Дело №5-47/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Чита 23 апреля 2019 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Читы Лытнева Ж.Н., <...>, при секретаре Сабировой Д.А., с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Читы Ивойлова В.С., рассмотрев постановление прокурора Железнодорожного района г. Читы от 17 апреля 2019 г., <...>, и приобщенные к нему материалы о совершении НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК», юридический адрес: ..., административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» совершило административное правонарушение в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Руководствуясь п.2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку имеются данные о надлежащем его извещении, ходатайства об отложении разбирательства дела не заявлено.
Из постановления об административном правонарушении следует, что прокуратурой района на основании решения от 13.01.2019 г. проведена проверка в отношении НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК». Указанное юридическое лицо является правопреемником ООО «ВТС». НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» действует на основании Устава, утверждённого решением единственного участника ООО «ВТС» от 08.08.2016 г., решение б/н. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения выдано 04.08.2017 г. Межрайонной инспекций ФНС № 2 по г. Чите. Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 г. № 1052 «О введении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» состоит на специальном учете. Уведомление о постановке на специальный учет с присвоением учетного номера ЮЛ7500601909 выдано 13.10.2017 г. Забайкальской Государственной инспекцией пробирного надзора. Основным видом экономической деятельности НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), код ОКВЭД 07.29.41. Добыча драгоценных металлов в проверяемом периоде осуществлялась по лицензиям: ..., выданной отделом геологии и лицензирования по Забайкальскому краю и зарегистрированной 03.11.2017 г., на добычу полезных ископаемых в Сретенском районе, срок окончания лицензии – 31.12.2035 г.; ..., выданной отделом геологии и лицензирования по Забайкальскому краю и зарегистрированной 03.11.2017 г., на добычу полезных ископаемых в Сретенском районе, срок окончания лицензии – 31.12.2040 г. НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» является собственником добываемых драгоценностей и осуществляет их реализацию. Поскольку НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, на общество распространялись требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Продажу золота за проверяемый период 2018 год НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» (Продавец) осуществляло ПАО «Сбербанк России» (Покупатель) по договору купли-продажи золота в слитках ... от 22.10.2018 г. Договор учтен в Гохране России 21.10.2018 г., учетный .... Договор имеет дополнительное соглашение ... от 31.10.2018 г. Предметом договора является покупка Покупателем у Продавца золота в виде мерных и/или стандартных слитков, произведенных на аффинажном предприятии АО «Новосибирский аффинажный завод», общей массой 40 килограммов в химической чистоте в течение 2018 г. Договор действует до полного выполнения своих обязательств по договору. Всего за проверяемый период НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» проведена одна операция купли-продажи золота, подлежащая обязательному контролю. В нарушение требований пункта 27 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г. не проведено документальное фиксирование сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, в форме внутреннего сообщения об операции с денежными средствами и иным имуществом. В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пунктов 1.4, 7.1-7.7 Инструкции № 110 от 22.04.2015 г. НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» не осуществлялись периодические (не реже одного раза в три месяца) проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не проводится информирование о результатах таких проверок Федеральной службы по финансовому мониторингу. Документов, свидетельствующих об ином, на момент проведения проверки не предоставлено. В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по операции купли-продажи золота, совершенной 07.11.2018 г. и подлежащей обязательному контролю, сообщение в Федеральную службу по финансированию и мониторингу не направлено. Указанное выше является грубым нарушением положений Федерального закона № 115-ФЗ и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Заслушав доводы помощника прокурора Железнодорожного района г. Читы Ивойлова В.С., изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.
Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 15.27 указанного Кодекса, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Как следует из материалов дела, при осуществлении добычи драгоценных металлов (золото, серебро, металлы платиновой группы) общество проводит операции по реализации (купле-продаже) указанных ценностей.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили следующие нарушения:
-не проведено документальное фиксирование сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, в форме внутреннего сообщения об операции с денежными средствами и иным имуществом (пункт 27 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.);
- непредставление в уполномоченный орган сведений по одной операции купли-продажи драгоценных металлов (золото) за 2018 год, подлежащим обязательному контролю, сведения по которым в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлялись (подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ);
- не осуществлялись периодические проверки (не реже одного раз в три месяца) наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и после проверки (не реже чем один раз в три месяца) наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию денежных средств или иного имущества, в установленные сроки не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган (подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ);
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела судьей установлено, что общество является субъектом правоотношений, регулируемых Законом № 115-ФЗ.
Согласно ст. 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в ст. 6 Закона.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Статьей 3 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Поскольку действия общества направлены на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов, указанные операции, сумма которых превышала 600 000 рублей, подлежали обязательному контролю и сведения о них - направлению в соответствующий орган.
Согласно информационному письму Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 года № 50, а также в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Следовательно, обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.
Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения, что обществом сделано не было.
Кроме того, как указано выше, в силу пдп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ общество должно было осуществлять периодические проверки (не реже одного раз в три месяца) наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и после проверки в установленные сроки информировать о результатах таких проверок уполномоченный орган, чего также сделано не было.
Событие правонарушения и вина НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК» подтверждается: постановлением об административном правонарушении от 17 апреля 2019 г.; выпиской из единого государственного реестра юридических лиц; справкой ФКУ «Пробирная палата России» от 15.03.2019 г.; Уставом общества; Правилами внутреннего контроля, утвержденными генеральным директором общества 04.08.2017 г.; договором купли-продажи золота в слитках ... от 22.10.2018 г.; дополнительным соглашением к договору купли-продажи от 31.10.2018 г.; счет-фактурой от 07.11.2018 г.; актом № ... от 07.11.2018 г.; платежными поручениями ... от 01.11.2018 г. и ... от 07.11.2018 г.; сводной таблицей по сделкам; выпиской по операциям на счете.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
При названных обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 Кодекса
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые и считает возможным назначить наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановила:
Признать НАО «КАРИЙСКИЙ РУДНИК», юридический адрес: ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей с перечислением: УФК по Забайкальскому краю (прокуратура Забайкальского края, л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 753601001, р/с <***>, отделение Чита г. Чита, БИК 047601001, ОКТМО 76701000, УИН 0, КБК 415 1 16 900100 16000 140 (в федеральный бюджет).
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Читы в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Ж.Н. Лытнева
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье (ст. 32.2 КоАП РФ). В случае неуплаты штрафа в установленный срок, судья принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.