Дело 5-48/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 сентября 2016 года пос.Карымское
Судья Карымского районного суда Забайкальского края Никитина Т.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»<данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л :
<данные изъяты> военным прокурором Читинского гарнизона по результатам прокурорской проверки вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении АО «Главное управление ЖКХ», по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11<данные изъяты> АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны РФ в 2015-2016гг. закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя для нужд Минобороны РФ и подведомственных ему государственных, казенных, бюджетных и автономных учреждений. <данные изъяты> заключен Минобороны РФ с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» госконтракт на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Мин обороны РФ и подведомственных ему организаций, согласно п.<данные изъяты> которого, Исполнителем соблюдаются требования Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, согласно которому, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре. Согласно постановлений Правительства РФ от 24.11.2008 №1371, от 30.07.2004 <данные изъяты> регистрацию опасных производственных объектов производит Ростехнадзор. Согласно п.165 приложения <данные изъяты> к договору безвозмездного пользования от <данные изъяты><данные изъяты> филиал «Забайкальский» АО «КУ ЖКХ» принял в безвозмездное пользование котельную 41 в в/г №<данные изъяты>, которая по состоянию на 20.04.2016, не зарегистрирована. Данные обстоятельства, а именно отсутствие регистрации в госреестре опасных производственных объектов – котельной 41, выявлены согласно справке от 21.04.2016 инспектора 964 отдела гостехнадзора (территориального) Минобороны РФ при проверке от 21.04.2016 обособленного подразделения «Забайкальское» АО «ГУ ЖКХ». Ввиду названных обстоятельств, АО ГУ ЖКХ» допущено нарушение требований промышленной безопасности, связанное с не регистрацией в гос.реестре опасного производственного объекта, следовательно, содержаться признаки правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. С данным постановлением ознакомлен представитель АО «ГУ ЖКХ» <данные изъяты>, в объяснениях указал, что объект подлежал регистрации по месту нахождения юр.лица в <данные изъяты>, в чем было отказано письмом от <данные изъяты> отдела гостехнадзора (л.д.10-14).
В соответствии с определением Забайкальского отдела по общепромышленному и строительному надзору, по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами Забайкальского управления Ростехнадзора постановление от 08.08.2016 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, вынесенное военным прокурором Читинского гарнизона и другие материалы дела об административном правонарушении переданы в Карымский районный суд Забайкальского края на основании ч.2 ст.23.1 КоАП РФ (л.д.89-90).
Помощник прокурора Карымского района Корзинникова Ю.Д., действующая по поручению военного прокурора Читинского гарнизона, в судебном заседании поддержала требования, просила привлечь к административной ответственности юридическое лицо.
Извещенные надлежащим образом ОА «Главное управление ЖКХ», Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание представителей не направили, представители ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно представленным до судебного заседания документам представителями лица привлекаемого к административной ответственности ОА «Главное управление ЖКХ» <данные изъяты> последние возражают против привлечения Общества к административной ответственности по основаниям изложенным в Отзывах (л.д.103-115, 119-123).
Исследовав имеющиеся материалы, выслушав участвующих в деле лиц, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно статье 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о ПБОПО), опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В силу п. 2 Приложения 1 «Опасные производственные объекты» к Закону о ПБОПО к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона о ПБОПО опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. П. 1 ст. 5 Закона о ПБОПО установлено, что в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
В соответствии с п.п. 3,5 и 6, подп. «а» и «б» п. 11 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371, регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также в части регистрации подведомственных объектов Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства (далее - федеральные органы исполнительной власти) и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект; сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронного документа направляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а при наличии технической возможности у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - с использованием своих официальных сайтов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления сведений; организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре; в свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности; объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в государственном реестре не позднее 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил; федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, в пределах своих полномочий обеспечивают: а) регистрацию подведомственных объектов в государственном реестре; б) оформление и выдачу свидетельств о регистрации подведомственных объектов в государственном реестре.
П. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» было установлено, что юридическим лицам независимо от организационноправовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
П. 2, абз. 1-6 п. 3, п. 7, абз. 1 п. 7.1, п. 12, абз. 1-3 п. 14, абз. 2 п. 15 и п. 16 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 <данные изъяты>, регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение государственного реестра опасных производственных объектов - государственная функция, проводимая для учета опасных производственных объектов и эксплуатирующих их организаций; при исполнении этой функции осуществляются: - учет опасного
производственного объекта; - присвоение регистрационного номера опасным
производственным объектам и эксплуатирующим их организациям в государственном реестре опасных производственных объектов; - занесение в базу данных государственного реестра сведений об опасных производственных объектах и организациях, осуществляющих их эксплуатацию; - выдача регистрирующим органом утвержденной карты учета опасного производственного объекта; - выдача свидетельства о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов) эксплуатирующей организации; в соответствии с полномочиями, определенными указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, в исполнении государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов участвуют следующие федеральные органы исполнительной власти: - Министерство обороны Российской Федерации; - Федеральная служба исполнения наказаний; - Федеральная служба безопасности Российской Федерации; - Федеральная служба охраны Российской Федерации; - Служба внешней разведки Российской Федерации; - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; - Федеральное агентство специального строительства Российской Федерации; Федеральные органы исполнительной власти (их федеральные государственные служащие), участвуя в исполнении государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, регистрируют соответствующие подведомственные опасные производственные объекты и ведут ведомственные разделы государственного реестра опасных производственных объектов; территориальные или иные структуры федеральных органов исполнительной власти (Ростехнадзора и федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в п. 7), осуществляющие государственную функцию по регистрации опасных производственных объектов и ведению соответствующих территориальных и ведомственных его разделов, а также действия по выдаче эксплуатирующей организации свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, являются в этом случае регистрирующими органами; государственная функция исполняется регистрирующими органами в отношении организаций, эксплуатирующих действующие опасные производственные объекты; осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов регистрирующий орган проводит на основании результатов идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты; основанием для осуществления процедуры регистрации опасных производственных объектов является заявление организации о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатируемых в ее составе опасных производственных объектов (во исполнение требований п. 2 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее - эксплуатирующая организация); заявление о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре подается эксплуатирующей организацией в регистрирующий орган в соответствии с ее местонахождением согласно ее уставным документам в срок не позднее 10 дней с начала эксплуатации опасного производственного объекта(ов).
По смыслу п. 1 ст. 3 закона о ПБОПО требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Как следует из абз. 1 и 2 п. 1 ст. 9 Закона о ПБОПО, определяющей требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, под которой понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие опасные производственные объекты (абз. 1 преамбулы Закона о ПБОПО), обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. При этом абз. 2 преамбулы Закона о ПБОПО предусмотрено, что Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Согласно же абз. 1 п. 1 ст. 6 Закона о ПБОПО к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
АО «ГУ ЖКХ», будучи организацией, осуществляющей деятельность в области промышленной эксплуатации в виде эксплуатации вышеназванного опасного производственного объекта на основании договора безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества от 8 октября 2015 г. № 1/75/2251, заключенного между федеральным государственным казенным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Обществом в лице филиала «Забайкальский» АО «ГУ ЖКХ», ни на день вынесения вышеприведенного постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, ни по состоянию на день рассмотрения настоящего дела, обязанность по регистрации опасного производственного объекта «Котельная <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>», в государственном реестре опасных производственных объектов, так и не исполнила.
Согласно ст. 17 Закона о ПБОПО лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные материалы дела свидетельствуют, что нарушение, указанное в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от <данные изъяты> не устранены.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о доказанности того обстоятельства, что акционерным обществом «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» не выполнены требования законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, выразившееся в неисполнении обязанности по регистрации опасного производственного объекта Котельная <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в государственном реестре опасных производственных объектов.
Факт совершения правонарушения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств: государственным контрактом от <данные изъяты> между Министерством обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ» <данные изъяты>ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии, в п.<данные изъяты> которого указано, если исполнителем с целью оказания услуг осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта, исполнитель обязан соблюдать требования, установленные Федеральным законом от <данные изъяты>. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (л.д.25-46); договором безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны РФ №<данные изъяты> заключенного между ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ», согласно которого филиал «Забайкальский» АО «ГУ ЖКХ» принял в безвозмездное пользование котельную <данные изъяты>, расположенную по адресу: <данные изъяты> (л.д.47-50, 55); сообщением обособленного подразделения «Забайкальское» АО «ГКУ ЖКХ» от 08.04.2016, что котельная №41 относится к категории опасных производственных объектов, по состоянию на 20.04.2015 в Государственном реестре опасных объектов не зарегистрированы (л.д.59-62); справкой 964 Отдела государственного технического надзора Министерства обороны РФ от 21.04.2016, что опасные производственные объекты, к числу которых относится котельная <данные изъяты>, расположенная по адресу: <данные изъяты>, не зарегистрированы в государственном реестре (л.д.63-65); постановлением от <данные изъяты> военного прокурора Читинского гарнизона о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении АО «Главное управление ЖКХ», по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в котором установлено что в период с <данные изъяты> АО «ГУ ЖКХ» допущено нарушение требований промышленной безопасности, связанное с нерегистрацией в государственном реестре опасного производственного объекта – котельной <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>, военный городок 15 (л.д.10-12); объяснением представителя ОП Забайкальское АО «ГУ ЖКХ» где не отрицает факт отсутствия регистрации в госреестре опасных объектов котельной, называет принятые меры (л.д.66-68).
Достоверность и допустимость представленных доказательств сомнений не вызывают, как соответствующих требованиям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, судья приходит к выводу о том, что в действиях АО «ГУ ЖКХ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах бездействие АО «ГУ ЖКХ» правильно квалифицированы по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации, составляющий один год, не истек.
Санкция ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает назначение виновному лицу наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Вместе с тем, при рассмотрении дела, судья учитывает, что лицом привлекаемым к административной ответственности представлены доказательств, свидетельствующие о том, что обществом предпринимались меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения (л.д.124-135).
При таких обстоятельствах, при назначении наказания судья учитывая характер совершенного правонарушения, его материальное положение, характер производственной деятельности и конкретные обстоятельства дела, приходит к выводу о назначении Обществу наказания в виде административного штрафа, при этом находит основания для его снижения ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера – <данные изъяты> рублей.
Дополнительно разъясняется, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копия документа, подтверждающего уплату штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье. Ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо – АО «Главное управление Жилищно-коммунального хозяйства» <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья Т.П. Никитина