Дело № 5-482/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 августа 2017 года <адрес>
Судья Кудымкарского городского суда <адрес> Горькавая Л.Ф., при секретаре З., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, главы Купросского сельского поселения», ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес>, старшим советником юстиции О. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица-главы Купросского сельского поселения Б., предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Из постановления следует, что при проведении прокуратурой <адрес> исполнения администрацией Купросского сельского поселения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, которые могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде, допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и иным обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами.
Представитель административного органа Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Помощник прокурора <адрес>Д. в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, просила привлечь Б. к административной ответственности, поскольку главой Купросского сельского поселения на момент проведения проверки не был организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, ртутьсодержащие отходы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обезвреживание и утилизацию не передавались, оснований для освобождения Б. от ответственности не имеется.
Б. в судебном заседании с правонарушением согласилась, просила признать данное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав стороны, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, в соответствии с которым отходы I класса являются чрезвычайно опасными отходами.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445) - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО - 4 71 101 01 52 1) относятся к I классу опасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.102003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12 2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о вне- изменений в закон Пермского края «О бюджетном процессе» за сельскими поселениями за закреплены вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и траспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 20 ст. 6 Устава МО «Купросское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 24 ст. 34 Устава МО «Купросское сельское поселение» глава поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов его значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года № 681 утверждены правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В силу пункта 8 Правил органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Согласно пункту 9, 13 Правил сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В судебном заседании установлено, что в нарушение норм действующего законодательства, главой Купросского сельского поселения Б. до настоящего времени (ДД.ММ.ГГГГ не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование, на территории Купросского сельского поселения управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами отсутствуют. Постановлением Купросского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Купросского сельского поселения. Контроль над исполнением данного постановления возложен на ведущего специалиста по ЖКХ и строительству, отдельного распоряжения нет, в должностной инструкции специалиста по ЖКХ и строительству данные обязанности отсутствуют. Иное ответственное лицо за работу с ртутьсодержащими лампами не назначено. ДД.ММ.ГГГГ администраций Купросского сельского поселения с ООО «УралТрейдГрупп-Ойл» заключен договор на выполнение услуг по обезвреживанию и вывозу ртутьсодержащих отходов. На момент проверки срок действия договора истек (срок истек ДД.ММ.ГГГГ). Проверкой Юсьвинской прокуратуры установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ртутьсодержащие отходы на обезвреживание и утилизацию не передавались. Информирование населения о месте сбора ртутьсодержащих отходов не производилось.
В соответствии с Рещением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Купросского сельского поселения главой Купросского сельского поселения избрана Б.
Указанные действия (бездействия) Б. как должностного лица, являются нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Р.Ф.
Объект совершенного административного правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Объективная сторона совершенного административного правонарушения – действие (бездействие), выразившееся в нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства при обращении с отходами.
Доказательством вины Б. в совершении указанного правонарушения являются: постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, представлением прокурора об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды; Уставом Купросского сельского поселения; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями Б., Е.; распоряжением о проведении проверки; справкой по результатам проверки.
Как следует из материалов дела, в определенном месте сбора ртутьсодержащих отходов хранятся лампы уличного освещения и замененные ртутьсодержащие лампы администрации Купросского сельского поселения. Население, организации, учреждения, расположенные на территории Купросского сельского поселения надлежащим образом не уведомлены о месте сбора ламп, о чем свидетельствует отсутствие отработанных ртутьсодержащих ламп, принятых у населения, организаций, учреждений в месте их сбора и первичного размещения.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Б., являясь главой администрации Купросского сельского поселения и обладая соответствующими властными полномочиями, не предприняла всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях главы администрации Купросского сельского поселения Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Б. просила признать данное правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Допущенные нарушения правил и норм санитарно-эпидемиологического законодательства создают существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, заключаются в пренебрежительном отношении должностного лица на протяжении 2 лет к исполнению возложенной публичной обязанности, относятся к категории нарушений, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Таким образом, оценив характер и степень общественной опасности допущенного главой Купросского сельского поселения Б. правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания малозначительным не усматривается.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, личность виновной, ее имущественное положение.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, является то, что ранее Б. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ не привлекалась, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При таких обстоятельствах считаю возможным признать Б. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать главу Купроского сельского поселения Б. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: <данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, подлежит предъявлению в канцелярию Кудымкарского городского суда. В случае неуплаты штрафа в установленные сроки постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения административного штрафа с возбуждением производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неуплата штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Настоящее постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения.
Судья Л.Ф. Горькавая