ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-491/19 от 21.06.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 5-491/2019

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«21» июня 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев 18 июня 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего среднее специальное образование, не состоящего в браке, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка, работающего <данные изъяты>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

20 мая 2019 года должностным лицом УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому был составлен протокол об административном правонарушении, которым ФИО1 вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.

30 апреля 2019 года в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Камчатскому краю установлено, что ФИО1, обладающий функциями организатора публичного мероприятия в форме демонстрации, заведомо и достоверно зная, что данное публичное мероприятие не согласовано с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, с целью призыва граждан принять участие в несогласованном мероприятии в форме демонстрации, планируемой к проведению 1 мая 2019 года в г. Петропавловске-Камчатском на площади Ленина, д. 1, с целью выражения недоверия к политической партии «Единая Россия» записал видеоролик, который был распространен на интернет-ресурсах личной страницы ФИО5 в социальной сети «Facebook» и в «Instagram», доступных для неограниченного круга лиц.

Тем самым ФИО1 путем размещения в социальных сетях видеоролика начал проводить предварительную агитацию среди неограниченного круга лиц, сообщая им информацию о времени и целях готовящегося несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в форме демонстрации, чем нарушил ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) (л.д. 1).

ФИО1 при рассмотрении дела выразил несогласие с вмененным ему административным правонарушением. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Пояснил, что в видеоролике не называл время, место и цель участия в праздничном мероприятии, никого ни к чему не призывал. Указал, что является публичным человеком и может рассказывать о своей жизни, действуя в рамках закона. Также полагал, что представленный в материалах дела рапорт сотрудника полиции ФИО6 подменен, поскольку он ранее видел рапорт данного должностного лица, который имел иное содержание. Полагал неустановленным факт размещения им видеороликов в социальных сетях.

Защитник Саркисян А.А., допущенный к участию в рассмотрении дела на основании письменного ходатайства ФИО1, полагал, что в действиях ФИО1 отсутствует событие и состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Из материалов дела не следует, что ФИО1 проводил предварительную агитацию, подавал заявки в органы власти на проведение мероприятия. ФИО1 в видеоролике никого не призывал, не звал, не произносил каких-либо побудительных фраз, а лишь высказал свое мнение, точку зрения, позицию о том, что придет на праздничное мероприятие, что допускается, в том числе ст. 10 Конвенции по правам человека. Материалы дела не содержат сведений о том, кто смонтировал видеоролик с участием, в том числе ФИО1, не представлено доказательств того, что это сделал именно ФИО1, который ничего не размещал в социальных сетях. В протоколе об административном правонарушении не содержится описание действий, которыми ФИО1 совершил вмененное ему правонарушение. Полагал, что все неустранимые сомнения подлежат толкованию в пользу привлекаемого к ответственности лица.

Защитник Зайцев А.Н., допущенный к участию в рассмотрении дела на основании письменного ходатайства ФИО1, полагал о наличии в протоколе неустранимых противоречий. Ссылался на то, что представленные в материалах дела копии писем исполнявшей обязанности Главы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО9 имеют различия по содержанию, реквизитам и приложению. Также указал о наличии различий в содержании представленных в деле объяснениях ФИО10

Выслушав объяснения ФИО1, защитников Саркисяна А.А. и ФИО8, исследовав материалы, обстоятельства дела об административном правонарушении, а также исследовав посредством воспроизведения при помощи компьютерной техники представленные с материалами дела на электронном носителе информации (диск) видеоматериалы, а также дополнительно представленные при рассмотрении дела материалы, прихожу к следующему.

Статьей 31 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

На обеспечение реализации указанного права направлены положения Федерального закона № 54-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

В силу ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом № 54-ФЗ предусмотрен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

В части 1 указанной выше статьи Федерального закона № 54-ФЗ закреплено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в данной норме.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 54-ФЗ, нарушение требований которой вменено ФИО1 в рамках производства по настоящему делу, установлено, что организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 данной статьи.

Согласно разъяснением, содержащимся п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28), объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-4, 7, 8 ст. 20.2 данного Кодекса. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться, в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.

При этом под организатором публичного мероприятия для целей ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно п. 29 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28, административная ответственность организатора публичного мероприятия по ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает также в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям (ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ).

Из изложенного следует, что одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из объема обвинения, сформулированного в протоколе об административном правонарушении, за пределы которого судья не вправе выйти при рассмотрении дела, является установление того, что ФИО1 являлся организатором публичного мероприятия (демонстрации), то есть лицом, взявшим на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия, в том числе и в случае, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям.

Вместе с тем, по итогам исследования представленных по делу доказательств данное обстоятельство не нашло своего объективного подтверждения.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно рапорту начальника ЦПЭ УМВД России по Камчатскому краю ФИО11 от 30 апреля 2019 года, в ходе мониторинга социальных сетей Камчатского края сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Камчатскому краю установлено, что ФИО1 посредством мессенджеров «Вотсапп» и «Инстаграм» распространяет информацию с призывами к неограниченному кругу лиц принять участие в публичном мероприятии в форме демонстрации, заведомо и достоверно зная, что данное публичное мероприятие не согласовано с органом исполнительной власти и органом местного самоуправления в установленном законом порядке. Демонстрация запланирована на 1 мая 2019 года, сбор участников состоится с 09 часов 00 минут около здания бывшего «ГУМа» по адресу: <...>, которые после сбора планируют пройти по лице Ленинской до площади Ленина. Целью демонстрации является выражение недоверия к политической партии «Едина Россия» и Правительству Камчатского края. Своими действиями ФИО1 в нарушение требований ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ проводит предварительную агитацию среди граждан без согласования публичного мероприятия с органом исполнительной власти и органом местного самоуправления в установленном порядке, в связи с чем усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 5).

ФИО1 в своих письменных объяснениях от 1 мая 2019 года указал, что, являясь корреспондентом газеты «Камчатская правда», проводит журналистские расследования, в ходе которых выяснил, что правительство или его представители воруют бюджетные средства. С целью выразить свое недовольство, при помощи своего товарища на камеру своего мобильного телефона заснял видеоролик, в котором указал, что придет на первомайскую демонстрацию, чтобы выразить свой протест действующей власти. В его видео не содержалось призывов принять участие в акции других людей. Данное видео выложил в себя на странице в интернет-ресурсе «Фейсбук». Пояснил, что, каким образом данное видео попало в «What,app» и «Instagramm», ему не известно. Также сообщил о том, что знаком с ФИО5, ФИО12, ФИО16 и ФИО8 Идея одеть «желтый» появилась у него, когда он смотрел репортажи из Франции, где люди вышли на улицы протестовать против повышения цен на топливо. Никого не агитировал, не призывал куда-либо прийти. Высказал свое намерение прийти на первомайскую демонстрацию (л.д. 38).

Из ответа заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО13 от 16 мая 2019 года на запрос заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО14 следует, что 19 апреля 2019 года в администрацию городского округа поступило и было рассмотрено в установленном порядке уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 1 мая 2019 года от Камчатского регионального отделения политической партии ЛДПР (далее - Организатор). 22 апреля 2019 года Организатору направлен ответ с мотивированным предложением об изменении места проведения публичного мероприятия, а также предложено провести публичное мероприятие в одном из специально отведенных мест. 24 апреля 2019 года Организатор уведомил администрацию городского округа об отказе от проведения публичного мероприятия (л.д. 11, 12).

Указанные обстоятельства подтверждаются копией письма главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 апреля 2019 года в адрес координатора Камчатского регионального отделения ЛДПР ФИО15 (л.д. 66), а также копии самого уведомления о проведении митинга от 18 апреля 2019 года исх. № 18-04/2017/184, из содержания которого следует, что организатором публичного митинга является Камчатского регионального отделения ЛДПР, распорядительные функции по организации и проведению митинга будет осуществлять ФИО15 (л.д. 65).

Из письма руководителя агентства по внутренней политике Камчатского края от 24 апреля 2019 года исх. № 19.03/553 следует, что 18 апреля 2019 года в адрес данного агентства поступило обращение от председателя Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Камчатском крае ФИО12 о проведении мероприятия, посвященного празднованию Праздника Весны и Труда, 1 мая 2019 года, место проведения – улица Ленинская г. Петропавловска-Камчатского. Агентством было подготовлено и нарочно направлено информационное письмо в адрес ФИО12 с отказом в согласовании проведения публичного мероприятия по улице Ленинская с предложением изменить место проведения запланированного мероприятия (л.д. 43).

В материалах дела также представлена копия письма руководителя агентства по внутренней политике Камчатского края от 19 апреля 2019 года исх. № 19.02/539 в адрес председателя Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Камчатском крае ФИО12 о результатах рассмотрения его уведомления от 18 апреля 2019 года о намерении провести 1 мая 2019 года демонстрацию (л.д. 44).

Также в материалах дела представлена копия самого уведомления о проведении публичного мероприятия, подписанного ФИО12, поступившего в агентство по внутренней политике Камчатского края от 18 апреля 2019 года, в котором в качестве организатора мероприятия указано Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Камчатском крае, а уполномоченным представителем организатора – ФИО12 (л.д. 45).

Сведения о том, что по 30 апреля 2019 года включительно в установленном порядке в агентство по внутренней политике Камчатского края либо в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа поступали иные уведомления, в том числе содержащие сведения о ФИО1, как об организаторе либо уполномоченным им лице, содержащие сведения о намерении проведения публичного мероприятия 1 мая 2019 года на площади Ленина в г. Петропавловске-Камчатском, в материалах дела не представлены.

В представленной в деле копии письма исполняющей обязанности Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 апреля 2019 года содержатся лишь сведения о том, что в различных социальных сетях распространялось обращение граждан ФИО2, ФИО16, ФИО5, ФИО12, ФИО8 с призывом к жителям региона прийти 1 мая на демонстрацию с целью выразить свое недоверие Губернатору Камчатского края и представителям Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Также в указанное письме содержится мнение, что данные информационные призывы содержали, в том числе информацию о месте, времени, целях проведения акции, носили общественно-политический характер и направлены на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни региона, в связи с чем действия инициаторов данной акции могут быть расценены как проведение предварительной агитации при организации публичного мероприятия. Однако по состоянию на 30 апреля 2019 года в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа уведомлений о проведении публичного мероприятия 1 апреля 2019 года с заявленными целями, местом и временем проведения не поступало (л.д. 13).

Из изложенного следует, что содержание представленных по делу доказательств объективно не позволяет сделать вывод о том, что ФИО1 являлся организатором публичного мероприятия в форме демонстрации, то есть лицом, взявшим на себя обязательство по организации и проведению такого публичного мероприятия, в том числе и в случае, если органом публичной власти в его проведении было отказано по предусмотренным законом основаниям. При этом, как указано выше, с уведомлениями о проведении публичных мероприятий 1 мая 2019 года в установленном порядке обращались иные лица. Иных сведений, подтверждающих, что ФИО1 подавал уведомление о проведении публичного мероприятия либо в какой-либо иной форме заявлял о взятии на себя обязательства по организации и проведению публичного мероприятия, не представлено.

Кроме того, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что ФИО1 вменено проведение предварительной агитации в нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ проведение предварительной агитации относится к организации публичного мероприятия.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28, также следует, что для целей статей 5.38 и 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).

При этом из буквального содержания протокола об административном правонарушении от 20 мая 2019 года не следует, что ФИО1 вменяется невыполнение или ненадлежащее выполнение им как организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4, 7, 8 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), либо организация или проведение публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям.

Составленным в отношении ФИО1 протоколом об административном правонарушении ему фактически вменялось в вину организация в форме предварительной агитации публичного мероприятия, предусматривающего необходимость его согласования, без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении.

Учитывая, что обстоятельства, на выявление которых указано в протоколе об административном правонарушении, могут свидетельствовать о наличии признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена специальной нормой Кодекса РФ об административных правонарушениях - ч. 2 ст. 20.2 данного Кодекса, оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.2 данного Кодекса, по которой деяние квалифицировано в протоколе об административном правонарушении, не имеется.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Помимо вышеизложенного при рассмотрении дела установлено, что при составлении в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении по настоящему делу было допущено существенное процессуальное нарушение, которое выразилось в следующем.

В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в соответствии с данным Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В силу ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие, если он извещен в установленном порядке о совершении данного процессуального действия.

Таким образом, положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.

Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу должностных лих, уполномоченных составлять такой протокол.

Системный анализ положений ст.ст. 25.1, 28.1 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, лишается предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальных прав и гарантий защиты.

Поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В случае составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен представить доказательства, подтверждающие факт извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени составления протокола.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен 20 мая 2019 года должностным лицом УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица.

При этом в материалах дела представлено извещение на имя ФИО1, датированное 16 мая 2019 года, согласно которому он извещался о том, что в отношении него возбуждено дело по ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и необходимости явки 20 мая 2019 года в 10 часов 00 минут в ГИАЗ Отдела полиции № 1 УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому для дачи объяснений (л.д. 42).

Указания на то, что на 20 мая 2019 года также было назначено составление в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, данное извещение, от получения которого последний отказался при понятых, не содержит.

Иных сведений, подтверждающих надлежащее извещение ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, материалы дела не содержат.

Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие ФИО1 с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Составление протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 в его отсутствие лишило привлекаемое к административной ответственности лицо возможности воспользоваться предоставленными ему Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальными правами и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права, что влечет невозможность принятия указанного протокола в качестве допустимого доказательства по делу об административном правонарушении.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, при котором производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В силу п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 данного Кодекса, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2019 года.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков