ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-47/2017 от 24.03.2017 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

Дело № 5-47/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об административном правонарушении

с. Усть-Кулом 24 марта 2017 года

Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Ю.Н. Ерчин, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Р.Г. Карманова» с. Усть-Нем, находящегося по адресу: <адрес>

установил:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми направило в суд для рассмотрения материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Р.Г. Карманова» с. Усть-Нем, то есть за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно представленному протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным специалистом-экспертом Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми следует, что в период с 10.02.2017 по 16.02.2017 на основании приказа заместителя Председателя Правительства Республики Коми – министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ-у проведена плановая выездная проверка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Р.Г. Карманова» с. Усть-Нем.

По результатам проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что образовательная организация имея лицензию на осуществление образовательной деятельности серии 11Л01 выданную Министерством образования Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет образовательную деятельность с нарушением лицензионных требований предусмотренных п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. То есть в нарушение требований ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», реализуемые образовательной организацией образовательные программы дошкольного образования не обеспечены педагогическими кадрами, имеющими профессиональное образование, обладающими соответствующей квалификацией, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам дошкольного образования, в частности: у педагогических работников ФИО3 (учитель математики), ФИО8 (учитель коми языка и литературы РК) отсутствует образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

В ходе рассмотрении дела законные представители муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Р.Г. Карманова» с. Усть-Нем ФИО1 и ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признали, по обстоятельствам пояснили, что при приеме на работу ФИО4 и ФИО8 были созданы аттестационные комиссии с целью подтверждения соответствия указанных лиц занимаемой должности в порядке исключения, поскольку кандидатов на вакантные должности учителей не имелось. По итогам проведения аттестации претенденты были рекомендованы на должность учителей. Документы аттестационных комиссий проверяющему не предоставлялись, поскольку они не запрашивались. Замечаний и жалоб по работе ФИО3 и ФИО8 в должности учителей не имелось, в настоящее время трудовые договора с ними расторгнуты.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми и должностное лицо о времени и месте рассмотрении дела извещены, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица участвующего в деле.

Свидетель ФИО6 пояснила, что она являлась председателем аттестационной комиссии созданной для назначения учителей математики и коми языка и литературы РК. В ходе аттестации проводилось тестирование, учитывалось наличие высшего образования и наличие соответствующей дисциплины в дипломе по предмету, а также иные навыки и знания претендента. По итогам аттестации как не имеющих соответствующей подготовки в порядке исключения ФИО3 и ФИО8 рекомендовались на должности учителей. За весь период их последующей работы нареканий не имелось.

Заслушав законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно подпункту «д» пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678, к должностям иных педагогических работников относится учитель.

Согласно разделу III «Должности педагогических работников» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, требованиями к квалификации учителя являются: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В разделе «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

Из материалов дела следует, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Р.Г. Карманова» с. Усть-Нем осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии -О от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования Республики Коми.

Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в обоснование факта грубого нарушения юридическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности приведены следующие письменные доказательства: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказ о проведении плановой выездной проверки -у от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки К от ДД.ММ.ГГГГ; срочные трудовые договоры, заключенные между МОУ «СОШ имени Р.Г. Карманова» с. Усть-Нем и ФИО3ФИО8; дипломы ФИО3, ФИО8

В обоснование возражений законными представителям юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представлены приказы о проведении аттестации педагогических работников ФИО3 (учитель математики), ФИО8 (учитель коми языка и литературы РК) с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, протоколы заседания аттестационных комиссий, приказы об итогах аттестации на соответствие занимаемых должностей.

В соответствии с пунктом 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности в порядке исключения лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии.

Представленные законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, документы не противоречат Порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276, согласно которому аттестационная комиссия, о которой идет речь в п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н, призвана выполнять другую задачу - коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя. Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.

Представленные материалы подтверждают обоснованные выводы аттестационной комиссии по итогам проведения аттестации претендентов на должность учителя.

В силу ч. 2 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При установленных обстоятельствах прихожу к выводу о выполнении юридическим лицом требований и условий специального разрешения (лицензии) и об отсутствии в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьи 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Р.Г. Карманова» с. Усть-Нем прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья - подпись.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин