ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-47/2021 от 15.03.2021 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5-47/2021

УИД 14RS0016-01-2021-000330-28

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 марта 2021 года гор. Мирный РС (Я)

Судья Мирнинского районного суда Иванова С.А., единолично, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

должностного лица – главы администрации муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Гороховой Тамары Васильевны,

У С Т А Н О В И Л :

25 февраля 2021 года гласным инспектором Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Мирнинский район» Таракановым М.Ю. составлен протокол № 2-АП 2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации МО «Чуонинский наслег» Гороховой Т.В.

Как следует из протокола об административном правонарушении, Горохова Т.В., являясь главой администрации муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района РС (Я) осуществляя полномочия руководителя деятельности наслежной администрации на принципах единоначалия, не исполнила в установленный срок представление органа муниципального финансового контроля (Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район») от 16 апреля 2020 года № 126-ПА в части пунктов представления №№ 5, 9, 10, 15, 16, 17, 30.

В судебном заседании представитель административного органа – главный инспектор Контрольно-счетной палаты МО «Мирнинский район» Тараканов М.Ю. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил, полагает, что Гороховой Т.В., являющейся главой муниципального образования «Чуонинский наслег» не исполнена часть пунктов предписания уполномоченного органа муниципального финансового контроля, Доказательства, приведенные административным органом, приобщенные к протоколу об административном правонарушении, свидетельствуют о наличии в бездействии должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Горохова Т.В., в целом не оспаривая приведенные в постановлении обстоятельства по делу, в суде пояснила, что не является субъектом вмененного правонарушения, материалами служебного расследования подтверждено, что, поскольку материалы представления № 126-ПА вынесены в отношении работы администрации муниципального образования, которая велась в 2019 году, главой администрации МО «Чуонинский наслег» в 2019 году являлось иное лицо, а потому Горохова Т.В. не может нести ответственности за деяния лица, сложившего свои полномочия. Вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, не признает.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу ч. ч. 2, 3 ст. 268.1 БК РФ органы внешнего муниципального финансового контроля вправе при осуществлении соответствующих контрольных мероприятий направлять объектам контроля предписания и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля определяется муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Он осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

В силу п. п. 3 - 5 ч. 1 ст. 14 Закона должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право: направлять запросы должностным лицам органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке; составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий.

Согласно ч. ч. 4 - 6 ст. 16 Закона в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий, контрольно-счетные органы направляют в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание, которое должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания его вынесения. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

Из представленных в материалы дела документов следует, 16 апреля 2021 года в адрес главы администрации МО «Чуонинский наслег» Н. председателем Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» внесено представление, в котором указано, что по результатам контрольного мероприятия «Внешняя» проверка бюджетной отчетности администрации МО «Чуонинский наслег» и подведомственного учреждения МБУ «Физкультурный комплекс «Арылах» были выявлены нарушения (замечания, недостатки), допущенные главным администратором бюджетных средств и подведомственным ему учреждением. Всего в представлении указано 11 пунктов нарушений, выявленных в ходе проверочного контрольного мероприятия.

Данным представлением также указано на необходимость исполнения ряда мер по устранению выявленных нарушений (замечаний, недостатков), а также мер по их дальнейшему предупреждению. Всего представление содержит в себе 31 пункт, установлен срок для исполнения представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов – не позднее 30 календарных дней с момента получения представления (л. 18-36 материала).

12 мая 2020 года глава администрации МО «Чуонинский наслег» Н. направил адрес председателя Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» информацию о результатах рассмотрения представления № 126-ПР от 16.04.2020 (л. 150-154 материала).

Рассмотрев указанную информацию, Контрольно-счетная Палата МО «Мирнинский район» согласовала однократное продление сроков исполнения представления:

по пункту № 5 – обеспечение осуществления в администрации МО «Чуонинский наслег» внутреннего финансового контроля в соответствии с положениями муниципальных правовых актов МО «Чуонинский наслег» - до 30.09.2020;

по пункту № 6 – обеспечение осуществления на уроне администрации МО «Чуонинский наслег» внутреннего финансового аудита – до 01.12.2020;

по пункту № 7 – обеспечение издания ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита – до 01.09.2020;

по пункту № 9 – обеспечение отражения в учетной политике администрации МО «Чуонинский наслег» методов оценки объектов бухгалтерского учета, порядка признания и прекращения признания объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; правил документооборота и технологии обработки учетной информации, в том числе порядке и сроков передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведений бухгалтерского учета – до 30.09.2020;

по пункту № 10 – корректировки порядка проведения инвентаризации активов и обязательств администрации МО «Чуонинский наслег» в установленной представлением части – до 30.09.2020;

по пункту № 15 – корректировки действовавшего в МО «Чуонинский наслег» Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) в отношении бюджетных учреждений муниципалитета и финансового обеспечения выполнения муниципального задания № 24/1 в установленной представлением части – до 30.09.2020;

по пункту № 16 – обеспечение утверждения значений нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, выполнения работ бюджетными учреждениями – до 30.09.2020;

по пункту № 17 – обеспечение утверждения значений базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, корректирующих коэффициентов – до 30.09.2020;

по пункту № 18 – обеспечение размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет значений базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг и корректирующих коэффициентов – до 30.09.2020;

по пункту № 21 – обеспечение размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет изменения муниципального задания МБУ ФК «Арылах»по соответствующим датам – до 01.07.2020;

по пункту № 22 – исключение одновременного действия на уровне муниципального образования двух муниципальных правовых актов, направленных на регулирование порядка предоставления субсидий бюджетных и автономным учреждениям на финансовое обеспечения выполнения ими муниципального задания – до 01.08.2020;

по пункту № 23 – исключение одновременного действия на уровне муниципального образования двух муниципальных правовых актов, направленных на регулирование порядка предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели – до 01.08.2020;

по пункту № 25 – обеспечение осуществления на уровне администрации МО «Чуонинский наслег» внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с федеральными стандартами – до 30.09.2020;

по пункту № 26 – обеспечение корректировки Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в части, указанной в представлении, - до 01.09.2020;

по пункту № 27 – пересмотр действующих муниципальных программ в части их оформления, содержания, целей и задач, механизмов реализации, показателей целевых индикаторов и приведение их в строгое соответствие с требованиями муниципального правового акта, регулирующего порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ – до 01.10.2020;

по пункту № 30 – корректировка муниципальных программ на официальном сайте МО «Мирнинский район» и в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования – 01.11.2020;

по пункту № 31 – проведения служебного расследования в отношении соответствующих должностных лиц – до 01.07.2020.

При этом администрация МО «Чуонинский наслег» предупреждения о необходимости предоставления результатов исполнения не позднее указанных сроков (л.д. 155-160 материала).

30 июня 2020 года глава администрации МО «Чуонинский наслег» сообщил об исполнении пунктов №№ 21, 31 представления № 126-ПР (л.д. 161).

31 июля 2020 года глава администрации МО «Чуонинский наслег» сообщил об исполнении пунктов №№ 22, 23 представления № 126-ПР (л.д. 162).

31 августа 2020 года глава администрации МО «Чуонинский наслег» сообщил об исполнении пунктов №№ 7, 26 представления № 126-ПР (л.д. 163).

18 сентября 2020 года Горохова Т.В. вступила в должность Главы муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), одновременно возложив на себя обязанности Главы администрации данного муниципального образования с правом первой подписи.

30 сентября 2020 года глава администрации МО «Чуонинский наслег» обратился в адрес председателя Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» с письмом, которым просил о продлении срока исполнения отдельных пунктов представления в следующие сроки:

по пунктам №№ 21, 22, 23 – до 01.12.2020.

по пунктам №№ 5, 6, 26, 27, 31 – до 30.01.2021,

по пунктам №№ 10,15 – до 01.02.2021;

по пунктам №№ 7, 9, 16, 17, 18 – до 01.03.2021;

01 октября 2020 года председателем Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» частично удовлетворено ходатайство главы администрации МО «Чуонинский наслег» и повторно продлены сроки исполнения указанных выше пунктов представления № 126-ПР – до 01.02.2020. При этом, при принятии такого решения председателем контрольно-счетной Палаты было принято во внимание сложившиеся обстоятельства работы новой наслежной администрации (л.д. 170-173).

01 февраля 2021 года глава администрации МО «Чуонинский наслег» Горохова Т.В., сообщив об исполнении пунктов №№ 5, 6, 16-18, 25, 27, 30 представления № 126-ПР, вновь заявила ходатайство о продлении сроков исполнения пунктов 9, 10, 15 представления до 31.03.2021 года (л.д. 174).

05 февраля 2021 года по итогам контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности администрации МО «Чуонинский наслег» составлен акт о выявлении факта совершения административного правонарушения, согласно которому главный инспектор Контрольно-счетной палаты МО «Мирнинский район» Тараканов М.Ю. установил факт неисполнения должностным лицом – главой администрации МО «Чуонинский наслег» пунктов №№ 5, 9, 10, 15-17, 30 представления № 126-ПР (л.д. 9-12). Экземпляр данного акта направлен для ознакомления в адрес главы администрации МО «Чуонинский наслег».

25 февраля 2021 года главным инспектором Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» в отношении главы администрации МО «Чуонинский район» Гороховой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями ч. 7 ст. 28. 3 КоАП РФ, а также в соответствии с постановлением № 17 Председателя Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» от 09 июня 2017 года.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

По смыслу данной нормы к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием об устранении нарушений законодательства.

Поскольку административным органом был установлен срок для исполнения представления № 126-ПР (с учетом последующего неоднократного продления сроков его исполнения) – 01 февраля 2021 года, то датой совершения данного правонарушения является 02 февраля 2021 года.

К моменту совершения правонарушения глава администрации МО «Чуонинский наслег» Горохова Т.В. осуществляла свои непосредственные обязанности на протяжении 4 месяцев. При этом суду не представлены какие-либо данные, свидетельствующие о принятии Гороховой Т.В. каких-либо мер по своевременному исполнению предписания, в том числе основанных на ошибочном понимании объема истребуемой документации. Согласно пояснениям Гороховой Т.В., представление № 126-ПР ею в установленном порядке не оспаривалось, срок его исполнения административным органом продлевался неоднократно и с учетом сложившихся к моменту вступления Гороховой Т.В. в должность главы муниципального образования обстоятельств. О наличии неясностей, содержащихся в представлении формулировок, должностное лицо в контрольный орган не заявляла.

Одновременно, указание лица, в отношении которого ведется производство по делу, о том, пункты представления в целом предполагали значительный объем работы, сроки их исполнения являлись короткими, не влияет на правомерность (законность) выданного представления.

Таким образом, вина должностного лица - главы администрации МО «Чуонинский наслег» Гороховой Т.В. заключается в том, что она, являясь постоянным руководителем наслежной администрации, а следовательно, руководителем исполнительно-распорядительного органа местно самоуправления сельского поселения, не предприняла все зависящие от нее меры соблюдению бюджетных обязательств, не исполнила в установленные сроки законное предписание органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, о том, что вина за совершение данного правонарушения лежит на главе администрации, сложившем свои полномочия в сентябре 2020 года, суд находит несостоятельными, поскольку с учетом положения Устава МО «Чуонинский наслег» глава наслега является высшим должностным лицом сельского поселения, а следовательно, и главным распорядителем бюджетных средств. Кроме этого, при составлении протокола об административном правонарушении контрольным органом принят во внимание общий период, в течение которого неоднократно продевались сроки исполнения представления, с мая 2020 года (представление № 126-ПР датировано 16 апреля 2020 года, первоначальный срок исполнения установлен – не более 30 дней) по февраль 2021 года.

Доводы о том, что выявленные нарушения относятся к 2019 финансовому году, также не являются состоятельными, поскольку, как уже указывалось выше, вменяемое правонарушения считается совершенным с 02 февраля 2021 года.

Довод привлекаемого к ответственности лица о том, что большинство работавших ранее в администрации сотрудники, были уволены, а потому новые сотрудники не могли исполнить все пункты представления в установленные сроки, также не состоятелен, поскольку такие обстоятельства не освобождают главу Администрации МО «Чуонинский наслег» от контроля за выполнением этой организацией работ. Наличие обстоятельств, объективно не позволивших исполнить представление в установленные сроки, ни контрольному органу, ни суду не представлены. Несогласие с количеством пунктов представления № 126-ПР, не влечет за собой суждение о степени неисполнения законного предписания органа финансового контроля, поскольку с объективной стороны правонарушение характеризуется бездействием должностного лица, выразившемся в непринятии мер по исполнению законного представления уполномоченного контролирующего органа. Одновременно не представлено доказательств того, что у Гороховой Т.В. как у действующего Главы администрации МО «Чуонинский наслег» отсутствовала возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, ею были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, был обеспечен достаточный контроль за исполнением представления № 126-ПР, суду не представлено.

Объективная сторона административного правонарушения, совершенного главой администрации МО «Чуонинский наслег» Гороховой Т.В. выразилась фактическом в неисполнении в установленный срок представления, выданного уполномоченным органом муниципального контроля.

При таких обстоятельствах действия главы администрации МО «Чуонинский наслег» верно квалифицированы по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Допущенное нарушение по своей сути посягает на институты государственной власти в виде реализации должностным лицом, действующим от имени и в интересах государства, предоставленных ему законодательством полномочий. Отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенного нарушения вредных последствий сами по себе не свидетельствуют о малозначительности деяния, в связи с чем суд не применяет положения ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из материалов дела видно, что Горохова Т.В. к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ привлекается впервые, что является смягчающим ответственность обстоятельством. Доказательства обратного административным органом суду не представлены. Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

Учитывая характер и тяжесть вмененного должностному лицу в вину административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, иные обстоятельства суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, установленном санкцией ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Горохову Тамару Васильевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Саха (Якутия) (АМО «Мирнинский район РС (Я)»)

Номер счета получателя: 0310064300000001160

БИК: 019805001

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) БАНКА РОССИИ// УФК по Республике Саха (Якутия) г. Якутск

Номер счета банка получателя средств (ЕКС): 401028810345370000085

ИНН 1433017567

КПП 143301001

ОКТМО 98631000

л/с: 04163017680

КБК 800 1 16 01194 01 0000 140

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.

Судья п/п С.А. Иванова

«Копия верна»

Судья Мирнинского районного суда

Республики Саха (Якутия) С.А. Иванова