ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-483/2017 от 17.08.2017 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 5-483/2017 <данные изъяты>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 августа 2017 года г. Кудымкар

Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Щипицина Т.А., при секретаре Фирсовой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: Пермский край, Юсьвинский муниципальный район, <адрес><данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

у с т а н о в и л :

20.04.2017г. прокурором Юсьвинского района в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, из которого следует, что прокуратурой Юсьвинского района во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ от 15.03.2017 и поручения прокуратуры Пермского края от 06.04.2017 проведена проверка исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, которые могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде, в управляющих компаниях, расположенных на территории района и органах местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что Постановлением <данные изъяты> от 30.06.2015 № 73-п утверждено Положение о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами, контроль за исполнением которого возложен на главу поселения. В нарушение норм действующего законодательства, главой <данные изъяты> ФИО1 до настоящего времени (12.04.2017г.) не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование. 01.03.2015г. <данные изъяты> с <данные изъяты>» заключен договор на выполнение услуг по обезвреживанию и вывозу ртутьсодержащих отходов. Однако <данные изъяты> сбор ртутьсодержащих отходов у населения, иных потребителей не производился, ртутьсодержащие отходы в период с 2015г. по 12.04.2017г. на обезвреживание и утилизацию не передавались. Население, организации, учреждения, расположенные на территории поселения надлежащим образом не уведомлены о месте сбора ламп, о чем свидетельствует отсутствие отработанных ртутьсодержащих ламп, принятых у населения, организаций, учреждений в месте их сбора и первичного размещения. В месте сбора имеются только лампы уличного освещения, замена которых была произведена администрацией поселения.

В судебном заседании ФИО1 вину не признал, суду пояснил, что во исполнение возложенных на администрацию поселения полномочий по сбору и транспортированию отходов, администрацией <данные изъяты> постановлением от 30.06.2015 № 73 утверждено Положение «О порядке обращения с ртутьсодержащими отходами на территории <данные изъяты> Юсьвинского муниципального района», которое обнародовано на официальном сайте администрации поселения, размещено в сельских библиотеках поселения с памяткой для граждан о правилах содержания ртутьсодержащих отходов; распоряжением № 38-р от 15.05.2015г. назначено ответственное лицо за обращение с ртутьсодержащими отходами производства и потребления, ежегодно заключаются договоры с <данные изъяты>» на выполнение услуг по обезвреживанию и вывозу ртутьсодержащих отходов, которые не приносят вреда. Складирование ртутьсодержащих ламп в администрации поселения осуществляется в отдельном изолированном помещении, находящемся по адресу <адрес>, накопление и складирование ламп производится в специальную тару, с последующей отправкой на утилизацию, которые транспортируются по мере их накопления. На территории поселения проводится регулярное оповещение населения о месте, времени сбора, накопления и передачи на утилизацию ртутьсодержащих ламп путем развешивания объявлений, памяток в местах массового скопления людей. Граждане и юридические лица надлежащим образом проинформированы о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами. В материалах дела нет доказательств того, что администрацией поселения не производился сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у населения, организаций, что ртутьсодержащие отходы на обезвреживание и утилизацию не передавались, что опрос населения не проводился, объяснения граждан отсутствуют. Администрация поселения не осуществляет виды деятельности, указанные в ст. 8.2 КоАП РФ, она не является хозяйствующим субъектом, она лишь организуют деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, ответственность за ненадлежащее исполнение которых ст.8.2 КоАП не предусмотрена, в связи с этим считает, что он не является субъектом инкриминируемого административного правонарушения. Учитывая, что доказательства ненадлежащей организации администрацией поселения сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, организации утилизации и переработки, ненадлежащего информирования на территории сельского поселения не представлены, ущерб окружающей среде не нанесен, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ просит освободить его от ответственности в силу малозначительности.

Представитель административного органа Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО2 в судебном заседании пояснила, что ртутьсодержащие лампы относятся к отходам первого класса, при сборе должен вестись учет. Договор с <данные изъяты>» заключен в 2015 году, инструкция по сбору ртутьсодержащих ламп на момент проверки не была разработана. Ртутьсодержащие лампы должны храниться в специальных емкостях, в железных ящиках. Считает, что должностным лицом главой <данные изъяты> ФИО1 не должным образом ведется организация сбора люминесцентных ламп, которые относятся к первому классу опасности. При проверке свалки <данные изъяты> было установлено, что ртутьсодержащие лампы валяются на свалке, что отрицательно влияет на благоприятную среду обитания, пары ртути опасны для жизни и здоровья людей, животного и растительного мира.

Помощник прокурора Юсьвинского района Долдина Н.В. в судебном заседании настаивала на привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, оснований для освобождения его от ответственности не имеется. На момент проверки не был организован сбор ртутьсодержащих отходов у населения, после 01.05.2015г. администрацией <данные изъяты> не производился сбор ламп, на обезвреживание и утилизацию не передавались, население должным образом не было уведомлено о сборе ламп. Несоблюдение требований законодательства влечет негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав стороны, прокурора, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно п. 1 ст. 2 названного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Соблюдение Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении).

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12 2014 № 416- ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в закон Пермского края «О бюджетном процессе» за сельскими поселениями закреплены вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 20 ст. 6 Устава МО «Архангельское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 24 ст. 34 Устава глава поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

класс - чрезвычайно опасные отходы;

класс - умеренно опасные отходы;

класс - малоопасные отходы;

класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности.

Согласно п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки, при этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

Порядок размещения (хранения и захоронения) отработанных ртутьсодержащих ламп установлен в Правилах обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. N 681 (далее - Правила), согласно пунктам 14 и 17 которых хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.

В соответствии с п. 3 Правил обращения с отходами юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Согласно п. 8 Правил обращения с отходами органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртуть содержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации (п. 9 Правил обращения отходами).

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на администрацию сельского поселения возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является должностным лицом - <данные изъяты>

В ходе проведенной Юсьвинской прокуратурой 12.04.2017г. проверки выявлено, что постановлением администрации <данные изъяты> от 30.06.2015 № 73-п утверждено Положение о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами, контроль за исполнением которого возложен на главу поселения.

Согласно распоряжению администрации Архангельского сельского поселения № 38-р от 15.05.2015г. ответственным лицом за обращение с ртутьсодержащими отходами на территории поселения назначен ФИО6

ФИО1, являющимся главой администрации поселения, на момент проведения проверки в нарушение действующего законодательства не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный с собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

01.03.2015г. <данные изъяты> с <данные изъяты> заключен договор на оказание комплекса услуг по обращению с отходами. Однако на момент проверки сбор ртутьсодержащих отходов у населения, иных потребителей не производился, ртутьсодержащие отходы в период с 2015 по 12.04.2017 г. на обезвреживание и утилизацию не передавались, о чем свидетельствует отсутствие отработанных ртутьсодержащих ламп, принятых у населения, организаций, учреждений в месте их сбора и первичного размещения. Население, организации, учреждения, расположенные на территории поселения надлежащим образом не уведомлены о месте сбора ламп.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и его виновность, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.04.2017г.; справкой по результатам проверки; постановлением <данные изъяты> поселения от 15.05.2015г. -п, от 30.06.2015г -п; решением Совета депутатов <данные изъяты> от 14.10.2012г. «Об избрании главы поселения»; актом проверки от 12.04.2017г.; Уставом <данные изъяты>; распоряжением администрации Архангельского сельского поселения -р от 15.05.2015г., письменными объяснениями: ФИО7, ФИО6

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь главой администрации <данные изъяты> и обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Представленные ФИО1 документы: договор на оказание комплекса услуг по обращению с отходами от 20.06.2017г. с приложением, лицензия с <данные изъяты>»; счет-фактура от 29.06.2017гг., счет на оплату от 29.06.2017г., выписка из решения совета депутатов поселения от 21.06.2017г. выписки из сайта поселения не могут быть приняты во внимание, поскольку свидетельствуют лишь о том, что администрацией <данные изъяты> устранены нарушения действующего законодательства в области несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, но на момент проведения проверки данные нарушения имели место быть.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, личность виновного, который ранее не привлекался к административной ответственности,

Обстоятельством смягчающим административную ответственность суд признает устранение нарушения законодательства.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

При таких обстоятельствах считаю возможным признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: ИНН <***> КПП 590201001, р/с <***>, Получатель – УФК по Пермскому краю (Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края л/с <***>) Отделение ПЕРМЬ г. Пермь, БИК 0457733001, ОКТМО 57701000,

КБК 8151 1625050 01 0000 140.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, подлежит предъявлению в канцелярию Кудымкарского городского суда. В случае неуплаты штрафа в установленные сроки постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения административного штрафа с возбуждением производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неуплата штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Щипицина Т.А.