ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-486/2021 от 18.02.2021 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 февраля 2021 года город Самара

Судья Красноглинского районного суда г. Самары Бурая Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО3, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

В отношении ФИО3 УУП ОП УМВД России по <адрес> составлен протокол 20 об административном правонарушении от <дата>, согласно которому <дата> в с 14 часов 07 минут ФИО3 являясь участником публичного мероприятия в форме митинга в сквере <адрес>, уведомления о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 ФЗ от <дата> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в орган местного самоуправления, не выполнила законные требования сотрудников полиции, предусмотренные п. 1, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и требования сотрудников Администрации г. Самары о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушила установленный п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 19.06.2004 № 54 порядок проведения публичного мероприятия, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО3 вину в совершении административного правонарушения не признал, в судебном заседании пояснил, что в его действиях не имеется состава административного правонарушения, в митинге он не участвовал. Он присутствовал на митинге <дата>. и <дата>., поскольку является профессором кафедры социологии и указанные мероприятия представляют социологическое значение для города и для страны. На митинге ион участвовал исключительно в качестве наблюдателя, в последующем отчет был опубликован в открытом для доступа ресурсе, его результаты использовали СМИ. О том, что он будет проводить социологическое исследование он никого не уведомлял, но это и не требуется, поскольку его деятельность не лицензионная, не требует получения разрешения. Лозунги он не выкрикивал, старался наблюдать подальше от основной массы. Он был с сыном, мимо них проходили сотрудники полиции и задержали.

Защитник в судебном заседании показал, что ФИО3 необоснованно был задержан, в митингах участие он не принимал, лозунги не выкрикивал, место совершения правонарушения указано не верно, время указано не верно, видеозапись не подтверждает нахождение ФИО3 в митинге, ни одно доказательство не подтверждает участие ФИО3 в митинге.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОП УМВД России по <адрес>, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал, показав, что в действиях ФИО3 имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку время и место проведения митинга уполномоченным органом не согласовано, ФИО3 принимал участие в данном митинге. К данному выводу он пришел на основании рапортов сотрудников полиции, которые произвели задержание ФИО3, оснований им не доверять у него нет. Он оформлял материал на последнего, поскольку он находился в месте, где проходил митинг. При составлении протокола, он разъяснил ФИО3 права, обязанности, ФИО3 отказывался подписывать, сказал, что ему нужен защитник. Защитник по его ходатайству был допущен. ФИО3 утверждал, что является социологом и находился на митинге по роду своей деятельности. Однако, на митинге могут присутствовать только журналисты, ФИО3 журналистом не является. Дата задержания была указана со слов самого ФИО3 Местом совершения указан парк <адрес>, так как <адрес> и парк <адрес> находится рядом.

Свидетель фио1 показал, что он работает инспектором 5 роты полка ППС УМВД России по <адрес>. <дата>. он находился на службе на <адрес> и сквера <адрес>, которые находятся рядом. Было большое скопление граждан, которые выкрикивали лозунги. Им неоднократно разъяснялось о необходимости прекратить участие в митинге, разойтись, разъяснялось, что за участие в несанкционированном митинге предусмотрена ответственность, но граждане не реагировали. Было принято решение о задержании данных граждан. Им был задержан ФИО3, которого он видел в толпе митингующих. Он был в маске, что-то выкрикивал, фотографировал. Когда сотрудники полиции просили покинуть площадь, ФИО3 ее не покинул, в связи с чем. Был задержан. Задержали ФИО3 у сквера <адрес> ближе к проезжей части примерно в период времени с 13 час. 30 мин. до 15 час. Доставлен ФИО3 был в ОП , поскольку другие отделения были переполнены.

Свидетель фио2 показал, что он является главным редактором информационного агентства «Засекин», знаком с ФИО3 как социологом, который проводит социологические исследования, которые в дальнейшем в своей деятельности используют СМИ. Его социологические исследования важны, поскольку позволяют обществу узнать о себе. СМИ «Засекин» периодически публикует его материал, его исследования. <дата>. была несанкционированная акция, ФИО3 ее исследовал как социолог и на основании этих исследований, мы опубликовали материал. ФИО3 журналистом информационного агентства «Засекин» не является, его работа ими не оплачивается. Журналисты его издания так же присутствовали на данном несанкционированном митинге.

Свидетель свидетель 1 показал, что <дата>. он с отцом находился в районе ТЦ «Звезда», с целью проведения его отцом ФИО3 социологического исследования. Он вместе с ним присутствовал, так как так же является студентом социологического факультета и указанная тема ему так же интересна. Когда они дошли до площади их задержали, время было 14 час. 07 мин. Документов, удостоверяющих личность у них не спросили, обоих задержали и доставили в отдел полиции.

Выслушав участников процесса, свидетелей, оценивая имеющиеся материалы, суд считает, что факт совершения ФИО4 административного правонарушения установлен и доказан, подтверждается исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении материалами дела.

В соответствии с ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

В ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.

Согласно указанной выше норме закона под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, шествием является массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

В соответствии с ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Положениями статей 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ "О полиции" установлено, что на полицию возлагаются, в том числе, обязанности по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка; пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к подведомственности полиции.

Положениями п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) установлено, что требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

В случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из представленного в суд протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов следует, что ФИО3 не были выполнены требования, установленные п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Факт совершения административного правонарушения при указанных выше обстоятельствах и вина ФИО3 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, установлены и доказаны, подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении 20 от <дата>, в котором изложены события административного правонарушения;

- рапортом инспектора 5 роты полка ППСП У МВД России по <адрес>, зарегистрированном КУСП от <дата>, согласно которому <дата> нес службу по обеспечению охраны общественного порядка в <адрес> при проведении публичного мероприятия в форме митинга и шествия на площади им. Славы и прилегающей территории с 12.00 по 15.00 совместно с сотрудниками полка ПСП У МВД России по <адрес> был(а) задержан(а) гражданин ФИО3, который участвовал в несанкционированном публичном мероприятии в нарушение 54ФЗ от <дата>, а также постановления губернатора <адрес> от <дата>.

- докладной запиской заместителя начальника ОООП УМВД России по <адрес> от <дата> из которой следует, что в Управление МВД России по <адрес> уведомлений о проведении на площади Славы публичных мероприятий не поступало;

- извещением исполняющего обязанности заместителя главы г.о. Самары – руководителя Аппарата Администрации территории г.о. Самара о том, что в Администрацию г.о. Самара не поступали уведомления о проведении публичных мероприятий в форме шествий, демонстраций, митингов <дата> на территории г. о. Самара;

- рапортом ст. оперуполномоченного ОП У МВД Росси по <адрес> от <дата>, из которого следует, что <дата> полицейским, при помощи устройства усилителя речи, неоднократно, громко и четко, в адрес граждан, проходящих колонной и скандирующих политические лозунги, были вынесены предупреждения о недопустимости проведения несогласованного в установленном порядке мероприятия, что дальнейшие действия образуют состав административного правонарушения, было высказано требование прекратить противоправное действие и разойтись, до собравшихся донесено, что проведение массовых мероприятий и участие в них ограничены в соответствии с Постановлением <адрес> от <дата>;

- содержанием видеозаписи на DVD-носителе, из которой усматривается, что большая группа граждан, участвует в проведении несогласованного с Администрацией г.о. Самара публичного мероприятия <дата> посвященному выражению несогласия с действующей политикой России.

Таким образом, из представленных доказательств следует, что ФИО3, зная из сообщений по громко-усиливающей аппаратуре о том, что проведение публичного мероприятия не согласовано в установленном законом порядке, вместо его прекращения, продолжил участие в несогласованном в установленном порядке мероприятии граждан в целях привлечение внимания к общественно-политическим проблемам. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля фио1, которому у суда нет оснований не доверять, и фототаблицей, на которой изображен ФИО3 в районе площади Славы.

Суд относится критически к версии ФИО3 о том, что он не принимал участие в митинге, расценивая ее как средство защиты, поскольку никаких уведомлений о том, что им будет проводится социологическое исследование во время проведения несанкционированного митинга в орган местного самоуправления им не подавалось, к работникам средств массовой информации он не относится.

Сама по себе профессиональная деятельность ФИО3 не исключает возможность его участия в несанкционированном митинге в целях привлечение внимания к общественно-политическим проблемам, в связи с чем, показания ФИО3, а так же свидетелей свидетель 1 и фио 2 не вляют на выводы суда о виновности Звоновского в совершении инкриминируемого ему правонарушения.

Тот факт, что сотрудники полиции не слышали выкрикивал или нет ФИО3 какие-либо лозунги, не свидетельствует о том, что он не принимал участие в митинге, поскольку судом установлено, что на площади Славы в и сквере <адрес> было массовое присутствие граждан, для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, что отчетливо усматривается из исследованной судом видеозаписи, на которой видно как граждане, присутствующие в толпе выкрикивают лозунги.

Об умысле ФИО3 на участие в несанкционированном митинге свидетельствует то, что он находился непосредственно в том месте, которое было определено организаторами митинга для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера и после публичного требования прекратить собрание и разойтись, данное требование не выполнил.

Какие-либо нарушения конституционных прав на свободу собраний при таких обстоятельствах отсутствуют.

Протокол составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, дата совершения правонарушения соответствует дате обнаружения противоправного деяния сотрудниками полиции.

Отсутствие подписи ФИО3 в протоколе об административном правонарушении после разъяснения прав и обязанностей, не свидетельствует о том, что ему права не разъяснялись, напротив, разъяснение ему прав и обязанностей подтверждается показаниями должностного лица фио 3 и тем, что в последующем, ФИО3 воспользовался своим правом и пригласил защитника.

Вопреки доводам защитника, суд не находит существенных нарушений при составлении протокола об административного правонарушения, в том числе в части указания времени и места совершения правонарушения, поскольку площадь Слава и сквер <адрес> находятся рядом, через дорогу, митингующие были рассредоточены на обоих объектах, что следует из рапортом составленных должностными лицами фио 4 и фио1 Сам ФИО3 не оспаривал факт нахождения его в районе площади Славы в момент прохождения несанкционированного митинга, в ходе которого он был задержан.

Оценивая данные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что процессуальные документы составлены уполномоченным на то должностным лицом органов полиции, непосредственно выявившим нарушение в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными, допустимыми и в своей совокупности, достаточными для вывода о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

С учетом характера административного правонарушения - посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, связанного с нарушением закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, личности виновного, который является социально обустроенным, работает, является профессором кафедры социологии, впервые совершил административное правонарушение, а также с учетом отсутствия в действиях ФИО3 обстоятельств смягчающих и отягчающих наказания, суд полагает справедливым назначить наказание в виде штрафа размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, ст.ст. 29.9–29.11, 32.12 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей в доход государства.

Реквизиты для оплаты штрафа:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.П. Бурая