адресу <адрес> на основании заключенного договора на предоставление коммунальных услуг коммерческим организациям от 2.02.2012г. по вывозу мусора собственником, и на основании договора № аренды нежилых помещений от 1.09.2013г., по которому вывоз отходов и их размещение оплачивается арендатором отдельно.

 Ведущий специалист ФИО1 в суде показал, что на основании распоряжения руководства была проведена плановая выездная проверка ООО «Манелла». Общество осуществляет хозяйственную деятельность, в ходе которой образуются отходы производства потребления 1 - 1V класса опасности. Если организация передает отходы в собственность другому юридическому лицу для вывоза, то у Общества должен быть паспорт на данные виды отходов, согласно ФЗ - № п.3 ст. 4.     также они должны вести журнал учета в области обращения с отходами. В Обществе не ведется паспортизация отходов1V класса опасности, к которым он отнес мусор бытовой, образующийся от уборки территории, от бытовых помещений Общества, отходы от упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные. Он не представил фотографий таких отходов, но приложил фотографию коробочки с чеками и лузгой от семечек, что подтверждает наличие бытового мусора в Обществе. На приложенной к акту фотографии изображение мусорного контейнера ГСК. Он также привлек ГСК за отсутствие паспортов отходов, за непредоставление в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора отчетности по отходам и отсутствие учета в области обращения с отходами, так как в ГСК много арендаторов, отходы которых они вывозят. Из разъяснения Управления Росприроднадзора следует, что паспортизацией отходов, которые передаются организацией, в которой образуются данные отходы, должны заниматься и в данной организации, и в той, которая получает отходы в собственность.

 Представитель ООО «Манелла» Покрышкина Е.С. в суде показала, что по договору аренды нежилых помещений ООО «Манелла» арендует у ФИО3 нежилое помещение, находящееся на первом этаже <адрес>Б по <адрес> в <адрес>, то есть в <данные изъяты>. Никакой территории за ООО «Манелла» этим договором не закреплено, только нежилое помещение в котором работают два сотрудника и занимаются оптово- розничной продажей продовольственных и промышленных товаров. Согласно дополнительному соглашению к договору аренды, арендодателю - ФИО3 принадлежат все отходы, образующиеся в результате административно- хозяйственной деятельности ООО «Манелла». Между ФИО3 и ГСК № заключен договор на обеспечение складирования и вывоза отходов, которые ФИО3 передает ГСК № с правом собственности, за что ФИО3 оплачивает выставляемые счета.

 ООО «Манелла» передало право собственности на отходы арендодателю в связи с тем, что для предпринимателя с двумя работниками очень накладно заниматься деятельностью, связанной с отходами. На фотографии к акту видно, что у них есть одна маленькая коробочка, в которой находятся использованные чеки, контейнер на территории ГСК № им не принадлежит, у них нет мусора 1 - 1V класса опасности. После того, как им пояснили, что передавать отходы в собственности физическому лицу Федеральным законом № - ФЗ не предусмотрено, они заключили договор от 1.04.2014г. с юридическим лицом. Считает, что ООО «Манелла» не является субъектом правонарушения, предусмотренного 8,2 КоАП РФ.

 Специалист ФИО4 в суде показала, что она является директором научно- технического центра «Промэкс - аудит», занимается проблемами отходов, ведет данное направление в крупных торгово- розничных предприятиях, таких как «Магнит», «Миндаль» и является специалистом по экологическому аудиту, являясь аудитором- экологом национальной экологической аудиторской палаты. Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ - 89 ООО «Манелла» имело право отчуждать отходы нелицензированной организации, передавая их в собственность. Такой же ответ был дан Управлением Росприроднадзора в ответ на обращение ФИО3.

 То, что отходы ООО «Манелла» не относятся к 1 - 1V классу опасности, доказывает
Приказ МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 786 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 663) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" согласно которому отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово- розничной торговли продовольственными товарами и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово- розничной торговли промышленными товарами имеют ФККО 91201100 01 00 5 и 91201200 01 00 5 соответственно. Отнесение отходов ООО «Манелла» к 1 - 1V классу опасности является вопиющей безграмотностью специалиста, проводившего выездную плановую проверку, и свидетельствует о его некомпетентности.

 На отходы V класса опасности паспортизации не требуется, такой деятельностью не должно заниматься ни ООО «Манелла», ни то лицо, которому Общество передало отходы в собственность.

 С 2012г. по 2014г. договор передачи отходов в собственность был заключен ООО «Манелла» с физическим лицом, но такой договор не был предусмотрен законодательством, хотя и не запрещался им. Федеральным законом « Об отходах производства и потребления» ФЗ - 89, не предусмотрено возложение обязанностей на физических лиц по ведению учета отходов, их паспортизации, предоставлению отчетности. Поэтому сейчас договор заключен с юридическим лицом.

 Суд, выслушав представителя отдела экологического надзора, представителя юридического лица, специалиста, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

 Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, действующей в редакции с 1.01.2014г., несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет административную ответственность юридических лиц.

 Решая вопрос о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения, суд критически оценивает доводы, изложенные в протоколе об отнесении отходов, образующихся в процессе деятельности ООО «Манелла» к I - IV классу опасности, которые требуют паспортизации в соответствии с ФЗ - 89.. Представленный суду акт проверки и фототаблица к нему не дают оснований отнести мусорную корзинку и бумажную коробку с использованными чеками и шелухой от семечек к мусору от бытовых отходов помещений организации несортированному, отходам от уборки территории, отходам упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненных, отходов потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территорий), которые по классификации ФККО относятся к отходам IV класса опасности.

 Суд считает, что доводы представителя юридического лица о соответствии их отходам (мусору) от уборки территории и помещений объектов оптово- розничной торговли продовольственными и промышленными товарами, относимых по классификации ФККО к отходам V класса опасности, не требующих паспортизации, нашли в суде свое подтверждение. Суд считает, что шелуха от семечек не является производственными отходами Общества, а использованные чеки являются мусором от уборки помещения.

 Суд исследовал вопрос привлечения надлежащего субъекта правонарушения.

 Исходя из показаний представителя юридического лица и исследованных судом документов: договора аренды нежилых помещений между ФИО3 и ООО «Манелла», дополнительного соглашения к данному договору, договора о предоставлении коммунальных услуг между ГСК № и ФИО3, договора на размещение и вывоз отходов между ГСК № и ФИО3, суд считает, что ООО «Манелла» не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

 Согласно ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

 Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формыпаспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

 Согласно ч.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

 Согласно ч.1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

 В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая корреспондируется со ст. 209 ГК РФ, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

 Суд считает, что ООО «Манелла», заключив с физическим лицом ФИО3 договор аренды нежилого помещения и дополнительное соглашение к данному договору, передало право собственности на отходы физическому лицу, на которое по смыслу закона переходят обязанности, предусмотренные ФЗ - 89 по обращению с отходами.

 То, что собственником отходов являлся ФИО3, подтверждают и представленные в суд счета по оплате за мусор между ФИО3 и <данные изъяты>, выставляемые в соответствии с договорами между ООО «Манелла» и ФИО3, между ФИО3 и <данные изъяты>, который в конечном итоге и занимался реализацией отходов, заключив договор на вывоз и размещение отходов лицензированной организацией.

 Таким образом, суд считает, что вести учет и предоставлять отчетность об образовании, использованию, обезвреживанию и размещению отходов должно производить то юридическое лицо, которому отходы были переданы в собственность на основании договора и которое, таким образом, взяло на себя бремя содержания отходов, в том числе и ответственность за соблюдение экологических требований в сфере обращения с отходами.

 Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ, суд

 постановил:

 Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Манелла» по ст. 8.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток.

 Судья                                                                                                            Е.С. Никонова