ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-477/20 от 22.07.2020 Сорочинского районного суда (Оренбургская область)

№5-477/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сорочинск 22 июля 2020 года

Резолютивная часть постановления оглашена 17.07.2020 года.

Судья Сорочинского районного суда Оренбургской области Хаиров М.Р.,

при секретаре судебного заседания Банниковой О.А.,

с участием защитника ФИО1 – Глущенко Ю.С.,

заместителя Сорочинского межрайонного прокурора Адельшиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении главы Сорочинского городского округа Оренбургской области ФИО1,

привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Сорочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности главного специалиста отдела внутреннего финансового муниципального контроля администрации Сорочинского городского округа.

В ходе вышеуказанной проверки установлено, что в нарушение статей 265, 269.2 БК РФ, пунктов 6, 10, 21 Порядка осуществления специалистом по внутреннему финансовому муниципальному контролю администрации Сорочинского городского округа полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее по тексту – Порядок), в течение ДД.ММ.ГГГГ проверки в сфере реализации национальных проектов не планировались и не проводились. На ДД.ММ.ГГГГ проверка в вышеуказанной сфере запланирована только на ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, в нарушение пункта 13 Порядка в плане контрольной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ не указаны объекты контроля.

По факту выявленных нарушений прокурором ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования Сорочинский городской округ внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора рассмотрено с отказом в удовлетворении требований прокурора, что следует из протокола совместного рассмотрения представлений Сорочинского межрайонного прокурора.

Постановлением и.о. Сорочинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы муниципального образования Сорочинский городской округ ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о рассмотрении дела извещалась надлежащим образом.

Защитник главы муниципального образования Сорочинский городской округ ФИО1 – Глущенко Ю.С. в судебном заседании пояснила, что никаких нарушений бюджетного законодательства со стороны главы округа не допускалось. Оснований для внесения в план контрольной деятельности по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации Сорочинского городского округа на 2020 год, в том числе и по основаниям, указанным в представлении прокурора, не имелось. В администрации округа внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляет только один работник Р.Т.А. что не позволяет обеспечить проверку всех контрактов, заключенных в рамках осуществления национальных проектов. В настоящее время в соответствующие нормативно-правовые акты внесены изменения, во исполнение которых в администрации создан специальный отдел.

В ДД.ММ.ГГГГ специалистом внутреннего муниципального финансового контроля Р.Т.А. проводились проверки согласно утвержденному плану, при этом существует также финансовый контроль со стороны других государственных органов, что в целом обеспечивает достаточную степень контроля.

Заместитель Сорочинского межрайонного прокурора Адельшина А.Д. пояснила, что по результатам проверки проведенной прокуратурой установлено, что внутренней муниципальный финансовый контроль, в частности по реализованным национальным проектам, осуществляется не надлежащим образом. Так в 2019 году не было проведено ни одной проверки по значительному количеству договоров, заключенных по реализации на территории округа национальных проектов. В плане проверок на 2020 год на осуществление проверок по национальным проектам отмечен апрель 2020 года, при этом не указаны конкретная тема контрольного мероприятия, конкретные проверяемые объекты, что является нарушением Порядка.

Так как внести изменения в вышеуказанный план может только глава муниципального образования, то требование прокурора в этой части должны были быть исполнены главой округа ФИО1, чего сделано не было.

Опрошенная в судебном заседании специалист внутреннего муниципального финансового контроля Р.Т.А. в судебном заседании пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ею была проведена проверка трех объектов по использованию бюджетных средств на реализацию приоритетного национального проекта «Жилье и городская среда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Выбор объектов контроля осуществлялся ею самостоятельно, при этом какими критериями она руководствовалась пояснить не смогла, указав лишь, что с целью избежания наложения проверок по одному и тому же объекту выясняла сведения в контрольно-счетной палате Сорочинского городского округа.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

В силу положений ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статьей ст. 269.2 БК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Постановлением администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области от 27.02.2018 года №228-п утвержден административный регламент исполнения специалистом по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации Сорочинского городского округа муниципальных функций по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее по тексту – Административный регламент.

Согласно пункту 5 Административного регламента исполнение муниципальных функций осуществляется, кроме прочего, в соответствии с постановлением администрации Сорочинского городского округа от 05.02.2018 года №137-п «Об утверждении Порядка осуществления специалистом по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации Сорочинского городского округа муниципальных полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», настоящим регламентом.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента плановые контрольные мероприятия назначаются главой муниципального образования Сорочинского городского округа в соответствии с планом контрольных мероприятий.

План контрольных мероприятий утверждается главой муниципального образования Сорочинского городского округа главой муниципального образования Сорочинский городской округ.

Согласно пункту 32 Административного регламента плановой проверки в программе контрольного мероприятия указывается в соответствии со сводным планом контрольных мероприятий.

Пунктом 92 Административного регламента предусмотрено, что контроль за соблюдением и исполнением специалистом по внутреннему муниципальному финансовому контролю положений настоящего регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требований к исполнению муниципальных функций, а также за принятие ими решений организуется главой муниципального образования Сорочинский городской округ.

Постановлением администрации Сорочинского городского округа от 30.05.2018 года №845-п внесены изменения в постановление администрации Сорочинского городского округа от 05.02.2018 года №137-п «Об утверждении Порядка осуществления специалистом по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации Сорочинского городского округа муниципальных полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

Согласно пункту 1.1 постановления администрации Сорочинского городского округа от 30.05.2018 года №845-п Порядок осуществления специалистом по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации Сорочинского городского округа муниципальных полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее по тексту – Порядок) изложен в новой редакции.

В соответствии с пунктом 5 Порядка плановая контрольная деятельность осуществляется в соответствии с планом контрольной деятельности.

Пунктами 11-13 Порядка предусмотрено, что планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности специалиста на следующий календарный год.

План представляет собой перечень контрольных мероприятий, который специалист планирует осуществить в следующем календарном году.

В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливается конкретная тема контрольного мероприятия, объекты контроля, проверяемый период при проведении последующего контроля, метод контроля (камеральная, выездная проверка, ревизия, обследование), дата (месяц) проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители.

В соответствии с пунктами 18-19 Порядка отбор контрольных мероприятий при формировании плана контрольной деятельности осуществляется с соблюдением критериев отбора согласно разработанной администрацией Сорочинского городского округа Методике отбора контрольных мероприятий при формировании плана контрольной деятельности.

К критериям отбора контрольных мероприятий относятся:

- существенность и значимость объектов контроля и направления бюджетных расходов, в отношении которых предполагается проведение внутреннего муниципального финансового контроля;

- уязвимость финансово-хозяйственных операций, наличие рисков мошенничества;

- иные факторы.

Согласно пунктам 20-21 Порядка утверждение плана и внесение в него изменений осуществляется главой муниципального образования Сорочинский городской округ.

Постановлением администрации Сорочинского городского округа от 20.12.2017 года №2143-п утверждена Методика отбора контрольных мероприятий при формировании плана контрольной деятельности специалиста по внутреннему финансовому контролю (далее по тексту – Методика).

В соответствии с пунктом 1.6 Методики принципами планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере является:

- направленность деятельности специалиста на обеспечение выполнения задач, определенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации…;

- обоснованность включения контрольных мероприятий в План.

Параграф 2 Методики устанавливает значительное количество требований и параметров, определяющих отбор контрольных мероприятий в целях формирования Плана.

Согласно пунктам 2.6, 2.8 Методики каждому из отбираемых контрольных мероприятий присваивается итоговый бал, равный арифметической сумме значений параметров отбора, которым соответствует контрольное мероприятие, в соответствии с приложением к настоящей Методике.

Контрольные мероприятия, определенные настоящей Методикой, включаются в План в порядке убывания оценки, присвоенной контрольным мероприятиям.

Из представленного в материалы дела Плана контрольной деятельности по внутреннему муниципальному финансовому контролю администрации Сорочинского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением администрации Сорочинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в пункте 4 Плана содержится указание на объект контроля «Получатели бюджетных средств на реализацию приоритетных проектов» (ьез конкретизации), тему контроля «Проверка использования средств на реализацию приоритетных проектов, проверяемый период «2019 год, январь-март 2020 года», метод контроля «выездная проверка», дата проведения контрольного мероприятия «апрель», ответственный исполнитель «Р.Т.А..».

Никаких иных контрольных мероприятий по проверке исполнения национальных проектов вышеуказанный план не содержит.

Согласно информации о реализации национальных проектов в Сорочинском городском округе на ДД.ММ.ГГГГ по четырем национальным проектам муниципальными заказчиками произведено закупок на 47339,06 тыс. рублей, что свидетельствует о значительном количестве объектов контроля и возможных контрольных мероприятий, которые могли быть внесены в соответствующий план.

Между тем из вышеуказанного плана контрольных мероприятий на 2020 год, в частности пункта 4, невозможно установить какие объекты будут подвергнуты контролю и темы контрольных мероприятий. Содержание Плана в этой части, в принципе, не соответствует требованиям Административного регламента, Порядка контроля и Методики отбора контрольных мероприятий.

Как следует из пояснений специалиста внутреннего финансового муниципального контроля Р.Т.А. исполняя пункт 4 Плана контрольных мероприятий, она самостоятельно выбрала объекты контроля и темы контроля, что недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормативными документами, принятыми администрацией округа и обязательными для исполнения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Указала, что при разработке плана контрольных мероприятий Методика расчета не применялась, а объекты контроля выбирались произвольно.

Так в соответствии с программой проведения проверки использования бюджетных средств на реализацию приоритетных проектов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверке подлежали лишь три объекта контроля в рамках одного национального проекта «Жильё и городская среда».

Вопреки требованиям муниципальных нормативных актов составление плана контрольных мероприятий с указание обезличенного и неконкретного объема объектов контроля и отсутствие ссылки на тему контроля приводит к фактическому усмотрению специалиста по внутреннему контролю по выбору объектов контроля без учета критериев их значимости, как того требует Методика отбора контрольных мероприятий, в частности указывающая на приоритетность контроля по исполнению задач поставленных Президентом РФ (национальные проекты).

Считаю несостоятельными доводы представителя главы администрации о наличии иных контрольных органов, которые могут осуществлять соответствующий финансовый контроль, так как данное обстоятельство не освобождает лиц, осуществляющих внутренний муниципальный финансовый контроль от исполнения возложенных на них обязанностей.

Анализируя содержание вышеприведенных постановлений администрации округа об утверждении Административного регламента, Порядка контроля и Методики отбора контрольных мероприятий, прихожу к выводу о том, что требования данных нормативных актов направлены на формирование «прозрачных» условий определения объектов и методов контроля в финансово-бюджетной сфере.

Сорочинский межрайонный прокурор в представлении от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно указал главе Сорочинского городского округа ФИО1 на несоответствие Плана контрольных мероприятий на 2020 год вышеуказанным требованиям муниципальным правовым актам, а соответственно и ст. 269.2 БК РФ и потребовал устранить указанные нарушения.

Глава Сорочинского городского округа в соответствии с положениями пункта 21 Порядка является лицом полномочным внести изменения в план контрольных мероприятий, что было объективно возможно сделать после получения представления прокурора.

Таким образом, собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что в действиях главы муниципального образования Сорочинский городской округ ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Изложенные выше доказательства законности представления Сорочинского межрайонного прокурора и отказ главы муниципального образования исполнить данное представление, судья считает достаточными для признания ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения.

Обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, не установлено.

С учетом обстоятельств дела, отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств, судья полагает возможным назначить главе Сорочинского городского округа Оренбургской области ФИО1 наказание в виде административного штрафа размере 2000 рублей.

Объективных препятствий для назначения и исполнения данного вида наказания не имеется.

Срок привлечения к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП РФ не истёк.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

признать главу Сорочинского городского округа Оренбургской области ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Административный штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (Прокуратура Оренбургской области) ИНН <***>, КПП 561001001, р/с <***> в Отделение Оренбург, л/с <***>, БИК 045354001, ОКТМО 53701000, КБК 41511690010016000140.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной
суд через Сорочинский районный суд либо непосредственно в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии настоящего постановления.

Судья М.Р. Хаиров