ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-492/18 от 22.10.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№ 5-492/18 (публиковать)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 октября 2018 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Шергиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО СХП «Леон» ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический и фактический адрес: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее также – Управление Росприроднадзора по УР) в отношении юридического лица ООО СХП «Леон» составлен протокол об административном правонарушении №04-188/Пр от 01.08.2018 года по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, выразившееся в нарушении законодательства в области обращения с отходами.

В судебном заседании представитель административного органа Управления Росприроднадзора по УР ФИО1, действующая на основании доверенности поддержала протокол об административном правонарушении.

В судебное заседание представитель ООО СХП «Леон» не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания отклонено.

Выслушав объяснения представителя административного органа, изучив материалы дела, судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

В судебном заседании установлено, в Управление Росприроднадзора по УР поступила информация (вх. № 119 от 18.06.2018 г.), содержащая сведения о нарушении требований законодательства в области обращения с отходами ООО СХП «Леон» на территории земельного участка, расположенного вблизи населенного пункта с. Люк. На основании данной информации государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО СХП «Леон».

В результате административного расследования установлено следующее:

ООО СХП «Леон» является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства РФ и Устава. ООО СХП «Леон» является коммерческой организацией преследующей в качестве основной цели получение прибыли.

В ходе административного расследования произведен 10.07.2018г. выезд и визуальный осмотр территории и объектов, указанных в поступившей в Управление Росприроднадзора по УР информации от 18.06.2018г. вх. № 119ж. Протоколом осмотра зафиксировано, что на территории ООО СХП «Леон» по адресу: <...> расположены два корпуса для содержания крупного рогатого скота. В корпусе 1 содержится дойное стадо в количестве 240 голов, в корпусе 2 содержится молодняк в количестве около 120 голов. Из корпуса 1 и 2 скребковым навозоудалителем навоз и жидкая фракция из под крупного рогатого скота и молодняка собирается в центральный канал, далее поступает в накопитель. В ходе осмотра также установлено, что отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота (код по ФККО 11212111204) накапливаются в виде навала и складируются на почве на территории ООО СХП «Леон». Какое либо водонепроницаемое покрытие па почве между данным отходом отсутствует. Навал отходов расположен не под навесом, и находится под прямым попаданием осадков. Факт сброса животноводческих отходов в водный объект на момент осмотра с территории ООО СХП «Леон» не подтвердился.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, и на почву.

В нарушении ч.2 ст.51 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89 «Об отходах производства и потребления», ООО СХП «Леон» произвел сброс отходов на почву земельного участка, территория ООО СХП «Леон» по адресу: <...>.

В рамках административного расследования истребованы сведения и документы, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.

Из представленной ООО СХП «Леон» (пояснения исх № 222 от 04.07.2018 г.) на определение об истребовании сведений., необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 04.07.2018г. информации следует, что ООО СХП «Леон» основным видом деятельности является ведение смешанного сельского хозяйства, а также животноводство (выращивание крупного рогатого скота). Помимо получения основного вида продукции - молока, у ООО СХП «Леон» образуется навоз крупного рогатого скота. Навоз крупного рогатого скота используется ООО СХП «Леон» с целью повышения плодородия почвы.

В результате полученных документов установлено, что: на основании договора аренды № 185 от 01.01.2018г. ООО СХП «Леон» принимает в арендует у ИП ФИО3 объекты, в том числе: земельный участок (кадастровый номер 18:08:0:2533), земельный участок (кадастровый номер 18:08:098001:0633), земельный участок (кадастровый номер 18:08:098001:0645), здание коровника (инвентарный номер 8292), здание телятника (инвентарный номер 8293), здание телятника (инвентарный номер 8261), здание зерносклада (инвентарный номер 8339 и 8341), здание мастерской (инвентарный номер 8344), здание материального склада (инвентарный номер 8342), здание конторы (инвентарный номер 8378). Вышеуказанные объекты расположены по адресам: <...> дома №№ 3, 13, 10, 12. Согласно договору № 187 от 01.01.2018г. ООО СХП «Леон» принимает в арендует у ИП ФИО3 земельные участки (кадастровые номера 18:08:004001:288 и 18:08:004001:293) расположенные по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с.Люк.

На ООО СХП «Леон» имеются ответственные лица по обращению с отходами, согласно изданному приказу от 27.05.2016г. «О назначении ответственных лица по обращению с отходами». Лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - IV класса опасности имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами и удостоверениями на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Как усматривается из Приложения № 2 приказа Министерства сельского хозяйства от 13.12.2016 №551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации зависимости от половозрелой группы животных нормы суточного выделения экскрементов (кала) от одной головы КРС колеблются от 1 кг (телята до 3 месяцев) до 35 кг (коровы). Следовательно, в результате деятельности по содержанию около 360 голов КРС у ООО СХП «Леон» образуется отход производства и потребления: «навоз крупного рогатого скота свежий» (код по ФККО 1 12 110 01 33 4), который относится к IV классу опасности.

Классы опасности определены согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242.

Согласно данным сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017 год Форма № 2-ТП (отходы) у ООО СХП «Леон в результате производственной деятельности образуются следующие отходы производства и потребления: -IV класс опасности: Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5 %) (код по ФККО 46811202514); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724); шлак сварочный (код по ФККО 91910002204); смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (код по ФККО 73331001714); отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные (код по ФККО 73621001724)

Классы опасности определены согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, из которого следует, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись, паспорт действует бессрочно.

Согласно информации, имеющейся в распоряжении Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, ООО СХП «Леон (служебная записка отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности от 12.07.2018г.) копии паспортов на образующиеся отходы I-IV класса опасности в Управление не поступали, отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2017 год в Управление ООО СХП «Леон» не предоставляло

В нарушении ч.ч. 1,3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Порядка проведения паспортизации отходов 1-1V классов опасности ООО СХП «Леон не составлены паспорта на отходы IV класса опасности, а именно: навоз крупного рогатого скота свежий, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5 %), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), шлак сварочный, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные, копии паспортов в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике не направлены.

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

ООО «СХП «Леон» в соответствии с Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ и выпиской из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (ЮЭ9965-18- 3870010 от 11.07.2018г.) является малым предприятием.

Как следует из ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетностью образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов установлен приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. № 30, согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов. Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В нарушении ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ООО СХП «Леон» как субъектом малого предпринимательства такая отчетность до 15 января 2018 года за 2017 год в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике не представлена.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В ходе административного расследования установлено, что ООО СХП «Леон» в результате деятельности по обращению с отходами произвело сброс отходов «отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота» (код по ФККО 11212111204) на почву территории ООО СХП «Леон», расположенной по адресу: <...> что является нарушением ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ООО СХП «Леон не составлены паспорта на отходы IV класса опасности, а именно: навоз крупного рогатого скота свежий, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5 %), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), шлак сварочный, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные, что является нарушением ч.ч. 1,3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Порядка проведения паспортизации отходов 1-1V классов опасности, ООО СХП «Леон» как субъектом малого предпринимательства отчетность до 15 января 2018 года за 2017 год в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике не представлена, что является нарушением ч. 7 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещен ни отходов.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых данным Кодексом предусмотрена ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе административного расследования ООО СХП «Леон» не представлено каких-либо доводов в обоснование уважительности причин, свидетельствующих об отсутствии у него возможности выполнить требование закона в области обращения с отходами.

Таким образом, ООО СХП «Леон» допустило нарушения требований ч.ч. 1,3 ст. 14 и ч.7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вина ООО СХП «Леон» выразилась в том, что Общество имело возможность выполнить требования законодательства, в области обращения с отходами, однако, должных мер к соблюдению законодательства не приняло.

Для соблюдения требований закона ООО СХП «Леон» надлежало разработать паспорта на образующиеся отходы I-IV класс опасности, не допустить сброс отходов производства и потребления на почву, и сдать отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2017 год, Общество не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В действиях ООО СХП «Леон» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при сборе, использовании, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Правонарушение является длящимся, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ - временем его совершения считается момент составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по УР ФИО2 - 10.07.2018 г.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ давность привлечения виновных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Место совершения правонарушения - по месту фактического расположения ООО «СХП «Леон» <...> дома №№ 10,13.

Факт совершения правонарушения и вина предприятия в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений у суда не вызывает, участниками процесса не оспариваются.

Таким образом, суд, оценив представленные доказательства, конкретные обстоятельства его совершения, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «СХП «Леон» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не усматривается.

При назначении административного наказания «СХП «Леон» учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере минимального предела для юридических лиц, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ в размере 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 29 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Первомайское ООО СХП «Леон» ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический и фактический адрес: <...> - признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Реквизиты уплаты штрафа: Получатель – УФК по Удмуртской Республике (Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике) ИНН <***>, КПП 184101001, ОКТМО 94701000, р/счет <***> ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г.Ижевск, БИК 049401001, КБК 048 116 25610 01 6000 140.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Н.В. Дергачева