ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-479/2015 от 05.11.2015 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

П О С Т А НО В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Туапсе «05» ноября 2015 года

Судья Туапсинского городского суда Краснодарского края Еременко С.Н., с участием начальника Туапсинского линейного отдела Южного УГМРН Ространснадзора - ФИО1,

представителя ООО «Кристалл» ФИО2,

представителя ООО «Кристалл» ФИО3,

при секретаре Супряга А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении ООО «Кристалл», в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Из Туапсинского линейного отдела Южного УГМРН Ространснадзора в производство Туапсинского городского суда поступил административный материал в отношении ООО «Кристалл» по ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Так, согласно представленным материалам ООО фирма «Кристалл» осуществляет деятельность на морском транспорте, на акватории морского порта Туапсе с использованием лоцманского катера «Расмус» и маломерного судна «Радар». Компанией регулярно осуществлялась доставка людей - членов государственных досмотровых комиссий (пограничные власти, таможня, Роспотребнадзор, ветеринарный, карантинно-фитосанитарный контроль), членов экипажей судов (смена экипажа), сюрвейеров, агентов, технического персонала, специалистов по ремонту оборудования и других специалистов, не являвшихся членами экипажей вышеуказанных судов, на суда стоящие на рейде (акватории) морского порта Туапсе без Лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров. Согласно Выписки из Государственного судового реестра морского порта Туапсе по состоянию на 07.09.2015г., полученной письмом от 07.09.2015г. от ВрИО капитана морского порта Туапсе ФИО4, собственником/судовладельцем лоцманского катера «РАСМУС» является ООО фирма «Кристалл». В соответствии с информацией, полученной письмом от 07.09.2015г. от Туапсинского инспекторского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>», владельцем моторного маломерного судна «РАДАР» (модель «ПБ-74», регистрационный (бортовой) номер РФР 0065) является ООО фирма «Кристалл».

Административный орган считает, что в действиях ООО «Кристалл», являющегося судовладельцем лоцманского катера «Расмус» и маломерного судна «Радар», имеются признаки административного правонарушения, а именно: осуществление предпринимательской деятельности в области морского транспорта без лицензии, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание представитель ООО «Кристалл» - ФИО2 и ФИО3 просили производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ООО «Кристалл» состава административного правонарушения.

Начальник Туапсинского линейного отдела Южного УГМРН Ространснадзора ФИО1, в судебном заседании просил назначить административное наказание в пределах санкции статьи, поскольку вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к убеждению об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении ООО «Кристалл».

Из материалов делу следует, что в своей деятельности ООО фирма «Кристалл» использует следующие суда:

- Лоцманский катер «Расмус» на основании Свидетельства о праве собственности МФ-11 от 02.11.2009г., Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации МФ-1 от 02.11.2009г., Классификационного свидетельства от 23.12.2009г., тип судна- Лоцманское.

- Маломерный катер «Радар», на основании Судового билета маломерного судна Г ( удостоверяющего право собственности на судно и право плавания под Государственным флагом Российской Федерации) от 02.11.2009г.

Вместе с тем, указанные суда в соответствии с их классификацией Классификационными обществами Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР) не являются пассажирскими, а соответственно, не имеют и не могут иметь Пассажирских свидетельств, выдаваемых соответствующими классификационными обществами ( РМРС и РРР).

Вышеуказанными судами л/к «Расмус» и р/к «Радар» осуществляется доставка портовых властей для проведения досмотровых комиссий на приход и/или отход сюрвейеров для приема трюмов и других работ ( доставка судового снабжения) по необходимости на рейд порта Туапсе.

В соответствии с ч.1 ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

На основании п.п.1,2 ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Согласно ст. 177 Кодекса торгового мореплавания РФ установлено, что по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа.

Статья 179 КТМ РФ дает понятие «пассажир»- пассажиром является физическое лицо, заключившее договор морской перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна. Заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа- багажной квитанцией.

Таким образом, обязательными признаками перевозки пассажира являются уплата пассажиром провозной платы, выдача перевозчиком билета и сама перевозка этого пассажира из пункта отправления в пункт назначения.

Договорные отношения ООО фирмы «Кристалл» возникли с агентскими компаниями- заказчиками: ООО «Внешнеэкономическая фирма «Силайн»; ООО «Универсальный экспедитор», ООО « Инфотек», которые по заявкам запрашивают доставку портовых властей для проведения досмотровых комиссий на приход и/или отход сюрвейеров для приема трюмов и других работ( доставка судового снабжения) по необходимости на рейд порта Туапсе.

Согласно типовым договорам с вышеуказанными компаниями, исполнитель ООО фирма «Кристалл» обязуется качественно и в согласованные сроки выполнять принятые заказы по заявкам заказчиков на услуги, указанные в договоре, а заказчик обязан заблаговременно подать заявки, в которых указан вид услуг.

Доставка вышеуказанных лиц производилась за счет агентской компании по действующим и ранее оговоренным тарифам, оплата производилась без налично на расчетный счет ООО фирма «Кристалл». Без посещения указанных лиц морских судов после их подхода к рейду суда не могут осуществлять разгрузку и другие необходимые действия для последующего функционирования.

Таким образом, существенное условие договора перевозки, такое, как плата пассажиром за перевозку, равно как и сам договор морской перевозки, отсутствует. Доказательства наличия в деле договора морской перевозки пассажиров также отсутствует.

Фрахтование судна- поиск необходимого тоннажа( судна или места на судне) для перевозки груза с последующим заключением с судовладельцем договора морской перевозки.

Покупатель, продавец, отправитель груза, который фрахтует тоннаж (судно) называется фрахтователем.

Судовладелец, предоставляющий судно для морской перевозки грузов - фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузополучателю, а фрахтователь обязуется уплатить за это определенную плату ( фрахт).

Договор морской перевозки- это соглашение, по которому одна сторона (судоходная компания, судовладелец, перевозчик, фрахтовщик) принимает на себя обязательство произвести перевозку грузов из одного порта в другой, а другая сторона ( фрахтователь, грузовладелец) обязуется уплатить за это установленную плату ( фрахт).

Тайм-чартер- это договор фрахтования судна на время. В этом случае, судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или других целей морского плавания.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, стоимость фрахта, наименование места погрузки судна а также места назначения или направления судна.

ООО фирма «Кристалл» состоит в договорных отношениях с агентскими компаниями- заказчиками: ООО «Внешнеэкономическая фирма «Силайн»; ООО «Универсальный экспедитор», ООО « Инфотек», которые по заявкам запрашивают доставку портовых властей для проведения досмотровых комиссий на приход и/или отход сюрвейеров для приема трюмов и других работ( доставка судового снабжения) по необходимости на рейд порта Туапсе.

Согласно типовым договорам с вышеуказанными компаниями, исполнитель ООО фирма «Кристалл» обязуется качественно и в согласованные сроки выполнять принятые заказы по заявкам заказчиков на услуги, указанные в договоре, а заказчик обязан заблаговременно подать заявки, в которых указан вид услуг.

ООО фирма «Кристалл» заключило с вышеуказанными компаниями договор на оказание услуг, а не договор морской перевозки, определенный главой IX Кодекса торгового мореплавания.

Глава IX. Договор перевозки пассажира Кодекса торгового мореплавания РФ ( ст. 177-197)

Статья 198. Определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Статья 201. Форма тайм-чартера. Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме. Из материалов делу следует, что никакого договора тайм-чартера не заключалось.

Согласно разъяснению Исполнительного директора Ассоциации Морских торговых портов № А-217 от 15.06.2015г., лицензирование перевозки специального персонала для выполнения ими специальных работ Федеральным законом от 04.05.2011г. « О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено.

Правила обслуживания пассажиров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.08.2009г. , регулируют отношения, возникающие при оказании услуг пассажирам и другим гражданам при их обслуживании в морских портах Российской Федерации для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Доставка должностных лиц государственных контролирующих органов обусловлена требованиями законодательства Российской Федерации о пограничном, таможенном и санитарном надзоре, а также требованиями к безопасному мореплаванию морских судов, а представителей классификационных обществ, лоцманов, агентов, экспедиторов, сюрвейеров, членов сменного экипажа, членов ремонтных бригад и иных специалистов на суда, находящиеся на рейде морских портов, связана с оказанием услуг по обслуживанию судов в период их стоянки в морском порту. При этом, с указанными лицами не заключается договор морской перевозки пассажиров, а также данные лица не вносят плату за проезд.

Вместе с тем, в адрес ООО фирма «Кристалл» поступило разъяснение ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Новороссийский филиал, согласно которому следует, что Пассажирское свидетельство выдается только на пассажирские суда в соответствии с Правилами РС и статьей 25 Кодекса торгового мореплавания РФ. Пассажирское судно ( согласно правилам РС и разделу 8 пп. Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта. Утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. )- судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров. Пассажир-всякое лицо на борту судна, кроме капитана. Членов экипажа и спецперсонала, а также ребенка возрастом менее одного года. Лоцманское судно « Расмус» с постройки предназначено для перевозки и доставки на рейд лоцманов и др. служебных лиц, не являющимися членами экипажа в количестве не более 12 человек. Пассажирское свидетельство на данное судно не может быть выдано в соответствии с нормативными документами РС и Кодексом торгового мореплавания, т.к оно не является пассажирским судном.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров ( утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012г. « 193 « О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте») лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом именно пассажиров.

Более того, ДД.ММ.ГГГГ Туапсинским линейным отделом Южного УГМРН Ространснадзора была проведена проверка ООО фирмы «Кристалл» с целью соблюдения фирмой лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров. Согласно Акту проверки ( п. 8.11) установлено, что проверка соблюдения ООО фирма «Кристалл» лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров показала, что компания не осуществляет деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров. У ООО фирма «Кристалл» отсутствуют на праве собственности или на ином законном основании какие-либо пассажирские суда и лицензия на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.

Суд считает, что в действиях ООО фирма «Кристалл» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23.1, п. 1 ч.2 ст. 24.5, п. 1 ч.2 ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по административному делу в отношении ООО «Кристалл» прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушений, предусмотренного ч.1 ст.14.1.2 КоАП РФ.

Настоящее постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по делам об административных правонарушениях Краснодарского краевого суда через Туапсинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: С.Н. Еременко