Дело №5-4869/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Ульяновск 20 декабря 2021 года Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Анциферова Н.Л., при секретаре Евстигнеевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО5, <данные изъяты>, привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: В отношении ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, согласно которому нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в области государственной охраны объектов культурного наследия в отношении ФИО5, являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, которой было выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на данном земельном участке, выявлены нарушения требований ст.ст. 31 и 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в том, что до начала ведения строительных работ на данном земельном участке не была проведена историко-культурная экспертиза на данный земельный участок, расположенный в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения - ЗРЗ Р-2, для определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. В судебное заседание ФИО5 не явилась, извещалась. Представитель ФИО5 – ФИО6 в судебном заседании с правонарушением не согласился. Пояснил, что в материалах административного дела имеется разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО5, в котором имеется ссылка на ранее выданное разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. Из приобщенной к материалам дела копии разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данное разрешение выдано ИП ФИО1 Согласно копиям актов освидетельствования скрытых работ, выполненных ООО «<данные изъяты>»: № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по разборке оголовков свай, № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по щебеночной подготовки под ростверк, № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по армированию ростверка, № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по бетонированию ростверка), № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по монтажу бетонных блоков стен тех. подполья, № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по армированию железобетонных сердечников и монолитного пояса, № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по бетонированию железобетонных сердечников и монолитного пояса, № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие выполнение работ по вертикальной гидроизоляции стен подвала. Согласно копии приказа ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственных по производству работ, работы в указанный период были выполнены силами ООО «<данные изъяты>». Из копии акта сдачи-приемки выполненных работ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ (от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что прежним собственником выполнялись инженерно-геологические изыскания по данному адресу. Указанные доказательства подтверждают выполнение земляных и строительных работ прежним собственником (ФИО1), при этом все земляные работы были выполнены и окончены прежним собственником (ФИО1), и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был передан незавершенный строительством объект на нулевом цикле, на котором все земляные работы уже были окончены (залиты и подготовлены к строительству фундаменты возводимого здания), что исключало возможность проведения каких-либо исследований в отношении указанного земельного участка. Полагает, что в данном случае имеется вина должностных лиц органа культурного наследия и Администрации г. Ульяновска, которые не согласовали проведение историко-культурной экспертизы при выдаче разрешения на строительство указанного многоквартирного жилого дома по указанному адресу. С учетом того, что ФИО5 договор купли-продажи инвестиционного проекта строительства по адресу: <адрес>, был заключен только ДД.ММ.ГГГГ, тогда же были переданы земельный участок по указанному адресу, а также незавершенный строительством многоквартирный жилой дом на нулевом цикле, ФИО5 не является субъектом административного правонарушения. В данном случае отсутствует состав административного правонарушения, поскольку производство земляных работ на момент заключения ФИО5 договора было окончено. В настоящее время орган охраны объектов культурного наследия не представил данные об отсутствии на указанном земельном участке объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками таких объектов. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> не входит в границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск». Согласно открытым данным Министерства культуры России сведений из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в <адрес> имеется 2 объекта культурного наследия: 1) <адрес> - дом, где жил изобретатель ФИО3 и 2) <адрес>- дом, где жил писатель ФИО2 Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> находится значительно дальше от объектов культурного наследия и за пределами охраняемых границ вышеуказанных земельных участков. Просит производство по делу прекратить на основании п. 1,2 ч. 1 ст. 24.6 КоАП РФ. Допрошенный в качестве свидетеля лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО4 настаивал на привлечении ФИО5 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Дополнительно пояснил, что было обнаружено, что по спорному адресу производится строительство. Был сделан соответствующий запрос, кто является заинтересованным лицом. Получен ответ, что собственником является ФИО5 Проведена проверка, ФИО5 представила только договор купли-продажи. В собственность ФИО5 переходила только земля. В случае если бы земельный участок приобретался уже с фундаментом, то было бы две записи государственной регистрации. Поскольку границы не установлены, то все лица, кто занимается строительством, должны проводить археологическую экспертизу. Выслушав представителя, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей. Объективная сторона вышеуказанного правонарушения связана с действиями, направленными на нарушение законодательства в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в ходе мероприятий по контролю за сохранением объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом департамента государственного контроля и судебного представителя управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области ФИО4, был осуществлен выезд по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка: №). Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельным участке с кадастровым номером №, ведутся строительные работы, возведен первый этаж из кирпича. Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска следует, что разрешение на строительство на земельный участок с кадастровым номером № выдано ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Ульяновской области №-пр была проведена внеплановая документарная проверка физического лица ФИО5 В ходе внеплановой документарной проверки физического лица было выявлено нарушение обязательных требований, установленных абз. 9 ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На момент составления акта документы о проведении государственной историко-культурной экспертизы по определению наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельным участок с кадастровым номером № у Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области отсутствуют. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1 был заключен договор купли-продажи инвестиционного проекта строительства по адресу: <адрес>. Согласно п. 1 договора продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять в собственность и оплатить принадлежащий продавцу по праву собственности инвестиционный проект строительства по адресу: <адрес>, в который входит: 1.1. земельный участок, общей площадью 738 кв.м, кадастровый (условный) №, находящийся по адресу: <адрес> с объектом, незавершенным строительством (многоквартирный жилой дом), с площадью застройки 492,0 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. 1.2. право застройки в соответствии с разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией г.Ульяновска (объект, незавершенный строительством (многоквартирный жилой дом), с площадью застройки 492,0 кв.м). Из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что продавец (ИП ФИО1) в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передал покупателю (ФИО5) в собственность размещенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 738 кв.м, предоставленном для огородничества, индивидуального жилищного строительства, объект незавершенный строительством (многоквартирный жилой дом) на нулевом цикле строительства площадью 492 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, а также материалы и оборудование для завершения строительства в составе и комплектации, указанным в приложении № к договору купли-продажи. Также был передан в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 738 кв.м (передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно сведениям из ЕГРН за ФИО5 было зарегистрировано право собственности на земельный участок кадастровый номер №, площадью 738 кв.м. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство № многоквартирного жилого дома по данному адресу было выдано ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области было согласовано строительство многоквартирного жилого жома по адресу: <адрес>. Из данного письма следует, что с границах зоны ЗРЗ Р-2 в перечне основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства – многоквартирные жилые дома. Соответственно использование земельного участка по адресу: <адрес> под строительство индивидуального жилого дома соответствует требованиям законодательства. Представленный эскизные проект индивидуального жилого дома соответствует требования Постановления № 256-П. Так, согласно представленным в материалы дела, актам освидетельствования скрытых работ, проведенных ООО «<данные изъяты>», выполнены следующие работы: акт № от ДД.ММ.ГГГГ проведена разборка оголовков свай; акт № от ДД.ММ.ГГГГ произведена щебеночная подготовка под ростверк; акт № от ДД.ММ.ГГГГ произведено армирование ростверка; акт № от ДД.ММ.ГГГГ произведено бетонирование ростверка; акт № от ДД.ММ.ГГГГ произведен монтаж блоков стен тех.подполья; акт № от ДД.ММ.ГГГГ произведено армирование железобетонных сердечников и монолитного пояса; акт № от ДД.ММ.ГГГГ произведено бетонирование железобетонных сердечников и монолитного пояса; акт № от ДД.ММ.ГГГГ произведена вертикальная гидроизоляция стен подвала. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях, в том числе определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. До утверждения в соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 9 ст. 28 настоящего Закона в редакции, действовавшей до 04.08.2018. Положения абз.9 ст.28 названного Федерального закона предусматривают, что государственная историко-культурная экспертиза проводится с целью определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, а также работ по использованию лесов, указанных в ст.30 Федерального закона N 73-ФЗ и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Поскольку границы территории, на которой расположен данный земельный участок не утверждены в соответствии с п. 34.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», то применяется положения абзаца абз. 9 ст. 28 вышеуказанного ФЗ, введенного Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ в следующей редакции: государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях, в том числе определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (ред. от 10.03.2020) «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года N 256-Г1 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» с описанием указанных границ (приложение N 1) и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон (приложение N 2). Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. В соответствии с п. 1 ст. 15 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. В п.3 указано, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Кроме того, согласно данным Министерства культуры России сведений из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в <адрес> имеются объекты культурного наследия: Ульяновская область, <адрес> - дом, где жил изобретатель ФИО3; Ульяновская область, <адрес>- дом, где жил писатель ФИО2 Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, не входит в границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», находится значительно дальше от объектов культурного наследия и за пределами охраняемых границ вышеуказанных земельных участков. Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При таких обстоятельствах вина ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, не доказана. Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья П О С Т А Н О В И Л : Производство по делу в отношении ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд. Судья Н.Л. Анциферова |