ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-480/2022 от 19.10.2022 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело № 5-480/2022

11RS0020-01-2022-002074-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 октября 2022 года с. Айкино

Судья Усть-Вымского районного суда Моисеева М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении о привлечении АО «Коми коммунальные технологии» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд предоставлен протокол о привлечении АО «Коми коммунальные технологии» к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель АО «Коми коммунальные технологии» пояснил, что нарушения частично устранены, и в настоящее время отсутствует угроза жизни и здоровью граждан.

Должностное лицо поддержало протокол об административном правонарушении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, для проверки доводов, изложенных в сообщении Усть-Вымского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации проведен осмотр участка линии ВЛ-10 кВ яч.5 ДЭС «Важгорт» - Чупрово – Коптюга с опоры № 81 по опору № 24 (4 км от с. Чупрово), по результатам которой установлена ненадлежащая эксплуатация, а именно:

- нарушена целостность (перекушен) заземляющего проводника (спуска) опор № 81, 80, 79, что не соответствует пунктам 1.1.3, 5.10.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, пункта 1.7.51 Правил устройства электроустановок;

- заземляющий проводник (спуск) опор № 81, 80, 79 не защищены от коррозии, не окрашены в черный цвет (пункт 5.10.5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей);

- отсутствует (удален) заземляющий проводник (спуск) опор № 78, 69, 33, на которой имеются следы ранее присутствующего заземляющего проводника с креплениями его к опоре, имеется округлое углубление от искусственного заземления (металлическая арматура) в грунте в места нахождения опоры (пункты 1.1.3, 5.10.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, пункт 1.7.51 Правил устройства электроустановок);

- отсутствует (удален) заземляющий проводник (спуск) опор № 77, 73, 72, 71, 70, 68, 66, 65, 60, 59, 58, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 32, 31, 30, 29, 28, 26, 24, имеются следы ранее присутствующего заземляющего проводника с креплениями его к опоре, имеется искусственный заземлитель в виде металлической арматуры или толстой проволоки, углубленный в землю, к которому приварен кусок заземляющего проводника, конец которого перекусан (пункты 1.1.3, 5.10.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, пункт 1.7.51 Правил устройства электроустановок);

- отсутствует (удален) заземляющий проводник (спуск) опор № 76, 75, 74, 57, имеются следы ранее присутствующего заземляющего проводника с креплениями его к опоре (пункты 1.1.3, 5.10.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, пункт 1.7.51 Правил устройства электроустановок);

- отсутствует заземляющий проводник (спуск) опор № 67, 64 (63), 63 (62), 62 (61), 27 (отсутствует нанесенный порядковый номер), 25 (отсутствует нанесенный порядковый номер) - пункты 1.1.3, 5.10.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, пункт 1.7.51 Правил устройства электроустановок;

- отсутствует (удален) заземляющий проводник (спуск) опоры № 61, в грунте имеется искусственный заземлитель, конец которого перекусан (пункты 1.1.3, 5.10.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, пункт 1.7.51 Правил устройства электроустановок).

Участок линииВЛ-10 кВ яч.5 ДЭС «Важгорт» - Чупрово –Коптюга находится на балансе АО «Коми коммунальные технологии», что подтверждается имеющими в материалах дела доказательствами.

В материалах дела имеется сообщение Усть-Вымского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, согласно которому гражданин, дотронувшись до поврежденного провода заземления опоры № 80, находящегося под напряжением, скончался от воздействия электрического тока высокого напряжения.

Протоколом № 25-05-134/2022 временно запрещена эксплуатация ВЛ-10 кВ яч.5 ДЭС «Важгорт» - Чупрово –Коптюга с опоры № 81 по опору № 24 (4 км от с. Чупрово), кроме работ по устранению нарушений.

В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность занарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1.3 указанных Правил безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.

Пунктом 5.10.1 Правил предусмотрено, что заземляющие устройства должны удовлетворять требованиям обеспечения электробезопасности людей и защиты электроустановок, а также эксплуатационных режимов работы.

Все металлические части электрооборудования и электроустановок, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, должны быть заземлены или занулены.

Заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии. Открыто проложенные заземляющие проводники должны иметь черную окраску (пункт 5.10.5 Правил № 229).

Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок, которые распространяются на все электроустановки переменного и постоянного тока напряжением до 1 кВ и выше и содержит общие требования к их заземлению и защите людей и животных от поражения электрическим током как в нормальном режиме работы электроустановки, так и при повреждении изоляции.

Пунктом 1.7.51 данных Правил предусмотрено, что для защиты от поражения электрическим током в случае повреждения изоляции должны быть применены по отдельности или в сочетании следующие меры защиты при косвенном прикосновении: защитное заземление; автоматическое отключение питания; уравнивание потенциалов; выравнивание потенциалов; двойная или усиленная изоляция; сверхнизкое (малое) напряжение; защитное электрическое разделение цепей; изолирующие (непроводящие) помещения, зоны, площадки.

Оценивая установленные по делу обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействиях) АО «Коми коммунальные технологии» события и состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии АО «Коми коммунальные технологии» всех зависящих от него мер в рамках предоставленных полномочий по выполнению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, не представлено.

При этом, частичное устранение нарушений после их выявления и составления протокола об административном правонарушении не исключают ответственность за совершенное правонарушение.

Определяя вид наказания, суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Санкция статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена два вида наказания в отношении юридического лица: административный штраф и приостановление деятельности.

При этом, произвольное, безосновательное назначение того или иного наказания в силу закона недопустимо.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности надлежит учитывать характер юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ).

При рассмотрении дела установлено, что ВЛ 10 кВ яч.5 ДЭС «Важгорт» - Чупрово – Коптюга снабжает электричеством два села, в которых проживает около 150 жителей. Иного варианта электроснабжения данных населенных пунктов не имеется. Кроме того, от данной линии также работает котельная, которая отапливает помещения в данных селах.

Согласно данным начальника ОЭН и НГТС Пономарева А.С., изложенным в письменной форме, проанализировав представленные АО «Коми коммунальные технологии» документы, пришел к выводу, что часть нарушений устранена, а именно произведен демонтаж заземляющих спусков на участке ВЛ от д. Чупрово до д. Коптюга (участок ВЛ от р. Вашка до КТП № 0219, КТП № 0220), заземляющие спуски на опорах 79, 80 и 81 демонтированы с опор.

Вместе с тем, фактического осмотра опор начальник ОЭН и НГТС Пономарев А.С. не проводил, соответствующий акт не составлялся.

Указание должностного лица на отсутствие осмотра на той же линии состояния остальных опор помимо с 24 до 81, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку нарушений по иным опорам в рассматриваемом протоколе об административных правонарушениях не вменено.

Достоверных, допустимых доказательств наличия в настоящее время прямой угрозы для жизни и здоровья граждан после устранения части нарушений, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении не представил.

Учитывая установленные по делу обстоятельства в совокупности, исходя из характера совершенного АО «Коми коммунальные технологии» правонарушения, устранение опасных для жизни и здоровья дефектов, а также принимая во внимание крайнюю необходимость высоковольтной линии, обеспечивающей жизнедеятельность проживающих в двух селах граждан, в том числе отопления помещений, суд считает возможным избрать юридическому лицу меру наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, то есть не связанную с приостановлением эксплуатации ВЛ-10 кВ яч.5 ДЭС «Важгорт» - Чупрово – Коптюга с опоры № 81 по опору № 24 (4 км от с. Чупрово), которая, в случае ее применения, повлечет ухудшение положения, в том числе, проживающих в двух селах граждан. Бесспорных оснований для применения именно данной меры наказания судом не установлено.

Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать АО «Коми коммунальные технологии» (ИНН 1101056139), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение десяти дней со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья - М.А. Моисеева