ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-476/18 от 01.06.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 5-476/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

01 июня 2018 года г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Копеистова О.Н. при секретаре Савченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД», расположенной по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Забайкальского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД».

В 2014 году ОАО «Мосгипротранс» разработан проект реконструкции земляного полотна на 6173-6175 км (станция Черновская) Забайкальской железной дороги. Согласно разделу «Проект организации строительства» при реконструкции земляного полотна на участке станции Черновская будут выполняться основные виды строительно – монтажных. Из раздела 5.1.5 «Оценка акустического воздействия» следует, что ближайшее жилье располагается к западу от границы объектов реконструкции и минимальное расстояние до него составляет 75 км. от проектируемого пути. Расчеты проводились в точках около жилых домов ,7,8,9,10,11,12,13,14,15 по ул. Курская, а также возле школы для снижения шума о проходящих поездов, воздействующего на жилые дома. В качестве дополнительных мероприятий по уменьшению уровня шума в жилых домах, расположенных на первой линии застройки, согласно выполненному расчету планируется заменить обычные окна на шумозащитные: в жилых домах – 27 штук, в школе 40 штук. Из заключения также следует, что основным источником внешнего шума, который воздействует и будет воздействовать на жилую застройку и территорию, прилегающую к железной дороге в районе станции Черновская, являются потоки грузовых, пассажирских и пригородных поездов, передвигающихся на этом участке железной дороги. Из акустических расчетов определено расстояние от железной дороги до границы зоны акустического дискомфорта. Оно составляет 121м в дневное и 483 м в ночное время. Однако в проекте отсутствуют сведения о других жилых домах, расположенных по <адрес>, которые расположены вблизи железнодорожных путей, в том числе жители которых обратились с жалобой на шум и вибрацию от проходящих железнодорожных составов на жителей указанных домов, не оценивался и размер санитарного защитного разрыва от железнодорожных путей. В связи с чем шумозащитные мероприятия по отношению к этим домам проектом не предусмотрены. В настоящее время жители уже подвергаются вредному воздействию шума, что подтверждено протоколом измерений уровня шума от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением, в соответствии с которым уровень шума в домах превышает нормируемые эквивалентные уровни звука в диапазоне от 1 до 9 ДБА и максимальные уровни шума в диапазоне от 2 до 13 БДА в дневное время. На основании изложенного делается вывод, что при проектировании санитарного разрыва мероприятия по защите жителей о вредного влияния хозяйственной деятельности ОАО «РЖД разработаны в отношении части жилых домов, попадающих в зону акустического дискомфорта, мероприятия в отношении жилых домов, расположенных вблизи железнодорожных путей по <адрес> в том числе домов ,71,75,107 <адрес> и <адрес> не разработаны и не представлены. Таким образом, ОАО «РЖД» при осуществлении деятельности нарушает требования санитарного законодательства.

Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» административного дела.

Выявленные нарушения квалифицированы как правонарушение, предусмотренное статьей 6.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту ФИО2 поддержала доводы протокола об административном правонарушении.

Защитники ОАО «РЖД» ФИО3, ФИО4, ФИО5 ФИО6 не признали вину, представили пояснения, согласно которым, в соответствии с п. 3.2 СанПиН в проекте санитарно – защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно – защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Проект санитарно – защитной зоны для реконструируемого объекта разработан и прошел главную государственную экспертизу. Таким образом, при условии наличия проекта санитарно – защитной зоны для объекта а также наличия в нем санитарно – защитных мероприятий, вменяемые нарушения норм СанПиНа отсутствуют. В деле отсутствуют надлежащие доказательства вины ОАО «РЖД». Единственным доказательством, в соответствии с которым госорган полагает права граждан нарушенными, является протокол замера уровня шума, который составлен с нарушением: отсутствует план помещения и территории с указанием транспортных дорог, источников шума, точек измерения, что позволяет оценить правильность выбранного места проведения измерений. Информация о специальных условиях испытаний при проведении измерений, которые могут повлиять на результаты измерений. В протоколе не указано используемое для этих целей средство измерения, информация о результатах калибровки. При измерении эквивалентного и максимального уровня звука в протоколах должна указываться информация о количестве поездов, прошедших за время измерения. В протоколах отсутствует информация о внесении коррекций, учитывающих различную степень раздражения, вызываемого тем или иным источником шума, характером его действия, времени суток. Не имея в протоколе испытаний, рассчитанное значение расширенной неопределенности, нельзя правильно оценить соответствие полученных результатов испытаний нормативным значениям. Таким образом, оценить шум в жилых помещениях, обусловленный движением железнодорожного транспорта на основании полученного протокола измерений от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным ввиду отсутствия все необходимой для толкования результатов испытаний информации. В случае, если дома возведены с нарушением градостроительных норм, вина в превышении уровня звука в домах полностью лежит на застройщике. Дома, в ряде случаев, признаны аварийными и ветхими, что также оказывает влияние на уровень шумоизоляции. Таким образом, защитники полагают, что вина ОАО «РЖД» не доказана, состав правонарушения отсутствует.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или Законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы закона - административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно п. 3.2. вышеуказанного СанПиН в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

В нарушение вышеуказанных санитарных правил в проекте ОАО «РЖД» отсутствуют сведения о жилых домах, расположенных по <адрес>, которые расположены вблизи железнодорожных путей, не оценивался и размер санитарного защитного разрыва от железнодорожных путей. В связи с чем шумозащитные мероприятия по отношению к этим домам проектом не предусмотрены.

Ссылка на допущенные нарушения при проведении измерений и при составлении экспертного заключения подлежат отклонению, поскольку измерения производились федеральным учреждением «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», оснований ставить под сомнения квалификацию специалистов, имеющих опыт работы, не имеется.

Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением ООО «Лаборатория судебных строительных и автотехнических экспертиз – Эксперт плюс» от 10.10.2016г., протоколом измерения шума ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» от 23.04.2018г., экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» от 27.04.2018г. .

При влечении к административной ответственности суд учитывает характер нарушений, отсутствие отягчающих обстоятельств и считает возможным назначить наказание в виде штрафа, предусмотренного 6.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание виде в штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч ) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

счет № <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, должен быть представлен в суд.

Государственному органу, составившему протокол об административном правонарушении, осуществить контроль за исполнением данного постановления и сообщить суду об уплате (неуплате) штрафа.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы

Судья О.Н.Копеистова