ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-475/2022 от 11.03.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело

УИД 60RS0001-01-2021-016629-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 10 марта 2022 года.

Мотивированное постановление изготовлено 11 марта 2022 года.

Судья Псковского городского суда Псковской области Медончак Л.Г., при секретаре Жеребцовой Е.И.,

с участием:

представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Псковская межрайонная больница» - адвоката Назаренко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Псковская межрайонная больница»,

УСТАНОВИЛ:

21.12.2021 государственным инспектором г.Пскова по пожарному надзору ФИО1 составлен протокол №455 в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно акту выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 21.12.2021 в соответствии с решением о проведении внеплановой выездной проверки от 08.12.2021 №481 проведена внеплановая проверка здания - помещений поликлиники по адресу: <адрес>, в ходе проведения которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

№п\п

Вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного правонарушения требований пожарной безопасности

Структурная единица нормативного правового акта РФ и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, которым установлено нарушенное требование пожарной безопасности

На первом этаже в отделении физиотерапии не работает автоматическая пожарная сигнализация

Ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности», ст.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.

На первом этаже не работает автоматическая пожарная сигнализация и система управления эвакуацией людей при пожаре

Ст.ст.83,84 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требования противопожарной безопасности» ст.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, п.3.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

На втором этаже не работает автоматическая пожарная сигнализация и система управления эвакуацией людей при пожаре.

Ст.83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требования противопожарной безопасности»; ст.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479; п.3.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

Поскольку ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» постановлением Главного государственного инспектора г.Пскова по пожарному надзору №177 от 16.09.2021 ранее привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 названной статьи образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица – адвокат Назаренко В.Н. с вменяемым административным правонарушением не согласилась, пояснив, что выявленные нарушения в полном объёме своевременно устранены не были в связи с отсутствием финансирования на эти цели.

Так, несмотря на неоднократные обращения с целью выделения денежных средств, необходимые денежные средства получены не были, в связи с чем выявленные при проведении проверки нарушения в большей части устранены за счет средств учреждения, полученных за оказание платных услуг населению. При этом возможность использования средств обязательного медицинского страхования для оплаты производства необходимых работ и приобретения требуемых материалов действующим законодательством не предусмотрена, а планом финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год финансирование за счет средств бюджета на проведение мероприятий противопожарной безопасности не осуществлялось.

Также отметила, что в составе ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» находятся всё районные больницы других населённых пунктов области, где также требуется проведение работ в целях соблюдения требований пожарной безопасности и выделение необходимого финансирования.

В связи с этим, руководствуясь положениями ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, просила производство по делу прекратить.

Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Пскову Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области в судебное заседание не явился; ранее в ходе разбирательства обстоятельства, изложенные в протоколе, поддержал, вину лица, привлекаемого к административной ответственности, считал подтверждающейся представленными письменными материалами.

Выслушав объяснения представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Псковская межрайонная больница» - адвоката Назаренко В.Н., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ №69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

31.08.2021 начальником ОНП и ПР по г.Пскову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области №332 от 31.08.2021 вынесено решение о проведении плановой проверки в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница».

По результатам проведенной в период с 06.09.2021 по 14.09.2021 плановой проверки в адрес ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» выдано предписание №332/1/1 об устранении выявленных при проведении плановой проверки 77 нарушений требований пожарной безопасности (л.д.4-5).

Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности определен как до 14.11.2021.

16.09.2021 постановлением №177 главного государственного инспектора г.Пскова по пожарному надзору ФИО1 в связи с выявленными по адресам: <адрес>, <адрес>, нарушениями, ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения (л.д.10-16).

Названное постановление не обжаловалось, вступило в законную силу.

08.12.2021 начальником ОНД и ПР по г.Пскову УНД и ПР ГУ МЧС России по Псковской области ФИО1 вынесено распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» (л.д.6-7).

21.12.2021 составлен акт выездной внеплановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности здания и территории поликлиники ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» по адресу: <адрес> (л.д.8-9).

В ходе проведения названной проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

№п\п

Вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного правонарушения

Структурная единица нормативного правового акта РФ и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, которым установлено нарушенное требование пожарной безопасности

На первом этаже в отделении физиотерапии не работает автоматическая пожарная сигнализация

Ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности», ст.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.

На первом этаже не работает автоматическая пожарная сигнализация и система управления эвакуацией людей при пожаре

ст.ст. 83,84 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требования противопожарной безопасности» ст.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, п.3.3. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

На втором этаже не работает автоматическая пожарная сигнализация и система управления эвакуацией людей при пожаре.

Ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требования противопожарной безопасности»; ст.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479; п.3.3. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

21.12.2021 в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» составлен протокол №455 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ (л.д.2).

В силу положений ст.2.1 Программы профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2020 год, утвержденной Распоряжением МЧС России от 20.12.2019 №755, к категории высокого риска относятся объекты защиты, предназначенные для проживания или временного пребывания людей в ночное время, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг.

С учетом изложенного, ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами по делу об административном правонарушении, которые подлежат выяснению являются в том числе: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Положениями ч.4 ст.24.5 КоАП РФ предусмотрено, что, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Названные положения закона, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований.

Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Данная правовая позиция также изложена в определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 №2478-О.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» создано 01.09.2015; участники/учредители учреждения – Комитет по здравоохранению Псковской области (л.д.17-18).

При этом, из материалов дела следует, что ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» неоднократно – 30.09.2019, 30.12.2019, 10.06.2020, 18.03.2021 направляло председателю Комитета по здравоохранению Псковской области обращения по вопросу выделения финансирования на проведение работ по исполнению предписаний надзорного органа – Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Пскову Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области (л.д. 27, 28).

Из сообщений Комитета по здравоохранению Псковской области от 19.07.2021 №ЗД/11-2231, от 11.10.2021 №3Д/11-3019 следует, что в выделении дополнительных денежных средств на реализацию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности по предписаниям 2021 года отказано в связи с отсутствием возможности изыскать дополнительное финансирование в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований областного бюджета (л.д.30).

06.10.2021 ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» в Комитет по здравоохранению Псковской области направлено также сообщение о необходимости проведения работ капитального характера (капитального ремонта) и реконструкции помещений лечебного учреждения для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении проверок в 2021 году (л.д.31).

20.09.2021, 09.12.2021 ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» размещались электронные аукционы на проведение работ по поставке и монтажу оборудования для ремонта охранно-пожарной сигнализации, по результатам которых победитель определен не был (л.д.32, 33).

При этом, ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» предпринимаются меры по выполнению предписания ОНП и ПР по г.Пскову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области, а именно 03.03.2022 заключен договор №2-22 с <данные изъяты>, предметом которого является диагностика автоматической пожарной сигнализации поликлиники по адресу: <адрес>.

В то же время, согласно приказа Минфина России от 11.12.2020 №02-08-10/109210 расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», являются расходами для целей капитальных вложений.

В соответствии с разъясняющим письмом ФФОМС от 16.03.2020 №2315/21/1846 «Об использовании средств обязательного медицинского страхования» оплата установки (расширения) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

Таким образом, принимая во внимание перечень устраненных медицинским учреждением ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также из анализа представленных в материалы дела доказательств следует, что учреждением предпринимались должные меры по исполнению предписаний, обязывающих устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и направлялись письменные запросы о выделении бюджетных средств, в удовлетворении которых отказывалось.

Сами по себе меры, которые предпринимаются администрацией ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» после получения предписаний ГУ МЧС России по Псковской области и вплоть по настоящее время достоверно свидетельствуют о намерении их исполнить.

При указанных обстоятельствах, неисполнение требований, содержащихся в предписаниях, не может быть расценено как умышленное бездействие учреждения, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в действиях ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница».

При этом, судья учитывает, что учреждение выделяет денежные средства на приведение здания в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, не получая при этом какого-либо дополнительного финансирования, а выявленные ранее нарушения требования пожарной безопасности в большей части устранены.

Таким образом, учитывая, что обстоятельства дела в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» свидетельствуют о принятии им всех зависящих мер для исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности; руководителем учреждения с момента выявления нарушений и, тем самым, наступления обязанности по их устранению предпринимались необходимые меры по изысканию средств за счет бюджета, вносились соответствующие предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований, то суд считает необходимым прекратить производство по делу в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с отсутствием в действиях ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ Псковской области «Псковская межрайонная больница» прекратить на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Судья Л.Г.Медончак