ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-490/19 от 29.08.2019 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 5-490/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 29 августа 2019 года

Центральный районный суд города Кемерово в составе судьи Лапиной Е.В.

с участием представителя ООО «Общепит горы Зеленой» - Ждановой Л.В.

представителя департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области – консультанта отдела декларирования и контроля управления лицензирования Галенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КРФ об АП, в отношении ООО «Общепит горы Зеленой», юридический адрес: ...,

УСТАНОВИЛ:

На основании письма Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – Служба) «О направлении информации по организациям, без действующих лицензий» (исх. № ### от **.**.****) был проведен анализ информационных ресурсов Службы в части установления организаций, осуществляющих, по данным ЕГАИС, хранение остатков алкогольной продукции за пределами двухмесячного срока, установленного Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

В ходе анализа установлено, что у ООО «Общепит горы Зеленой» (далее – Общество, организация), ... 27.01.2019 г. истек двухмесячный срок с момента прекращения действия лицензии от **.**.****### на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

На 26.06.2019 текущий остаток на 1 регистре ООО «Общепит горы Зеленой» согласно ЕГАИС, числится в количестве 0,75838 дал.

В период с 26 ноября 2018 года (дата окончания лицензии) по 26 января 2018 года (дата истечения двухмесячного срока) ООО «Общепит горы Зеленой» с заявлением о возврате остатков поставщику, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ, в Департамент не обращалось.

В ходе проведения осмотра 26.06.2019 г. помещений обособленного подразделения ООО «Общепит горы Зеленой» гостинично-развлекательного комплекса «... а именно — лобби бара расположенного по адресу: ..., был установлен оборот алкогольной продукции.

Алкогольная продукция, которая находится в обороте ООО «Общепит горы Зеленой» при оказании услуг общественного питания, выставлена на стеллажах за барной стойкой бара, а также в холодильной вертикальной витрине за барной стойкой и на полу у барной стойки. На алкогольную продукцию, находящуюся на стеллажах бара и в холодильной витрине оформлена карта бара с указанием стоимости алкогольной продукции в зависимости от объема алкогольной продукции. Таким образом, алкогольная продукция предложена к розничной продаже потребителю.

При осмотре помещении бара, расположенного по адресу: ..., деятельность в котором осуществляет ООО «Общепит горы Зеленой», обнаружено 28 единиц маркируемой алкогольной продукции различных видов и наименований:

Наименование продукции, крепость

Производитель

дата розлива

емк.

л.

Кол-во, шт.

ФСМ

серия, №

Вино «Шато ЛосБольдос», 13 %

Чили

25.09.18

0,75

1

077 25939633

Вино игристое шампанское Вок, 12,5 %

ООО «Кубань Вино»

04.11.17

0,75

1

100501777688

Вино игристое Маркизине Ламбрусско, 7,5 %

Италия

10.11.14

0,75

1

04640319999

Вино Пино Гриджо Блаш Пирини, 11,5 %

Италия

18.09.18

0,75

1

07466103019

Коньяк Комю Всоп Элеганс, 40%

Франция

25.02.13

0,5

2

03980896319

03980891245

Риуните Де,оро 8%

Италия

19.11.18

0,75

1

07478221264

Вино Вольф барже, 12 %

Франция

05.02.18

0,75

1

06546752450

Игристое вино Шлюмбергер Спарклинг, 11,5 %

Австрия

07.05.14

0,75

1

07135372001

Виски Глинливет 12 лет Экселенс, 40 %

Вскрытая алкогольная продукция

Шотландия

03.04.17

0,7

1

06480185160

Вино Твиши, 11,5 %

Грузия

12.12.16

0,75

1

6298786660

Кальвадос Кокфин 40%

Франция

21.09.18

0,5

1

06455832217

Мартини Бьянко, 15 %Вскрытая алкогольная продукция

Италия

03.10.18

1

1

06863433809

Ром Сейлор Джерри, 40 % Вскрытая алкогольная продукция

Великобритания

04.08.16

0,7

1

Виски ДюарБел 40 % Вскрытая алкогольная продукция

Великобритания

08.09.14

04.11.14

1

1

1

1

Ликер Бейлис 17 % Вскрытая алкогольная продукция

Ирландия

08.08.18

1

1

Спиртной напиток Кашаса 38 %

Бразилия

24.04.13

0,7

1

Виски Шотландский ЧивасРегал 40 % Вскрытая алкогольная продукция

Великобритания

12.11.18

0,5

1

Ром Барселонцем, 37,5 % Вскрытая алкогольная продукция

Доминиканская республика

26.04.16

0,7

1

Текила Олмека золотая, 38 %

Мексика

23.08.18

1

1

Коньяк Курвазье 40 % Вскрытая алкогольная продукция

Франция

22.01.18

0,5

1

Мартини Розато 15 % Вскрытая алкогольная продукция

Италия

25.09.18

1

1

Коньяк Камуз 40 % Вскрытая алкогольная продукция

Франция

12.01.16

0,5

1

Вино белое Вольф Берже Говюрц, 13,5 %

Франция

06.09.18

0,75

1

Коньяк Мартель Всоп, 40 % Вскрытая алкогольная продукция

Франция

Без даты

0,7

1

Ром Гавана клуб Аньехо, 40 %

Куба

Без даты

0,7

1

Коньяк Хенеси, 40 % Вскрытая алкогольная продукция

Франция

17.09.14

0,35

1

При выборочной проверки алкогольной продукции — Вино ШлюмбергерСпарклинг через программу антиконтрафакталко было установлено, что вышеуказанная бутылка была приобретена в розницу **.**.**** у ...

Согласно сведениям из государственного сводного реестра выданных, приостановленных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей ООО «Общепит горы Зеленой», расположенное по адресу: ..., ООО «Общепит горы Зеленой» лицензию на розничную продажу, хранение алкогольной продукции на объект по адресу: ... не имеет.

В ходе проведения осмотра бара, расположенного по адресу: ..., сопроводительные документы удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции – не представлены.

Таким образом, в обороте (розничная продажа, хранение) ООО «Общепит горы Зеленой» находится 28 единиц алкогольной продукции, при этом Общество не обеспечило выполнение всех условий, для своевременного внесения сведений по обороту (списанию) алкогольной продукции в ЕГАИС, ведению актуального баланса по регистру 2 (торговый зал), что является нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции.

Представитель департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Галенко Е.А. в судебном заседании подтвердила факт административного правонарушения, настаивала на привлечении ... к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ с уничтожением изъятой алкогольной продукции.

В судебном заседании представитель ООО «Общепит горы Зеленой» - Жданова Л.В. согласилась с правонарушением.

Суд, выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности представителя департамента, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КРФ об АП образует нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ) в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.

Правовые основы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее – правила) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2006г.№380 «Обучете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (далее - постановление Правительства РФ от 19.06.2006г. № 380).

В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.

Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. № 1459 «О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Правила).

На основании пункта 4.1 приложения к приказу Министерства РФ от 15.06.2016 г. № 84-н информация о закупке алкогольной продукции должная быть зафиксирована в ЕГАИС заявкой на каждую ТТН, полученную от поставщиков, в течение 3 рабочих дней со дня фактического получения алкогольной продукции.

Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее – правила) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2006г.№380 «Обучете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (далее - постановление Правительства РФ от 19.06.2006г. № 380)

Согласно положениям ст. ст. 426, 492 и 494 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о публичности договора розничной купли-продажи выставление в месте продажи (в витринах, на прилавках и т.п.) алкогольной и спиртосодержащей продукции означает ее розничную продажу.

Исходя из требований п.2 ст. 10 Федерального закона «171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон « 171-ФЗ) алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п.1 ст. 10.2 настоящего Закона, считается алкогольной продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции определенных требованиями статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, а также алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если ее производство и (или) оборот осуществляется без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов.

Факт совершения административного правонарушения ООО «Общепит горы Зеленой» объективно подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении **.**.****, согласно которому в обороте ООО «Общепит горы Зеленой» в баре, расположенном по адресу: ..., имеется 28 единиц алкогольной продукции, в отношении которой юридическим лицом не осуществлена своевременная фиксация информации в ЕГАИС об обороте, что является нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте и подлежит квалификации по статье 14.19 КоАП РФ.

- протоколом осмотра от **.**.****, согласно которому в ходе проведения осмотра помещений обособленного подразделения ООО «Общепит горы Зеленой» гостинично-развлекательного комплекса ... а именно — лобби бара расположенного по адресу: ... установлен оборот алкогольной продукции. Алкогольная продукция выставлена на стеллажах за барной стойкой бара, а также в холодильной вертикальной витрине за барной стойкой и на полу у барной стойки. На алкогольную продукцию, находящуюся на стеллажах бара и в холодильной витрине оформлена карта бара с указанием стоимости алкогольной продукции в зависимости от объема алкогольной продукции. Данная алкогольная продукция предложена к розничной продаже потребителю. При осмотре помещении бара, расположенного по адресу: ..., деятельность в котором осуществляет ООО «Общепит горы Зеленой», обнаружено 28 единиц маркируемой алкогольной продукции различных видов и наименований. В ходе проведения осмотра бара, расположенного по адресу: ... сопроводительные документы удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции – не представлены.

- протоколом изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте по административному делу ###.17-ЮЛ от **.**.****., согласно которому в баре, расположенном по адресу: ..., изъято 28 единиц маркируемой алкогольной продукции различных видов и наименований, находящихся в незаконном обороте.

- картой бара с указанием стоимости алкогольной продукции

- договором аренды помещения от **.**.****### А, актом приема-передачи, справками об уточнении адреса согласно которым ООО «Общепит горы Зеленой» арендует нежилое здание, расположенное по адресу: .... Отдельно стоящее здание оздоровительного комплекса ... имеет адрес: .... На территории которого располагается бар.

- письменными объяснениями –генерального директора ООО «Общепит горы Зеленой» Рольгейзер А.А., согласно которым он пояснил, что его сотрудники не внесли в ЕГАИС приход алкоголя, который был приобретен в период действия лицензии.

- согласно сведениям из государственного сводного реестра выданных, приостановленных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей ООО «Общепит горы Зеленой», расположенное по адресу: ..., ООО «Общепит горы Зеленой» лицензию на розничную продажу, хранение алкогольной продукции на объект по адресу: ... не имеет.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2 КРФ об АП, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.

Протокол осмотра помещения, протокол изъятия алкогольной продукции соответствуют требованиям КРФ об АП, в связи с чем, являются достоверными и допустимыми доказательствами по делу.

Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, и достоверными, а в совокупности достаточными для установления обстоятельств, подтверждающих виновность ООО «Общепит горы Зеленой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КРФ об АП.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что ООО «Общепит горы Зеленой» совершено правонарушение, предусмотренное ст. 14.19 КРФ об АП, поскольку нарушило требования государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: не фиксация информации в ЕГАИС объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в установленном законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

Так, в обороте (розничная продажа, хранение) ООО «Общепит горы Зеленой» выявлено 28 единиц алкогольной продукции. При этом Общество должно было своевременно обеспечить выполнение всех условий, своевременно вносить сведения по обороту (списанию) алкогольной продукции в ЕГАИС, вести актуальный баланс по регистру 2 (торговый зал). Общество располагало возможностью своевременно, в установленные сроки внести актуальную информацию по остаткам алкогольной продукции в ЕГАИС, отразить перемещение остатков между регистрами, но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по приведению остатков алкогольной продукции в ЕГАИС в соответствие с фактическими остатками, что послужило причиной расхождения в остатках алкогольной продукции, зафиксированных в системе ЕГАИС с фактическими остатками.

Каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению обязанности по соблюдению установленного порядка учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «Общепит горы Зеленой», Департаментом установлено не было.

Суд квалифицирует действия ООО «Общепит горы Зеленой» по ст. 14.19 КоАП РФ как нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

ООО «Общепит горы Зеленой» осуществляя деятельность в сфере оборота алкогольной продукции, должно было знать о необходимости соблюдения требований законодательства и имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом № 171-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380, постановлением Правительства от 29.12.2015 № 1459, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 № 84н в части соблюдения установленного порядка учёта алкогольной продукции при её обороте, но не приняло всех мер по их выполнению.

Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.

Каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению обязанности по соблюдению установленного порядка учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «Общепит горы Зеленой», Департаментом установлено не было.

Допущенное ООО «Общепит горы Зеленой» правонарушения, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к возложенным на него Федеральным законом № 171-ФЗ обязанностям.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Сведений о привлечении юридического лица ранее к административной ответственности в материалах дела не имеется.

В качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд учитывает признание вины, раскаяние в содеянном.

Обстоятельств отягчающих ответственность юридического лица не установлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает, что достижение целей административного наказания возможно лишь путём назначения ООО «Общепит горы Зеленой» наказания в виде административного штрафа без конфискации изъятой продукции.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 г. № 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем, как с физическим здоровьем, так и психическим здоровьем, населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что выявленное правонарушение посягает на установленный законодательством порядок публичных общественных отношений, возникающих в области учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также отсутствие исключительных обстоятельств, у суда отсутствуют основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ алкогольная продукция, в случае, если ее производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, подлежит изъятию из незаконного оборота.

В соответствии с ч. 3. ст. 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета административного правонарушения: изъятых из оборота и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

На основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Ввиду изложенного, незафиксированную в ЕГАИС алкогольную продукцию, изъятую по протоколу от **.**.**** следует направить на уничтожение.

На основании изложенного и ст.ст. 29.7-29.10 КРФ об АП, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ООО «Общепит горы Зеленой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КРФ об АП и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

Алкогольная продукция в количестве 28 единиц, изъятая на основании протокола изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте от **.**.****, хранящаяся в помещении Департамента, расположенном по адресу: ... - подлежит направлению на уничтожение в установленном порядке.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Реквизиты для оплаты штрафа:

...

...

...

...

...

...

...

Судья Лапина Е.В.

...