Дело №5-482/2021
УИД 42RS0012-01-2021-002459-40
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Мариинск 09 ноября 2021 года
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Тураева Н.Р., рассмотрев в помещении Мариинского городского суда, расположенного по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,
в отношении индивидуального предпринимателя Лобач Надежды Викторовны, <...>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении <...> от 21.10.2021 ИП Лобач Н.В, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, а именно: 10.09.2021 в 11 часов 10 минут по адресу: <...> в фирменном магазине «Крюгер», расположенном на первом этаже жилого многоквартирного дома ИП Лобач Н.В. допустила реализацию алкогольной продукции в розлив, а также зал обслуживания посетителей составляет менее 50 кв.м, в нарушение требований ст.10.2, п.2, п.4, п.9 ст.16 ФЗ от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», п.п.1,2 ст.3.2 Закона Кемеровской области от 20.12.2011 №156-ОЗ (ред. от 10.06.2020) «О некоторых вопросах в сфере государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» (с изм. внесенными законом №155-ОЗ от 24.12.2020 и №63-ОЗ от 10.06.2021). Тем самым ИП Лобач Н.В. допустила нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. То есть, ИП Лобач Н.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется административное дело, ИП Лобач Н.В. в суд не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Должностное лицо ФИО1 в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ИП Лобач Н.В. - ФИО2, действующая на основании доверенности, просила производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Лобач Н.В. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя следующим.
В соответствии со ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, который является наиболее важным процессуальным документом в деле, имеющим доказательственную силу.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие. Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления.
Согласно ч.3, ч.4 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Согласно ч.2 указанной статьи извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушении указанных выше норм извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в адрес ИП Лобач Н.В. не направлялось.
Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии привлекаемого лица.
В силу ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствии.
Однако, данных о том, что ИП Лобач Н.В. была извещена каким-либо способом, установленным настоящим Кодексом, о дате, месте и времени составления указанного выше протокола об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
При этом, положения ст.28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Тем самым, ИП Лобач Н.В., привлекаемая к ответственности, была лишена предоставленных ей ст.28.2, ч.1 ст.25.1, ст.24.4 КоАП РФ гарантий прав защиты и не имела возможности воспользоваться своими процессуальными правами в соответствии с нормами КоАП РФ: квалифицировано возражать, представлять доказательства, давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, которым в силу ч.4 указанной выше статьи, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
На составление протокола об административном правонарушении был извещен представитель ИП Лобач Н.В.
Извещение представителя о необходимости проведения процессуального действия и составления процессуального документа не снимает с уполномоченного должностного лица, государственного органа обязанность по извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Недопустима подмена лиц и в составляемых процессуальных документах.
Правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и правовой статус его законного представителя и правовой статус защитника неодинаковы. Об этом свидетельствует соотношение прав и обязанностей указанных участников производства по делу об административном правонарушении.
Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ч.2 ст.25.3 КоАП РФ). Указанные лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица в тех случаях, когда физическим лицом является несовершеннолетний или лицо, которое по своему психическому или физическому состоянию лишено возможности самостоятельно реализовывать свои права. Перечень лиц, которые могут быть законными представителями физического лица и законными представителями юридического лица, весьма ограничен. Законные представители осуществляют защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст.ст.25.3, 25.4 КоАП РФ).
Представитель же выступает участником производства по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи потерпевшему (ч.1 ст.25.5 КоАП РФ).
По смыслу положений КоАП РФ иные лица, выступающие по доверенности от имени лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (от имени физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя), для оказания юридической помощи приобретают иной статус и именуются защитниками.
Возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении должна быть предоставлена физическому лицу или законному представителю юридического лица (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление №5) существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В нарушение положений ч.2 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении №1493 не содержит даты и времени составления протокола, а также подписи должностного лица, составившего протокол.
Согласно п.4 Постановления №5 в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, т.е. в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело - Лобач Н.В., при отсутствии в деле доказательств о ее надлежащем извещении о времени и месте составления протокола, что повлекло нарушение права Лобач Н.В. на защиту; протокол об административном правонарушении не содержит даты и времени составления протокола, а также подписи должностного лица, составившего протокол. Указанные нарушения являются существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ - нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу ч.1 ст.28.2 КоАП РФ обязательным доказательством состава административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч.1 и 3 ст.28.6 КоАП РФ.
Частью 4.1 ст.28.2 КоАП РФ установлена обязанность должностного лица, составляющего протокол об административном правонарушении, известить в установленном порядке лицо, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте составления данного протокола.
Согласно ч.ч.3, 4.1, 5 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, в случае их неявки, только если они извещены в установленном порядке. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Из материалов дела следует, что 21.10.2021 ст. УУП ОУУП и ПДН отдела МВД России по Мариинскому району майором полиции ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в отношении ИП Лобач Н.В. в её отсутствие.
Протокол об административном правонарушении <...> от 21.10.2021 подписан ФИО3, у которого отсутствуют полномочия на его подписание, о чем свидетельствует представленная в материалы дела доверенность.
В данном случае суд соглашается с доводами представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в части того, что какие-либо доказательства, свидетельствующие об извещении ИП Лобач Н.В. о времени и месте составления вышеуказанного протокола, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из того, что протокол об административном правонарушении составлен 21.10.2021, материалы дела не содержат сведений об уведомлении ИП Лобач Н.В. о дате, времени и месте составления протокола, следовательно, у должностного лица отсутствовали основания для его составления.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательством по делу об административном правонарушении, в частности, является протокол об административном правонарушении. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не может быть использован судом при вынесении постановления.
При таких обстоятельствах, настоящее дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.14.16, п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в отношении Индивидуального предпринимателя Лобач Надежды Викторовны прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд Кемеровской области в течение 10 суток.
Судья - Н.Р. Тураева
Постановление не вступило в законную силу
Судья - Н.Р. Тураева
Секретарь - О.Н. Тарасенко
Подлинный документ подшит в деле №5-482/2021 Мариинского городского суда Кемеровской области.
Секретарь - О.Н. Тарасенко