Дело № 5 – 48/2018 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Арсеньев 18 мая 2018 года Судья Арсеньевского городского суда Приморского края Белоусова А.Г., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – начальника управления культуры администрации Арсеньевского городского округа ФИО1, помощника прокурора г.ФИО2 – Губановой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО1, установил: ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора г.ФИО2 Сухачевым Р.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника управления культуры администрации Арсеньевского городского округа ФИО1, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, из которого следует, что прокуратурой г.ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут проведена проверка исполнения администрацией Арсеньевского городского округа законодательства об охране объектов культурного наследия, по результатам которой установлено следующее: на территории Арсеньевского городского округа в районе водохранилища у подножья сопки Обзорная расположен памятный знак (стела) на месте стоянки ФИО2 во время экспедиции 1906 года, который является ОКН регионального значения. Дорога к памятному знаку отсутствует, его точное место нахождения и состояние не известно. Так же установлено, что памятник В.К. Арсеньеву (на сопке Увальная), который является ОКН регионального значения, имеет частичное разрушение фундамента, на памятнике имеются рисунки, сделанные краской. Данные факты свидетельствуют, что в нарушение ст.10 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» администрацией Арсеньевского городского округа не приняты меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране данных ОКН. В нарушение ст.27 указанного Федерального закона на 4 ОКН местного значения: обелиске памяти жителям г.ФИО2, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (<адрес>); памятном знаке, установленном в честь 25-летия города ФИО2 (в районе <адрес>); памятном знаке, установленном в честь режиссера Акито Куросава, создавшей кинофильм «Дерсу Узала» и проведения 1 Международного кинофестиваля в Приморье (в районе <адрес>); памятнике Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (на территории <адрес>), а также на 4 ОКН регионального значения: памятнике Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (на <адрес>); памятнике Владимиру Ильичу Ленину (<адрес>); могиле ФИО3 (<адрес>); доме, в котором жил ФИО3, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города ФИО2 (<адрес>) отсутствовали пластины с информационными надписями. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Арсеньевского городского округа расположено 5 ОКН местного значения, находящиеся в муниципальной собственности: памятник Алексею Михайловичу Горькому (расположенный на <адрес>); обелиск памяти жителям г.ФИО2, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (<адрес>); памятный знак, установленный в честь 25-летия города ФИО2 (в районе <адрес>); памятный знак, установленный в честь режиссера Акито Куросава, создавшей кинофильм «Дерсу Узала» и проведения 1 Международного кинофестиваля в Приморье (в районе <адрес>); памятник Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (на территории <адрес>), а также 5 ОКН регионального значения, находящиеся в муниципальной собственности (памятник Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (на <адрес>); памятник Владимиру Ильичу Ленину (<адрес>); могила ФИО3 (<адрес>); дом, в котором жил ФИО3, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города ФИО2 (<адрес>); памятный знак (стела) на месте стоянки ФИО2 во время экспедиции 1906 года (в районе <адрес>). В нарушение ст.ст. 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, ст.6 Закона Приморского края от 30.04.2015 № 612-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» границы зон охраны объектов культурного наследия не установлены, меры по разработке проекта зон охраны ОКН, а также получению заключения государственной историко-культурной экспертизы не принимаются. В нарушение ст.ст. 33, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ меры по исполнению охранных обязательств администрацией Арсеньевского городского округа не выполняются. В нарушение ч.2 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ органами местного самоуправления не реализуются полномочия по направлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявлений о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр. В соответствии с распоряжением главы Арсеньевского городского округа от 09.01.2013 № 05-ра на должность начальника управления культуры администрации Арсеньевского городского округа назначена ФИО1 Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. В судебном заседании ФИО1 вину в совершении правонарушения признала и подтвердила обстоятельства, изложенные в постановлении, в содеянном раскаялась, просила строго не наказывать. Также пояснила, что указанные в постановлении нарушения имеют место быть по причине отсутствия финансирования. Помощник прокурора г.ФИО2 Губанова Т.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в постановлении. Выслушав ФИО1, помощника прокурора г.ФИО2 Губанову Т.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Арсеньевского городского округа расположено 5 ОКН местного значения, находящиеся в муниципальной собственности: памятник Алексею Михайловичу Горькому; обелиск памяти жителям г.ФИО2, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; памятный знак, установленный в честь 25-летия города ФИО2; памятный знак, установленный в честь режиссера Акито Куросава, создавшей кинофильм «Дерсу Узала» и проведения 1 Международного кинофестиваля в Приморье; памятник Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (<адрес>); и 5 ОКН регионального значения, находящиеся в муниципальной собственности: памятник Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (на <адрес>); памятник Владимиру Ильичу Ленину; могила ФИО3; дом, в котором жил ФИО3, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города ФИО2; памятный знак на месте стоянки ФИО2 во время экспедиции 1906 года. Данные памятники являются объектами культурного наследия и приняты в муниципальную собственность. По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.ФИО2 проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия установлено, что в нарушение в нарушение ст.10 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» администрацией Арсеньевского городского округа не приняты меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране данных ОКН, что выразилось в том, что дорога к памятному знаку на месте ФИО2 во время экспедиции 1906 года, памятник В.К. Арсеньеву, расположенный на <адрес>, имеет частичное разрушение фундамента, на нем имеются рисунки, сделанные краской; в нарушение ст.27 указанного Федерального закона на 4 ОКН местного значения, и на 4 ОКН регионального значения отсутствовали пластины с информационными надписями; в нарушение ст.ст. 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, ст.6 Закона Приморского края от 30.04.2015 № 612-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» границы зон охраны объектов культурного наследия не установлены, меры по разработке проекта зон охраны ОКН, а также получению заключения государственной историко-культурной экспертизы не принимаются; в нарушение ст.ст. 33, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ меры по исполнению охранных обязательств администрацией Арсеньевского городского округа не выполняются; в нарушение ч.2 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ органами местного самоуправления не реализуются полномочия по направлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявлений о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр. Указанные нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия явились основанием для возбуждения и.о. прокурора в отношении начальника управления культуры администрации Арсеньевского городского округа ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Из материалов дела, а именно из распоряжения администрации Арсеньевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 назначена на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.п. 3.1, 4.1, 5.6, 5.7 должностной инструкции которого целью деятельности <данные изъяты> является организация мероприятий по исполнению полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, по реализации прав граждан на свободу творчества; обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальных учреждений культуры дополнительного образования детей по различным видам искусств, подведомственных управлению. <данные изъяты> непосредственно руководит управлением, направляет его деятельность на реализацию культурной политики в Арсеньевском городском округе, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями; координирует деятельность подведомственных учреждений, оказывает им организационную и методическую помощь. Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; определены категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данной области отношений, общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения. В ст. 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления городского округа пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст.10 Федерального закона № 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия). В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3 Закона 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия. Между тем, администрацией Арсеньевского городского округа данные требования закона нарушены: ОКН регионального значения - памятник В.К. Арсеньеву, расположенный на <адрес>, имеет частично разрушение фундамента, рисунки, сделанные краской. Дорога к ОКН регионального значения - памятнику на месте стоянки ФИО2 во время экспедиции 1906 года, отсутствует, его точное место нахождение и состояние не известно. В силу пункта 11 части 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений включена в государственную охрану объектов культурного наследия. На основании частей 1, 2 и 3 статьи 27 Федерального закона N 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Как установлено в судебном заседании мероприятия по установке на объекты культурного наследия пластин с надписями не были выполнены в связи с отсутствием достаточного финансирования управления культуры и наличием проблем в организации работы. Согласно имеющейся в деле информации, предоставленной главой Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, все ОКН, расположенные на территории Арсеньевского городского округа включены в реестр муниципальной собственности и находятся в муниципальной казне. В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В силу ч.ч. 1, 3 ст.34 указанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Статьей 6 Закона Приморского края от 30.04.2015 N 612-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» установлено, что границы зон охраны объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются Администрацией Приморского края на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, согласованного с уполномоченным органом, и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. Между тем, в ходе проведенной проверки прокуратурой г.ФИО2 установлено и не оспаривается ФИО1, что границы зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения, находящиеся в муниципальной собственности, не установлены, меры по разработке проекта зон их охраны, а также к получению заключения государственной историко-культурной экспертизы не принимаются. Также судом установлено, что в нарушение ч.ч. 7, 11 ст.47.6 Федерального закона № 73-ФЗ меры по исполнению охранных обязательств объектов культурного наследия администрацией Арсеньевского городского округа не выполняются. Собственник объекта освобождается от исполнения охранного обязательства, если объект передан в оперативное управление, хозяйственное ведение унитарному предприятию или учреждению либо в безвозмездное пользование, при этом, как следует из материалов дела в частной собственности ОКН не имеется, в аренду физическим и юридическим лицам, а также в безвозмездное пользование не предоставлялись. В соответствии с ч.ч. 1, 3 Федерального закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Согласно ч.16 указанного Федерального закона в соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Из ч.ч. 1, 2 ст.16.1 Федерального закона следует, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия). Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Как следует из представленных материалов дела 5 ОКН регионального значения включены в единый государственный реестр, однако в нарушение указанных норм закона органами местного самоуправления не реализуются полномочия по направлению в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявлений о включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в реестр, то есть 5 ОКН муниципального значения в указанный реестр не включены. Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств: письменными объяснениями ФИО1, постановлением администрации Арсеньевского городского округа Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность», должностной инструкцией начальника <данные изъяты>, актом проверки объекта от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицами, выписками из реестра муниципальной собственности, информацией главы Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. При определении вида и размера наказания ФИО1, суд учитывает характер правонарушения, личность виновной, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств – полное признание вины ФИО1, и считает возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном за содеянное. Руководствуясь ст. ст. 29.10 КоАП РФ, постановил: <данные изъяты> - ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Согласно ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев. Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>. Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Судья А.Г. Белоусова |